29 марта, воскресенье  |  Последнее обновление — 15:53  |  vz.ru
Разделы

Они всерьез играют в то, что могут умереть

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Щекотать себе нервы, добавляя адреналина просмотрами апокалиптических фильмов, приятно. Или чувствовать себя героям, затарившись гречкой. Я только что с Донбасса. Там шестой год реальный постапокалипсис. Подробности...

Власть в мире перешла к врачам

Василий Федорцев, политолог, германист
Евросоюз сейчас превратился в подобие большой больницы, где все отделения – инфекционные. В каждом отделении есть свой заведующий, но место главврача в больнице пустует. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

Евгений Крутиков, военный эксперт
Коронавирус имеет все шансы за считаные месяцы переформатировать всю мировую экономику, отменить старые политические тенденции и создать новые, а также кое-что подправить в психологии целого поколения. И, возможно, даже изменить вектор развития мировой науки. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В МИД прокомментировали сведения об «американском следе» в пандемии

        Главная тема


        Коронавирус обнажает правду про американский ГУЛАГ

        экономическая война


        «Роснефть» призвала США выполнить обещания по санкциям

        Национальный карантин


        Собянин рассказал, как поймали вышедшего погулять москвича с коронавирусом

        «мало бывает в россии»


        Миллиардер поступил в Коммунарку с положительным тестом на коронавирус

        Видео

        «переломить нарратив»


        Политолог оценил возмущение Макрона российской помощью Италии

        компенсация убытков


        Китай ответит за коронавирус в американском суде

        бактериологическая атака


        Коронавирус выявил серьезную уязвимость войск НАТО

        тотальный карантин


        Тысячи россиян стали заложниками из-за индийской богини

        Возможности коронавируса


        Евгений Крутиков: Эпидемия приведет к возрождению национальных государств

        Вирус – это явление


        Герман Садулаев: Вирус – это не живая материя, а идея

        Схожие схемы


        Игорь Мальцев: Грета Тунберг, ты довольна?

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Как вы рассматриваете объявленную в России выходную неделю?

        Овсянка, мэм!

        В прокате «Железная леди» – байопик Маргарет Тэтчер, за который Мерил Стрип получила свой третий «Оскар»

        2 марта 2012, 19:01

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Русским повезло. Они могут посмотреть не один фильм «Железная леди», а два. Платежеспособные в массе своей увидят ленту пафосную и героическую, небрезгливые и ленивые – карикатуру, выдержанную в духе газеты «Завтра». В обоих случаях лента не тянет на большее, чем плохо сваренная каша, но вот причины того, почему англичанка вдруг стала гадить, стоит рассмотреть поподробнее.

        Третий «Оскар» Мерил Стрип (всего третий при немыслимом количестве номинаций – 17 за 25 лет) – удобный повод вспомнить о том, как долго одна из лучших актрис современности не снималась в по-настоящему хороших фильмах. Если вынести за скобки «Сомнение» (которое, впрочем, тоже – сугубо актерский шедевр), лет десять уже не снималась.

        Приглашение Стрип на ключевую роль давно пора приравнять к употреблению допинга. Как ни крути камерой, а сыграет она отменно, её на что-нибудь обязательно номинируют, в итоге фильму обеспечены и пресса, и какие-никакие сборы, и восторги той части публики, которая идет в кинотеатр смотреть именно на Стрип, отфильтровывая всё, что ошуюю и одесную. Эта актриса не просто гарантирует индульгенцию за режиссерские помарки, она столь надежно переключает внимание на себя, что пустой и глупый фильм оказывается как минимум смотрибельным, а подчас и вовсе выдающимся. Как следствие, в топы выходит то экранизация книги о вкусной и здоровой пище («Джули и Джулия»), то лента о богатом внутреннем мире стареющих разведенок («Простые сложности»), то комедия о еврейской маме, чей сын на сорокалетнюю запал («Мой лучший любовник»). Кромешный ад, которым является «Мамма Миа!», получил снисходительные отзывы и гигантскую кассу, а «Дьявол носит Prada» и вовсе купался в народном обожании. Меж тем, убери оттуда Стрип – и увидишь: смотреть-то не на что.

        То же с «Железной леди» Филлиды Ллойд. На церемонии вручения «Оскаров» фильм показал максимальную результативность: две номинации – две статуэтки, одна – Стрип, другая – за грим, обе – за дело (что и говори, на баронессу Тэтчер героиня дня не слишком похожа, но визажист расстарался), а больше его награждать не за что. Не за что больше его и хвалить.

        Сухонькая старушка ковыляет за молоком в арабскую лавку, неторопливо расплачивается фунтом, в плечо ей нервно дышит негр, понятия не имеющий, что перед ним не просто старая карга, а сама Маргарет Тэтчер. Вернувшись домой, баронесса смотрит репортаж об очередном теракте и тихо ворчит на дороговизну, на то, до чего довели Британию лейбористы, между делом вспоминая, как давала леща профсоюзам, шахтерам, коммунистам, аргентинцам, нацменам. Периодически ей поддакивает муж (Джим Броудбент), который, между прочим, недавно умер и вот теперь мешает Железной леди спокойно спать по ночам. Потому что не такая уж она и железная. У неё тоже сердце есть.

        За пару недель до выхода «Леди» в российский прокат фильм появился на торрентах и на пиратских DVD, точнее, та его копия, что прежде была переозвучена на испанский. Так нетерпеливый зритель узнал о том, что кампания на Фолклендах была кровавой провокацией в духе «хвост виляет собакой», что баронесса – наркоман на посылках еврейских олигархов и что уничтожение русского православия было главной целью тэтчеровского кабмина. То ли толмач вовсе не владел языком Сервантеса и Гойтисоло, а денег ему хотелось, то ли решил пошутить, в любом случае, предложенный дорогим россиянам «перевод» имеет такое же отношение к оригиналу, как гоблинская «Братва и кольцо» к тексту Дж.Р.Р. Толкина. Наиболее показательной стала сцена, где Тэтчер, радуясь росту смертности (ибо людей должно быть меньше), рекомендует министрам брать пример с Гитлера. Людишки, конечно, дрянь, но в изначальном варианте спор баронессы с подчиненными сводился именно к тому, чему нас учит история, – к нежелательности интеграции в ЕС, а бесноватый фюрер не поминался вовсе.

        Юмор в том, что некоторые купились (в том числе люди весьма неглупые), а многие еще купятся. Благо многие и без того уверены, что Железная леди жрала на завтрак младенцев и немножечко поклонялась Сатане.

        Британской премьерше, с легкой руки газеты «Красная звезда» прозванной Железной леди, были по фигу ваши неувязочки. Её было не пронять разговорами про тяжкую долюшку, кривую дороженьку и молящих о корме детках. Исповедуя принцип «как потопаешь, так и полопаешь», она ссаживала со своего паровоза всех дармоедов и всех безруких, которых много в любой стране в любую эпоху и чьи личные обиды почему-то считаются «мнением народа». Для нынешней российской экономики она бы и вовсе стала ангелом смерти, потому что при Тэтчер никак невозможно выпускать за счет госдотаций груду металлолома, называя оную «автомобилем». Еще она верила Хайеку, писавшему про то, что фашизм и тоталитаризм начинаются с социализма. Она уважала свободу выбора, даже если выбор заключался в том, чтобы заморить себя голодом. Она относилась к электорату, как врачиха в госпитале – к детям, понимая, что если поставить вопрос о прививках на голосование, дети проголосуют «против». Тем не менее, она неизменно выигрывала выборы, построила не российский олигархический, а «народный» капитализм (когда треть населения в той или иной мере являются совладельцами приватизированных предприятий) и вернула-таки Соединенному Королевству статус процветающей державы тогда, когда, казалось бы, все полимеры пропиты и бурно растущую континентальную Европу британцам не догнать уже вовек.

        Всё это в фильме есть, но как будто бы и нет. Ллойд сняла не «кровавый навет», каким является «перевод фильма на русский», а панегирик. То есть все наоборот, но в обоих случаях «автор» «не посчитался с расходом графита», не нащупал баланса. Неоднозначная история восхождения баронессы, показанная нам кашей из многочисленных, скверно нашинкованных флешбэков, выглядит парадным портретом, неуемной героикой, и когда в конце Тэтчер идет к отставке буквально по дороге из роз, это уже не непростительная пошлость, а вполне логичный и выдержанный финал. Спасибо, не по воде вышагивает. А могла бы.

        Противоречивость героя (для байопика важно, чтобы герой был противоречив) чувствуется лишь на контрасте Тэтчер-политика и Тэтчер-старухи. Боги не обжигают горшков, принцессы не какают, а баронесса и Железная леди не может коряво сидеть на полу, перебирая пыльное мужнино барахло. В итоге именно эта старая лошадь (Стрип играет её так, что захватывает дух) кажется человеком, тогда как Тэтчер «в соку» (Стрип играет её технично, копируя оригинал во всех мелочах) – персонажем, более уместным в кинокомиксах про небожителей.

        Учить историю по таким фильмам противопоказано. То есть по любым противопоказано (а на пиратский перевод как на доказательство русофобской сущности кровавой англичанки в блогах еще ссылаться будут, ждите), но по этому – особенно. Режиссерша очевидно восхищается Тэтчер, но не как политиком и стратегом, а как женщиной, которая царству мужиков-шовинистов прикурить дала, пожертвовав ради того семьей и детьми – своими, но сопливыми. В сцене заседания парламента героиня Стрип не случайно показана сверху, единственным ярким пятном на сером пиджачном фоне, как ранее показывали героиню Уизерспун в «Блондинке в законе» (с той лишь разницей, что пятно теперь не розовое, а голубое). Плевать, что женщин в парламенте на тот момент было больше десятка, не о них ведь речь. Речь о том, что мужики не любят Тэтчер только потому, что она, женщина, оказалась сильнее их, мужчин. Ах да, еще она граммар-наци, таких никто не любит.

        Мысль ясна, остальное – детали, но с деталями тоже нехорошо получилось. Из мемуаров баронессы надергали по чуть-чуть, обозначив важнейшие эпизоды, но нисколько не позаботившись о том, чтобы их связать и разжевать. Вот дочь бакалейщика под немецкими бомбами зачем-то лезет за маслом (намек на историческую фразу «пушки вместо масла», что ли?). Вот убили какого-то друга, потом еще один теракт, как будто не нуждающийся в пояснениях. Кто-то где-то зачем-то бастует, Тэтчер зажимает нос, и всем понятно, что забастовки воняют. Без Фолклендов тоже обойтись нельзя, и Стрип послушно тычет в карту пальчик, но, по сути, вся внешняя политика ее кабмина сведена к вальсу с Рейганом и Манделой, а это, согласитесь, очень по-женски.

        Однако, как и следовало ожидать, многое ты готов простить за одно только наличие в фильме Мерил Стрип. В восторге даже англичане, недоумевавшие, почему британский режиссер снимает британский фильм про эталонную британскую леди, которой памятник в британском парламенте еще при жизни поставили, но на главную роль приглашает американку. Видимо, были не в курсе, что Стрип, помимо прочего, специалист по акцентам: за акцент польский («Выбор Софи») ей давали второй «Оскар», здесь же она, как пишут в Голливуде, речет с «британским акцентом», то есть говорит на чистейшем йоркширском английском.

        Русскому зрителю, конечно, это не слышно и не очень интересно, но данный фильм в принципе можно смотреть без звука. Ну или в «пиратском» переводе – потеряет он немногое, зато обретет в юморе, а то и в саспенсе. Ей-богу, внутри что-то дрожит, когда взираешь на упрямую старуху с деменцией. Старуха «прет, в людей вселяя ужас, с одежды отряхая кровь и слизь».

        Как предупреждала сама Тэтчер, «леди не поворачивают».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............