Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
1 марта 2012, 22:40 • Культура

«Не читайте газет, не слушайте пошляков»

Сергей Снежкин: Не связывайте Булгакова с этим оскотинением

«Не читайте газет, не слушайте пошляков»
@ Нон-стоп продакшн

Tекст: Кирилл Решетников

«Предлагаю остерегаться людей, которые думают о зрителе в терминах вроде «пятьдесят плюс», «домохозяйки» или «средний класс». Мне кажется, что это ужасное пошлое заблуждение», – считает режиссер восьмисерийного фильма по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия» Сергей Снежкин, снявший ранее небезызвестную картину «Похороните меня за плинтусом».

ВЗГЛЯД: Вы говорили, что в сценарии роман «Белая гвардия» объединен с пьесой «Дни Турбиных». Вы действительно экранизировали одновременно роман и пьесу?

Как люди, занятые делом, могут думать об этой дряни? И как можно Булгакова связывать с этим оскотинением?

Сергей Снежкин: Давайте разберемся и вспомним для начала историю обоих произведений. Сначала был написан роман, но при жизни Булгакова он не был опубликован полностью, поскольку редактор журнала, в котором должна была состояться публикация, скрылся за границей. Там произошло что-то загадочное. Более того, роман не закончен, существует несколько вариантов его окончания. Потом, когда Булгаков стал бороться за продвижение романа и за возможность его напечатать, это в итоге вылилось в пьесу. Которая, по сути, являлась насилием над романом. Даже не отрывками из него и не переложением на сценический язык, а насилием. Я уж не говорю о том, что было с самой этой пьесой на ее пути к постановке – об этом свидетельствует сам Булгаков, в частности в «Театральном романе». Но, как ни странно, какое-то развитие образов, заявленных в «Белой гвардии», в пьесе все же произошло. Увеличился объем диалогового текста, изменились реплики героев. В некоторых случаях реплики разных героев были вложены в уста одного персонажа. В общем, это такая живая авторская история. Поэтому при работе над сценарием я использовал абсолютно все булгаковские тексты, имеющие отношение к этому материалу, включая экземпляр пьесы с авторскими пометами из музея МХАТа. Но я использовал все это для того, чтобы написать сценарий именно по роману «Белая гвардия».

ВЗГЛЯД: Если сценарий написан вами, то какова роль писателей Марины и Сергея Дяченко, которые заявлены на официальном сайте сериала как сценаристы?

С. С.: Марина и Сергей Дяченко, с которыми я лично не знаком, были приглашены продюсерами для написания сценария по роману «Белая гвардия», и они его написали. Но когда в проект пришел я, я написал другой сценарий. Из версии Дяченко я взял рассказ Булгакова «Я убил», вплетенный ими в сюжетную ткань сценария, – эта их находка, на мой взгляд, очень удачна. Кроме того, я позаимствовал у них сцену, где Шервинский поет перед петлюровцами.

Сергей Снежкин - режиссер фильма «Похороните меня за плинтусом», «Брежнев» и сериала «Убойная сила»(фото: ИТАР-ТАСС)

Сергей Снежкин – режиссер фильмов «Похороните меня за плинтусом», «Брежнев» и сериала «Убойная сила» (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: В свое время вы сказали, что в рамках работы над телефильмом по «Белой гвардии» вам предстоит снимать всего Булгакова, поскольку он всю жизнь писал один роман. Следует ли понимать это так, что в сериале много реминисценций из других произведений Булгакова?

С. С.: Моя идея, с которой я приступил к экранизации и которой поделился с актерами и продюсерами, действительно заключается в том, что мы должны экранизировать все творчество Булгакова. Эту мысль не надо понимать буквально, но так или иначе нашей задачей было сделать что-то подобное, причем отобразить не только произведения Булгакова, но и его трагическую судьбу. Речь не идет о том, чтобы добавлять в фильм какие-то прямые заимствования или, не дай Бог, готовые «блоки» из других вещей Булгакова, но важно понимать, что «Белая гвардия» – предтеча всего его творчества и эпиграф к его жизни. Иметь это в виду и думать об этом необходимо. Такова была моя режиссерская идея, и мы постарались ее воплотить. Кроме того содержания, которое Булгаков вложил в свои пьесы, рассказы и романы, есть еще и определенные метафизические вещи, которые он декларировал всей своей жизнью, своими высказываниями и действиями. В частности, знаменитым письмом Сталину, в котором он требовал выпустить его за пределы отечества. Немецкая пословица гласит: «большая жажда, маленький стакан», но, тем не менее, у тех, кто делает фильм, должна быть эта большая художническая жажда – так я считаю.

ВЗГЛЯД: Роман «Белая гвардия» посвящен очень тяжелому историческому периоду – на судьбе героев отражаются одновременно и кровавая смена власти, и гражданская война, и немецкая оккупация. К счастью, ситуация в современной России далека от хаоса 19181919 годов, но и спокойной нынешнюю обстановку тоже не назовешь. Как вам кажется, имеет ли сегодня роман Булгакова определенную политическую актуальность?

#{interviewcult}С. С.: А что сейчас в России происходит?

ВЗГЛЯД: Слава Богу, пока еще ничего катастрофического. Но часть общества явно в панике, что хорошо видно по публичным высказываниям самых разных людей.

С. С.: Что говорил незабвенный профессор Преображенский? Он говорил: «Не читайте советских газет». Не читайте газет, не слушайте пошляков. Не обращайте на все это внимания, не надо. Вот у меня сейчас земля горит под ногами, я должен сделать два проекта. Как люди, занятые делом, могут думать об этой дряни? И как можно Булгакова связывать с этим оскотинением?

ВЗГЛЯД: Как вам кажется, органичен ли сериальный формат для интерпретации такого произведения, как «Белая гвардия»?

С. С.: Мне кажется, что да – все-таки экранное время в этом случае длительное, метраж большой. Это приятно, и это хорошо подходит для работы с литературными произведениями. Сериальная форма – великолепная вещь как для тех, кто берется экранизировать великую литературу, так и для отвратительных халтурщиков, которые могут бесконечно размазывать свою манную кашу, рассказывая ни о чем. Такова специфика нашего времени. Почему на телеканале «Россия 1» приняли решение экранизировать «Белую гвардию», я не знаю – взяться за этот проект мне предложили не представители канала, а мои товарищи-продюсеры.

ВЗГЛЯД: Вы охотно приняли это предложение?

С. С.: Да. Возможность снять фильм по такому роману – выигрыш в лотерею, счастливый билет. Я считаю это огромным везением – моим и моих товарищей. Такое случается один раз в жизни.

ВЗГЛЯД: Как вы подбирали актеров, и пришлось ли вам корректировать ваш первоначальный замысел под влиянием конкретного актерского ансамбля?

С. С.: Мы, то есть я, продюсер Сергей Мелькумов, оператор Сергей Мачильский и наши ближайшие коллеги, всегда проводим так называемые расширенные кинопробы, что бы мы ни снимали. Даже если при написании сценария я заранее вижу в той или иной роли конкретного актера, я все равно приглашаю на пробы как минимум четверых–пятерых возможных исполнителей. Это наше правило, и оно правильное. Это во-первых. Во-вторых, актер – всегда соавтор, если он талантлив и профессионален. В моей работе неизменно получается так: режиссер – диктатор, а актеры – соавторы. Потому что искусство – это соавторство, а режиссура – всегда диктатура, от этого никуда не денешься.

ВЗГЛЯД: Как вы представляете себе аудиторию вашего фильма – это люди, знакомые с творчеством Булгакова, или же те, кого нужно к нему приобщать? Имеет ли ваша работа просветительскую функцию?

С. С.: Наверное, любая экранизация в нынешних условиях имеет просветительскую функцию – помимо всех прочих. Что же касается зрителя, то ничего строго определенного я о нем не думаю и предлагаю остерегаться людей, которые думают о зрителе в терминах вроде «пятьдесят плюс», «домохозяйки» или «средний класс». Мне кажется, что это ужасное пошлое заблуждение. У всех есть телевизоры, и все, кто может их включить, – наши зрители. Вот для всех и надо работать. То, что мы делаем, – всеобщая песнь, а иначе это будет гадким расизмом.

ВЗГЛЯД: Сегодня только ленивый не сетует на низкий художественный уровень российских телесериалов. Надеетесь ли вы как постановщик «Белой гвардии» что-то изменить в этой области, может быть, задать более высокую планку качества?

С. С.: Нет, такой задачи у меня не было. У меня была задача сделать нечто соответствующее произведению Булгакова, а также моим собственным идеям и моей профессии.

..............