Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
25 декабря 2012, 19:47 • Культура

«70 лет мы жили в своем панцире»

Георгий Мамин: Современное искусство чуждо нашему человеку

«70 лет мы жили в своем панцире»
@ wikipedia.org

Tекст: Кирилл Решетников

«Современное искусство, действительно, во многом чуждо нашему человеку. Но это естественно – очень сложно положительно воспринимать то, от чего мы долгое время были изолированы», – объяснил газете ВЗГЛЯД художник Георгий Мамин, организатор конкурса арт-концепций «Национальная идея России», в котором лидирует портрет Ломоносова, выполненный нефтью.

На днях были подведены первые итоги голосования по конкурсу арт-концепций «Национальная идея России». В рамках конкурса, участником которого может стать любой человек независимо от рода занятий и образования, проводится отбор предложений на предмет того, каким должен быть современный визуальный символ России. Работу, созданную на базе лучшей из таких арт-концепций, планируется показать на Венецианской биеннале 2013 года, а автор победившей идеи получит приз размером в 300 тыс. рублей. За комментариями газета ВЗГЛЯД обратилась к организатору проекта, участнику арт-группы CF художнику Георгию Мамину.

Нет никакого разрыва. Это лишь вопрос смены поколений. Уже сейчас на выставки ходит много молодежи

ВЗГЛЯД: Конкурс арт-проектов на тему «Национальная идея России» интересует вас больше с точки зрения результата, то есть вы хотите получить яркую арт-концепцию для показа на Венецианской биеннале и т. п., или вам больше важен «мониторинг» вкусов и настроений людей?

Георгий Мамин: Первоначально мы искали яркую концепцию, чтобы ее по-своему доработать и воплотить в произведении современного искусства. Но в результате мы получили такой пласт народной жизни, до которого сами бы никогда не добрались. Можно даже проводить полноценное социологическое исследование! Нам поступило более 300 арт-концепций, и мы увидели, насколько присланные версии различны с точки зрения культурных и идеологических предпочтений. Поэтому при рассмотрении работ мы стараемся выбирать такие, которые выражали бы различные, порой противоположные, взгляды народа. Которые предложены людьми разного культурного и социального уровня.

ВЗГЛЯД: Не могли бы вы прокомментировать визуальные идеи, вошедшие в шорт-лист иностранный паспорт с открытой шенгенской визой, человека, высекающего себя из камня, портрет Ломоносова нефтью, русскую избу в современном воплощении?

Г.М.: Эти работы не похожи друг на друга. Они очень различны с точки зрения национальной идеологии. Например, за паспорт проголосовали люди, которые не верят, что Россия может создать свою самодостаточную культуру, поэтому должна вливаться в западную. С другой стороны, русская изба привлекла тех, кто думает, что мы должны обустроить Россию – и это должно стать нашей главной идеей. Человек, высекающий себя из камня – это очень сильный художественный образ. Такая эпическая завораживающая картина, которая мгновенно возникает в голове и, безусловно, льстит национальному самосознанию. А Ломоносов привлек своей парадоксальной правдой: Россия очень противоречива – и страна самородков, и страна полезных ископаемых, которые могут и облагораживать, и губить. Этот конкурс выявил удивительную многоплановость сегодняшнего момента, когда трудно чем-либо объединить россиян. Нет единства – в том-то и прелесть. Но к чему мы придем – это будет видно дальше по ходу конкурса. Он словно организм, который может жить и развиваться сам.

Георгий Мамин: Новое поколение будет прекрасно воспринимать современное искусство. Будет открыто ему (фото: из личного архива)

Георгий Мамин: Новое поколение будет прекрасно воспринимать современное искусство. Будет открыто ему (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, является ли народное голосование по вашему проекту истинным зеркалом народных настроений?

Г.М.: Не думаю. Дело в том, что у нас по интернету информацию получает менее половины жителей России. И в виртуальном голосовании приняла участие именно эта часть населения. Если б мы смогли охватить и оставшийся процент – возможно, были бы совсем другие результаты.

ВЗГЛЯД: В России существует стереотип, что современное искусство непонятно массам, что оно входит в противоречие с традиционной культурой и нравственными нормами. Об этом как будто бы свидетельствуют протесты против проектов Марата Гельмана*, обвинения современных художников в кощунстве и т. п. Насколько верен такой взгляд на отношение нынешних русских людей к современному искусству?

Г.М.: Современное искусство, действительно, во многом чуждо нашему человеку. Он даже часто воспринимает его враждебно. Но это естественно – очень сложно положительно воспринимать то, от чего мы долгое время были изолированы. Это объясняется исторически. Мое поколение, и даже поколение постарше, воспитывалось в эпоху социалистического реализма, который оборвал в 1920-х годах развитие российского искусства, законсервировав его. Искусство приобрело партийную направленность – мы росли в культуре на примерах картинок из учебников и книг. А свободный западный мир продолжал развиваться дальше: появлялись поп-арт, концептуализм и другие течения. Около 70 лет мы жили в своем панцире. И вот, в 1990-х современное искусство хлынуло к нам через галереи, выставки современного искусства. И, конечно, это вызвало неприятие у привыкших к прежнему искусству людей.

ВЗГЛЯД: Насколько правильно воспринимать современное искусство в России как удел интеллектуалов-западников и как один из факторов, усугубляющих и подчеркивающих разрыв между массами и элитой?

#{interviewcult}Г.М.: Да нет никакого разрыва. Это лишь вопрос смены поколений. Уже сейчас на выставки ходит много молодежи. Я иногда подхожу к ним, спрашиваю, как им нравится. Они отвечают: «Хорошо», «Прикольно». То есть молодым это уже интересно – у них нет тех идеологических шор, с которыми росли мы. Через 20–30 лет новое поколение полностью заменит старое и, уверен, будет прекрасно воспринимать современное искусство.

ВЗГЛЯД: По-вашему, является ли ваш конкурс убедительным опровержением стереотипов о том, как народ воспринимает современное искусство, коль скоро люди сами с энтузиазмом создают арт-проекты? А, может быть, так происходит только благодаря предложенной вами патриотичной теме?

Г.М.: Я думаю, первична именно тема. Те, кто присылает концепции, в первую очередь переживают о теме конкурса. Она волнует очень многих современных людей. Сейчас активно идет поиск и самоидентификация российского народа. И это связано, наверное, с ломкой формации, со столкновением нового и старого. Самовыражение – на втором месте. И это тоже хорошо. Ведь художником может стать любой. Но для этого нужно все бросить и заниматься только искусством. Надо быть признанным какой-то арт-площадкой или галереей, которая станет тебя выставлять. Это сложно для простого человека. А наш конкурс позволяет каждому побыть художником. Дает любому, даже далекому от искусства человеку, возможность творчества и самовыражения в современном мире.

ВЗГЛЯД: Надеетесь ли вы, что тема вашего проекта, «Национальная идея России», поможет стимулировать народный интерес не только к данному конкурсу, но и к современному искусству вообще, повысить степень лояльности по отношению к нему? 

Г.М.: Вы знаете, если бы конкурс помог достичь этой задачи, мы бы очень гордились собой. Потому что ускорить понимание современного искусства, привлечь к нему больше людей – это было бы огромной пользой.

ВЗГЛЯД: Ваш проект наводит на мысль, что современные арт-практики вполне могут совмещаться в России как с патриотической идеологией, так и с элементами традиционной культуры, и что в будущем такое совмещение станет чем-то понятным и естественным. Вы верите в это?

Г.М.: Верю. Искусство может выражать любые мысли, настроения, идеологии. Оно может соответствовать разным тематикам. Ведь, к примеру, литература бывает исторической, бывает философской, бывает лирической.

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, будет ли победитель конкурса иметь успех на Венецианской биеннале и вообще на Западе, соответствуют ли подобные символические образы России ожиданиям зарубежного зрителя и зарубежного арт-сообщества?

Г.М.: Современное российское искусство мало интересует западного зрителя. В первую очередь, всегда интересно то, что востребовано у себя на родине. К примеру, сейчас очень популярно китайское искусство: китайские коллекционеры активно приобретают китайские же произведения. А российские коллекционеры после кризиса 2008 года во многом утратили интерес к нашему современному искусству. Очень многие эмигрируют со своими капиталами за рубеж и там начинают скупать местные художественные произведения, чтобы влиться в местную элиту. Они хотят, чтобы и их дети там же социализировались. А новые коллекционеры России – лишь подрастают. Надеюсь, через 5–10 лет их будет намного больше, и тогда Запад автоматически будет более заинтересован нашим искусством.  И если мы своим проектом как-то привлечем интерес зарубежного арт-сообщества к российскому искусству – это будет большой успех!

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............