Взгляд
29 июня, среда  |  Последнее обновление — 18:11  |  vz.ru
Разделы

Соседство с Россией ведет Прибалтику по порочному кругу

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Пока существует Россия, прибалтийские страны будут в ее силовом поле, даже если формально они уже стали частью политического пространства США и НАТО. Подробности...

Европа сдала курдов, сдаст и украинцев

Захар Прилепин
Захар Прилепин, писатель, председатель партии «За правду»
Европа забывает и предает всех. Были курды, как борцы за свободу – и нет курдов, скормили Эрдогану. Послезавтра они так же разочаруются в украинцах и сольют их. И тут же начнут кривляться вокруг какого-нибудь очередного малого народа, неся этому народу бардак, позор, предательство и смерть. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Новороссия исправляет историческое недоразумение

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
На землях Новороссии сходились интересы империй. Политические игры привели этот знаковый для истории русской экспансии регион в состав другой страны. И сегодня у нас есть возможность разобраться с этим историческим недоразумением. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...

Юбилейный праздник выпускников «Алые паруса» прошел в Петербурге

В Петербурге состоялось одно из самых красочных шоу в мире – юбилейный, 30-й праздник выпускников «Алые паруса». На Дворцовой площади и акватории Невы выступили тысячи артистов. Главным зрелищем стали салют и проход брига «Россия» под алыми парусами
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В офисе Зеленского заявили о нежелании НАТО принимать Украину в альянс

    Главная тема


    Чем блокада Шпицбергена отличается от блокады Калининграда

    главный противник


    Названы варианты ответа России на военное усиление США в Европе

    враждебная позиция


    Москва сочла неуместным присутствие флага Польши на мемориальных комплексах России

    младший научный сотрудник


    Профессор Сколтеха предложил Борису Джонсону работу в России

    Видео

    предельная цена


    Почему Запад бессилен отсечь российские нефтяные доходы

    «Большая семерка»


    Британия хочет занять место США в роли главного врага России

    деоккупация донбасса


    Падение Лисичанска ускорит развал украинской линии обороны

    разведчик-нелегал


    Как Россия создала уникальную систему разведки

    новые санкции


    Чем обернется для России золотое эмбарго Запада

    Образ будущего


    Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

    Политэкология


    Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

    Верх абсурда


    Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

    на ваш взгляд


    Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

    Больше чем фантаст

    Литература Брэдбери не является фантастикой, а точнее, категорически не умещается в рамки этого жанра
       6 июня 2012, 22:50
    Фото: Reuters
    Текст: Кирилл Решетников

    Сакраментальные слова о том, что мы присутствуем при конце великой эпохи, по отношению к смерти Рэя Брэдбери справедливы вдвойне. Он был последним из англоязычных писателей, ставших главными действующими лицами послевоенного фантастического бума и задавших координаты фантастической литературы XX века.

    После смерти Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Роберта Шекли и Артура Кларка именно Брэдбери, казалось, оставался тем, кто своим присутствием на земле удерживал от окончательной архивации мятежное, мудрое, страшное и радостное XX столетие (по крайней мере в его западном изводе) со всеми его невероятными достижениями и еще более невероятными футурологическими грезами. Вопрос, насколько такая метафизическая задача под силу еще одному фантасту-патриарху – автору «Стальной Крысы» Гарри Гаррисону, по-прежнему пребывающему в добром здравии.

    Наиболее фантастическое существо, встречающееся в его произведениях, – это, несомненно, человек

    Впрочем, в плеяде своих вышеперечисленных более или менее ровесников и собратьев по перу Брэдбери занимал особое место. Вернее даже так: будучи обитателем того же историко-литературного материка, что и они, Брэдбери к этой плеяде парадоксальным образом не принадлежал. Недаром автор «Вина из одуванчиков» оказался за пределами так называемой большой тройки фантастов, к которой традиционно относят Кларка, Азимова и Хайнлайна. Казалось бы, в этом списке великих давно уже пора было бы появиться четвертой строчке, которую должен был бы занять Брэдбери. Но этого не произошло, и, конечно, отнюдь не потому, что лос-анджелесский философ в чем-либо уступает членам данного пантеона, а, скорее всего, совсем по другой причине: литература Брэдбери на самом деле не является фантастикой, а точнее, категорически не умещается в рамки этого жанра, равно как и любых других.

    В самом деле: проза Брэдбери практически лишена той специфической тесной связи с эпохой НТР, которая прослеживается, скажем, у Кларка или Азимова, предсказывавших всевозможные научно-технические достижения и увлекавшихся формулированием метанаучных законов. Но благодаря Брэдбери человечество смогло если не понять, то прочувствовать и принять во внимание вещи гораздо более фундаментальные и важные, нежели все то, на чем зиждется прогресс. Вопреки тому, что первый прорыв к славе писателю обеспечило собрание космических рассказов под названием «Марсианские хроники», Брэдбери в итоге стал космонавтом не столько физического, сколько духовного и психического космоса. Наиболее фантастическое существо, встречающееся в его произведениях, – это, несомненно, человек.

    О том, что Брэдбери впору считать не столько фантастом, сколько создателем уникального североамериканского извода магического реализма, а может быть, и просто-напросто писателем-магом, лишний раз напомнил сборник «У нас всегда будет Париж», вышедший в 2009 году. В этом пестром собрании текстов, представляющем собой емкую разножанровую ретроспективу и щедрый кладезь не издававшегося ранее, преобладают притчи, психологические зарисовки и истории, похожие на современные сказки, в то время как чисто фантастические истории занимают не столь уж много места.

    Такое соотношение показательно для всей литературы Брэдбери: отдавая дань жанру, в какой-то момент оказавшемуся в авангарде литературы XX века и зафиксировавшему знаменательные прогрессистские чаяния, он, по сути, обживал куда более древние и куда более вечные  литературные территории. Одно из главных произведений Брэдбери, потрясающий роман «Из праха восставшие», где роковая преграда между мертвыми и живыми исчезает с запредельной легкостью, заставляет заподозрить, что истинной творческой вотчиной великого американца был миф, причем, возможно, в самых первозданных его формах.

    Другое дело, что статус классика фантастического жанра как такового Брэдбери себе тоже обеспечил, причем обеспечил легко, как бы слегка отвлекшись от более важной работы. Его перу принадлежат и архетипический текст о путешествии во времени – рассказ «И грянул гром», и архетипическая антиутопия – роман «451 градус по Фаренгейту». Но, возможно, наиболее актуальным произведением Брэдбери в нашем дивном новом мире, заполненном девайсами, является страшный рассказ «Чепушинка». Именно с него, может быть, и стоит начать перечитывать последнего писателя XX века.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •