Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

60 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
28 июня 2012, 21:52 • Культура

«В каждом живет Емелюшка»

Марина Мелия: Семь шагов к успеху, десять рецептов счастья

«В каждом живет Емелюшка»
@ knigozilla.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Тебе кажется, что вот сейчас ты кого-то используешь, или возьмешь откат, или споешь под фонограмму, а уж потом-то будешь честным, займешься хорошим бизнесом или настоящим искусством. Но, к сожалению, все это путь в один конец», – заверила газету ВЗГЛЯД профессор психологии и консультант Марина Мелия, автор только что вышедшей книги «Успех – дело личное».

ВЗГЛЯД: Многие убеждены, что никакой автор не может дать психологические или деловые советы на все случаи жизни. Возможна ли, по-вашему, общая теория успеха?

Коуч-консультант не может быть моложе, условно говоря, 35 лет. Как кандидат в президенты России

Марина Мелия: Мнение, на которое вы сослались, абсолютно верно. Поэтому я против книг, которые являются рецептурными справочниками. Семь шагов к успеху, десять рецептов счастья и т. д. и т.п. – книги, в которых идет речь о чем-то в таком духе, я считаю вредными. Сейчас существуют некие стандартные представления об успехе, и многие люди пытаются соответствовать стандартам, даже не пробуя прислушиваться к себе. Идя таким путем, человек нередко начинает делать что-то, что именно ему, может быть, и не надо. Очень многие популярные книги по прикладной психологии – наверное, процентов 45 от общего их числа – посвящены тому, как добиваться счастья или успеха всегда и во всем. Есть еще другая, не менее обширная часть этой продукции – о том, как манипулировать людьми и заставлять их делать то, что нужно тебе, совершенно не обращая внимания на их собственные желания. В сумме получается примерно 90 процентов, и везде дается четкая рецептура. По-моему, все это очень вредно. Людей, которые стремятся этому следовать, ждет глубокое разочарование.

ВЗГЛЯД: Почему же, тем не менее, такие книги продолжают продаваться и быть востребованными?

М. М.: Ну так ведь все же хотят успеха и счастья. А тут тебе дают четкий рецепт, как их достичь. Тебе говорят, что ты можешь быть успешен во всем, чего бы ты ни захотел. Как же этим не воспользоваться? Предлагаются даже визуальные тренинги – если хотите стать богатыми, представьте себе кейс с деньгами, и все у вас будет.

ВЗГЛЯД: Да что вы, серьезно?

М. М.: Да-да, такие тренинги действительно проводятся. Люди закрывают глаза, представляют. Им говорят – мол, самое главное, чтобы вы представили это правильно. То есть ничего не надо делать, не надо учиться. Не надо овладевать никакой профессией, тратить годы. Надо лишь посетить три–четыре занятия, правильно что-то себе представить, помечтать, настроиться. Плохо ли? Тем более что в каждом ведь живет Емелюшка. Еще есть похожее направление, где все построено вокруг понятия «комплексное счастье». Там идеология такая: улыбайся, общайся с хорошими людьми, думай только о хорошем, не допускай ничего плохого и т. д. Понимаете? Человеку дают установку: «Ты сможешь добиться всего, если будешь к этому упорно стремиться». Но вторая часть – которая насчет упорного стремления – как правило, забывается. К тому же сейчас еще существуют всякие конвейерные проекты вроде «Фабрики звезд». Вот ты туда пришел, хотя, может быть, ты даже и петь не можешь. А тебе говорят – ничего, научим, быстренько что-нибудь сляпаем. Глядишь – ты вроде как уже и звезда. То есть окружающая жизнь в какой-то степени ориентирует на представление о том, что все легко. В результате люди начинают думать, что это и есть путь к успеху – либо через манипулирование, либо через каких-нибудь два–три простых и быстрых шага.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Соответственно, вы строите разговор с вашей аудиторией по-другому?

М. М.: Мое понимание успеха заключается в том, что он в каждом случае абсолютно индивидуален. Нужно прислушаться к себе, понять себя. Понять, что нужно именно тебе, а не кому-то другому и не людям вообще, чего конкретно ты можешь добиться. Выяснить, что тебе на самом деле интересно, чего ты хочешь и какими ресурсами ты располагаешь. Именно эти вопросы самые важные, и они не решаются в рамках одного тренинга. Это вопросы всей жизни, а наша жизнь складывается из наших поступков. Недаром моя книга называется «Успех – дело личное». Я пытаюсь показать, что общих рецептов вселенского счастья не существует, что жизнь многообразна. Все мы живые люди, никто не застрахован от расстройств, разочарований, агрессии, ревности, зависти. Мы вмещаем в себя самые разные эмоции. Если мы не разрешаем себе их прочувствовать, то мы загоняем их глубоко внутрь, а это опасно. Это приводит к настоящим депрессиям. Я, кстати, с такими случаями работаю. Но даже независимо от того, какие эмоции ты испытываешь, погоня за легкими методами – это путь не просто в никуда, а к результатам довольно печальным.

ВЗГЛЯД: К каким, например?

М. М.: К самым разным. Тебе кажется, что вот сейчас ты кого-то используешь, или возьмешь откат, или споешь под фонограмму, а уж потом-то будешь честным, займешься хорошим бизнесом или настоящим искусством. Но, к сожалению, все это путь в один конец. Я еще не видела людей, которые бы начинали как-то так, а потом бы возвращались к противоположному образу действий.

ВЗГЛЯД: Какими качествами должен обладать коуч-консультант, что ему нужно для того, чтобы успешно заниматься своим делом и при этом избегать профанации?

М. М.: Здесь есть несколько моментов. Во-первых, он должен обладать психологическим мировоззрением. Что это такое? Это отношение к другому человеку как к ценности, интерес к нему, стремление увидеть его лучшие качества. Во-вторых, такой специалист, конечно, должен иметь психологическое образование, поскольку ему необходимо понимать глубинные механизмы человеческой психики. Консультанты, не имеющие такого образования, – а таких сейчас много – безусловно, могут навредить. В-третьих, консультанту необходимо владеть всем набором существующих психологических методик, а не пользоваться какой-то одной. Наконец, нужен, разумеется, жизненный опыт. Я во всех книгах пишу, что коуч-консультант не может быть моложе, условно говоря, 35 лет. Как кандидат в президенты России.

ВЗГЛЯД: В свое время на российский рынок хлынул поток переводной литературы по практической психологии, стали популярны книги Дейла Карнеги и его последователей. Каково ныне качество зарубежных книг по вашей тематике, и пошел ли американский опыт на пользу лично вам?

М. М: И в России, и на Западе появляются книги совершенно разного качества. Я сама училась у американцев. В 1989 году мы организовали первое в СССР российско-американское консалтинговое предприятие, а потом мы стали работать с самой старой и самой крупной на тот момент консалтинговой компанией RHR International. Я до сих пор пользуюсь многими из тех методов, с которыми познакомилась тогда. Там были профессиональные психологи, люди, которые всему этому долго учились. В то же время и на Западе есть масса компаний, обучающих быстрому успеху и практикующих прочие сомнительные вещи. То же самое с книгами – они все абсолютно разные. Глубокие книги, обращающиеся к самому читателю и помогающие ему увидеть себя, за рубежом тоже в меньшинстве. Что касается Карнеги, то сейчас его тексты уже выглядят наивными, методы, которые он предлагает, достаточно манипулятивны. Но я отношусь к нему с большим уважением, потому что он был одним из первых, в то время какая-то польза от него была.

ВЗГЛЯД: Можно ли в общем виде ответить на вопрос о том, кто ваши читатели?

М. М.: Это те люди, которые всерьез задумываются о своей жизни. Если мои непосредственные клиенты – достаточно узкий круг лиц, то читательская аудитория очень широка и многообразна. Отзывы, которые я получаю каждый день, пишут люди в возрасте от 18 до 85 лет.

..............