18 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 13:26  |  vz.ru
Разделы

Метания Додона повторяют кульбиты Януковича

Павел Волков, публицист
Демократы Молдавии просят денег у Запада для борьбы с Россией, социалисты – у России для борьбы с Западом, а сами желают лишь любой ценой остаться у власти. Понятно, что все играют в предвыборные игры, но ведь так можно и доиграться. Подробности...

«Церковь Порошенко» – это ненависть, хаос и раздор

Сергей Худиев, публицист, богослов
Мечты получить «равноправную» и «независимую» церковь в статусе патриархата оказались похоронены – если не навсегда, то надолго. Никакой независимости у новой структуры нет и не может быть по трем причинам. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Как предсказываются будущие массовые беспорядки

Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
Национальные и конфессиональные факторы выступают либо катализатором, либо вектором протеста, но никак не их причиной, как считают многие. Вот почему нам приходится очень внимательно и продуманно говорить и о парижских событиях. Подробности...

    Названа «Мисс Вселенная – 2018»

    Победительницей 67-го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная», прошедшего в бангкокском выставочном центре Impact Arena, стала представительница Филиппин Катриона Грэй. Ей передала корону уроженка ЮАР Деми-Ли Нель-Питерс, победительница прошлого года
    Подробности...

    Путин покатал тяжелобольного мальчика на президентском вертолете

    Владимир Путин встретился с Артемом Пальяновым из Ленинградской области. Глава государства подарил тяжелобольному мальчику новогодние подарки, а также организовал для него и его семьи обещанный полет на президентском вертолете
    Подробности...

    Владимир Путин посетил открытие памятника Александру Солженицыну

    Президент России посетил церемонию открытия памятника писателю Александру Солженицыну. Монумент был открыт в центре Москвы в столетнюю годовщину со дня рождения литератора и общественного деятеля
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Минобороны резко отреагировало на версию о смерти экс-главы ГРУ в Ливане

        Главная тема


        Кто виноват в провале экономической евроинтеграции Украины

        «ведут себя очень борзо»


        Стали известны подробности обысков и массового задержания студентов в общежитии РГГРУ

        сотрудничество с «Хезболлой»


        В Израиле прокомментировали версию США о гибели главы ГРУ Сергуна в Ливане

        постпред России при ООН


        Небензя предупредил об угрозе южным регионам России

        Видео

        в интересах Киева


        Берлин назвал условие строительства «Северного потока – 2»

        1991 год


        Как Ельцин уничтожил внешнюю политику СССР

        космические технологии


        Должна ли Россия делиться с Китаем ракетными секретами

        мирный договор


        Япония рискует расстаться с мечтой о Курильских островах навсегда

        общественное мнение


        Верят ли украинцы пропаганде о «войне с Россией»

        Глобальное потепление


        Дмитрий Дробницкий: Когда говорят об экологии, на самом деле спорят о деньгах

        национальный вопрос


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Кто в Москве защищает СССР и дружбу народов

        Мировой гегемон


        Дмитрий Родионов: Последний довод США против «Северного потока – 2» – война

        на ваш взгляд


        Лукашенко заподозрил, что Россия хочет поглотить Белоруссию. Должна ли наша страна стремиться к объединению с Белоруссией в одно государство?

        «Телесообщество не знает своего зрителя»

        У падения доверия к телевидению есть вполне понятные причины

        25 июля 2012, 15:47

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        «Телевидение изо всех сил хочет угодить аудитории, а аудитория плюется и говорит, что смотреть это не будет. Это проблема маркетинга как такового: производитель не знает своего потребителя», – объяснил газете ВЗГЛЯД ректор Академии медиа Андрей Новиков-Ланской, комментируя обнародованные недавно данные о низком уровне доверия россиян к телевидению.

        Компания Synovate Comcon провела исследование, целью которого было выяснить, насколько россияне доверяют телевидению. Согласно полученным результатам, с доверием телевизионную информацию воспринимают лишь 35% российских зрителей. Эксперты утверждают, что это исторический минимум, то есть беспрецедентно низкая цифра. О том, откуда у телевидения проблемы с аудиторией и можно ли доверять рейтингам, газете ВЗГЛЯД рассказал ректор российской Академии медиа Андрей Новиков-Ланской.

        ВЗГЛЯД: Насколько, по-вашему, надежны статистические данные, на основании которых делается вывод о низком уровне доверия к телевидению?

        Андрей Новиков-Ланской: Я отношусь к этим цифрам настороженно. У меня большие претензии к социологии и методологии опросов, к процедуре анализа данных и их интерпретации.

        ВЗГЛЯД: Справедливо ли мнение, что аналогичная статистика, представляемая зарубежными источниками по ситуации в соответствующих странах, корректнее, чем российская, и что зарубежным рейтингам можно доверять, а российским – нет?

        А. Н.: В странах, которые пока больше продвинуты технологически, проблема правдивости рейтингов не столь значительна, но на самом деле она общемировая. Несоответствие рейтингов реальной ситуации будет устраняться по мере объединения телевидения и интернета, ведь в интернете статистика просмотров фиксируется гораздо точнее. А пара тысяч телевизионных счетчиков, которые стоят у нас в двадцати городах (или около того) по всей стране, дают настолько приблизительный подсчет, что на его основании просто смешно всерьез делать выводы о долях и рейтингах.

        Я давно борюсь с рейтингами – у нас в этой области все захвачено одной компанией, не буду ее называть. Думаю даже, что может иметь место определенный «заговор» между телепроизводителями, распространителями и рекламодателями. В общем, рейтинги – это совершенно неконтролируемая и виртуальная вещь. Но все это, заметьте, не значит, что не существует той проблемы, о которой говорят в связи с обнародованием очередной статистики и которая выявляется при любом более или менее последовательном социологическом опросе.

        ВЗГЛЯД: То есть кризис доверия к телевидению действительно имеет место?

        А. Н.: Есть тенденция, есть вектор. Доверие к телевидению как к источнику информации и интерпретации событий действительно падает.

        ВЗГЛЯД: С чем это связано?

        А. Н.: Очевидно, это связано с усилением цензуры, особенно если говорить о центральных новостных каналах, где сетка формируется прежде всего на основе новостных выпусков. Что же касается телевидения в целом, то здесь картина несколько иная. В отношении контента, который транслируется через ток-шоу, телесериалы, различные тематические программы и документальные фильмы, вряд ли можно говорить о падении уровня доверия. В этой своей части телевидение по-прежнему остается довольно мощным ресурсом воздействия на массовое сознание и коллективное бессознательное. Что вполне понятно – ведь на протяжении последних нескольких десятков лет именно телевидение являлось неким генератором базовых смыслов и общих мест, растиражированных банальностей и вообще всего языка массовой культуры. То есть телевидение остается влиятельным не как источник новостной информации, а как ресурс, предлагающий определенную картину мира.

        ВЗГЛЯД: Правильно ли считать, что если сейчас люди начинают хуже относиться к телевидению из-за представления о его подконтрольности властям, то в 1990-е телевидение было символом независимости от власти и действительно от нее не зависело, за что все его уважали и любили?

        А. Н.: И да, и нет. В 1990-х телевидение, действительно, было гораздо свободнее, за это его могли любить. Однако в советские годы телевидение тоже любили, хотя и за другое, а именно за качество и за массу интересных передач, а еще за гуманистический пафос, за человечность. А цензуру принимали как данность.

        ВЗГЛЯД: Вы хотите сказать, что сейчас нет ни свободы 1990-х, ни советского качества?

        А. Н.: Грубо говоря, да. То есть качество сейчас есть, но это качество технологическое, а не, скажем так, человеческое.

        ВЗГЛЯД: Многие каналы стремятся показывать то, что, по представлению работающих там людей, зритель хочет видеть. Но ведь зритель мог уже пресытиться тем, как телевидение удовлетворяет его самые примитивные и не всегда возвышенные потребности. Возможно, он уже хочет чего-то другого, ждет от телевидения наставлений или, по крайней мере, демонстрации каких-то высоких образцов. Допускаете ли вы, что телевидению может вредить его собственный популизм?

        А. Н.: Нужно иметь в виду, что аудитория неоднородна. Люди старшего поколения, привыкшие к вертикальной модели культурного и общественного пространства и к «верховной», регламентирующей роли телевидения, действительно могут хотеть того, о чем вы говорите. Для кого-то мысль о возрождении, скажем, советского телевидения, наверное, привлекательна. Но это поколение уходит.

        Другое дело, что у меня есть большие сомнения по поводу способности телевидения угадывать ожидания аудитории. На мой взгляд, телесообщество совершенно не знает страны, не знает своего зрителя, у телевидения нет методов выяснения того, чего зритель на самом деле хочет. Нет обратной связи. Рейтинги – абсолютно ложная вещь. Это – один из факторов, способствующих падению уровня телевизионной культуры, снижению общего качества контента.

        У нас принято считать, что люди любят смотреть на разврат и насилие, что им нравится испытывать страх. Кому-то, наверное, все это действительно нравится, но такие предпочтения вовсе не так тотальны, как многие думают. Возникает парадоксальная ситуация: телевидение изо всех сил хочет угодить аудитории, а аудитория плюется и говорит, что смотреть это не будет (хотя, конечно, все равно смотрит, потому что больше смотреть нечего или по крайней мере было нечего до недавних пор). Наличие такого коммуникативного разрыва признают, кстати, сами телевизионные начальники. Тот же Константин Эрнст прекрасно понимает эту проблему. Это проблема маркетинга как такового: производитель не знает своего потребителя. Проблема эта – общемировая, но с ней ничего нельзя сделать.

        ВЗГЛЯД: Однако, скорее всего, разным каналам российского телевидения доверяют или не доверяют в разной степени?

        А. Н.: Конечно, причем тут есть определенное распределение и разделение аудитории. Очевидно, что так называемый креативный класс доверяет прежде всего каналу «Дождь», а также – в меньшей степени – РЕН ТВ и Пятому каналу (петербургскому). С другой стороны, недоверие к ВГТРК и Первому каналу у этого класса предельное. Понятно, опять же, что, после того как некоторое время назад изменился имидж НТВ, этот канал в тех же кругах стал считаться помойкой.

        Подчеркну, что все сказанное только что относится именно к активной оппозиционно настроенной части общества. Если же говорить о большей части страны, то мне кажется, что для нее характерна более или менее пассивная, индифферентная позиция. Люди просто смотрят сериалы и ток-шоу, оценка тех или иных каналов с точки зрения новостной политики для этой аудитории несущественна.

        ВЗГЛЯД: Ко всему сказанному, вероятно, нужно добавить «победу», которую одерживает над телевидением интернет?

        А. Н.: То, что интернет перехватывает у телевидения роль ресурса, формирующего представления о мире, – факт очевидный. Разумеется, интернет – тоже не идеальная вещь, там тоже много всякого мусора, но там, по крайней мере, в гораздо большей степени присутствует возможность выбора.

        Тем не менее ситуация с интернетом двойственная – ведь телевидение тоже уходит в интернет, в результате возникает как бы гибрид двух разных коммуникативных средств. То есть сейчас мы наблюдаем переходный момент: кажется, что телевидение сдает позиции, потому что контент уходит из телевизора в Сеть, но на самом деле этот контент во многом является телевизионным. Думаю, что в итоге произойдет серьезная внутренняя реформа: телевидение, придя в интернет, станет немного другим. Но оно, тем не менее, останется телевидением. Ведь интернет – это всего лишь канал коммуникации, система распространения сигнала или, если угодно, площадка. А видеоконтент на каждом шагу так или иначе оказывается телевизионным продуктом.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............