Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
17 декабря 2012, 20:45 • Культура

Как приручить дракона

В России выходит книга Генри Киссинджера «О Китае»

Как приручить дракона
@ Издательство АСТ

Tекст: Кирилл Решетников

В этом году книжная отрасль радует нас произведениями политических деятелей прошлого, бодро шагнувших в настоящее и по-прежнему озабоченных влиянием на умы. За горделиво-душещипательными мемуарами М. С. Горбачева следует труд Генри Киссинджера, в котором он предостерегает Америку от конфликта с Китаем.

Если творческое долголетие – вещь относительно редкая, то долголетие политическое – феномен, пожалуй, еще менее распространенный. Пожизненные и многократные правители – тема, которой в последнее время не касались только ленивые и блаженные. Не менее интересен, однако, другой случай – вторые и третьи позиции в высшем эшелоне власти, роль интеллектуала-консультанта при лидерах, разработка сценариев для нескучных глобальных спектаклей. Лауреат Нобелевской премии мира за 1973 год и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, которому в будущем году исполняется 90 лет, занимается подобной работой уже почти полвека и, несомненно, относится к числу монстров американской политики. Слово «монстр» здесь впору употреблять как в комплиментарном, так и в негативном смысле; сравнивая деятельность Киссинджера с достижениями некоторых его коллег, можно, пожалуй, прийти к выводу, что 89-летний корифей заокеанской дипломатии – монстр далеко не самый страшный.

Киссинджер, проводник идеи Никсона о необходимости сближения с Китаем, партнер Чжоу Эньлая и собеседник Мао Цзэдуна

У поколения социальных сетей имя Киссинджера, наверное, уже не на слуху, но тем, кто хорошо помнит глобальные перипетии предшествующей эпохи, вряд ли нужно объяснять значение этой фигуры.

Защитив в Гарварде серьезную историческую работу о ситуации в посленаполеоновской Европе и получив недюжинный политический опыт в самых разных околовластных институциях, Киссинджер стал большим человеком в период правления президента Никсона. Начав с должности советника по национальной безопасности, через несколько лет он был назначен госсекретарем и превратился в рулевого американской внешней политики. Не все знают, что у Киссинджера к тому времени имелся довольно редкий и как нельзя более подходящий для дипломата опыт: будучи уроженцем Германии и выходцем из семьи немецких евреев, бежавших от Гитлера, будущий политик посетил разгромленную родину в середине 1940-х, чтобы поучаствовать в денацификации, и справился с поставленными перед ним задачами на пять с плюсом.

Международную славу Киссинджер снискал прежде всего в качестве архитектора знаменитой разрядки, а также как один из творцов Парижского соглашения – документа, направленного на прекращение войны во Вьетнаме.

Диссертация о мирном периоде в Европе первой половины XIX века, денацификация, разрядка, замирение враждующих сторон во Вьетнаме – картина ясная и последовательная. Мистер Киссинджер – специалист по мирному урегулированию, поэтому неудивительно, что еще одной его заслугой является наведение американо-китайских мостов. Опыт, приобретенный за время их строительства, и лег в основу книги «О Китае». Книгу эту престарелый, но по-прежнему активный политик выпустил совсем недавно – в 2011-м, а в России по такому случаю не стали тянуть с переводом.

«О Китае» – текст, свидетельствующий как минимум о двух качествах автора: осторожности и политическом чутье. Любой, кто берется публично рассуждать об отношениях Китая и США, оказывается в центре мощнейшего силового поля, создаваемого амбициями двух геополитических гигантов, и для того чтобы рассуждения были восприняты обеими сторонами как минимум не враждебно, нужно суметь пройти по лезвию бритвы. С этой задачей Киссинджер справляется так же безупречно, как в свое время с заданиями армии США на территории поверженной Германии. Однако адресована книга прежде всего американцам – в ней объясняется, что представляет собой Китай и чего ни в коем случае нельзя допускать при взаимодействии с ним.

Одно из принципиальных достоинств книги заключается в том, что ее автор избегает распространенных ошибок имперского стратегического мышления и, более того, предостерегает от этих ошибок других. Самая грубая ошибка – игнорировать культуру и историю страны, от контакта с которой ты ожидаешь выгод и на которую ты хочешь влиять, тем более если речь идет о стране континентального масштаба, создавшей свою собственную цивилизацию. Менее катастрофическое, но тоже крайне опасное заблуждение – рассчитывать на то, что знакомство с внутренними обстоятельствами «разрабатываемого» государства позволит тебе манипулировать им.

Киссинджер, проводник идеи Никсона о необходимости сближения с Китаем, партнер Чжоу Эньлая и собеседник Мао Цзэдуна, четко понимает, что Поднебесная – это огромная вселенная, не утратившая связи с прошлым и идущая совершенно определенным курсом. Пытаться изменить этот курс – значит уподобляться капитану катера, желающему взять на буксир атомный ледокол. В подтверждение этой идеи автор подробно разбирает целый ряд эпизодов из китайской истории, и это интересно само по себе – читается почти как популярный исторический трактат. Но и манипулировать Китаем тоже нельзя, равно как не стоит интриговать против него, применяя расхожие американские внешнеполитические приемы. По мнению Киссинджера, проект демократического антикитайского блока, состоящего из «правильных» государств и предназначенного для идеологического давления на Поднебесную, вряд ли может оказаться выигрышным.

В книге подробно разбираются нынешние настроения в китайском обществе, конспектируются важнейшие китайские общественные дискуссии и анализируется диалектическое сочетание таких факторов, как недоверие по отношению к Западу и заинтересованность в сотрудничестве с ним. Киссинджер в курсе, что в Китае есть близнецы-антиподы американских военных «ястребов», такие как, например, полковник Лю Минфу, выпустивший в 2010 году книгу «Китайская мечта», где высказывается идея о неизбежной конфликтности американо-китайских отношений. Лю Минфу подобно ряду хорошо знакомых нам западных персонажей мыслит по принципу «либо мы их, либо они нас – третьего не дано». Однако Киссинджер является последовательным оппонентом такого подхода и считает, что конструктивное партнерство возможно. Более того, если Китай и США предпочтут ринг столу переговоров, то это будет означать серьезную угрозу для всего мира. Другое дело, что и Китаю придется пойти на уступки, о чем в книге тоже подробно говорится.

К этому остается лишь добавить, что Киссинджер – многолетний оппонент небезызвестного Збигнева Бжезинского по вопросам отношений с Россией, а также противник тех, кто в свое время «продавил» пресловутую поправку Джексона – Вэника. И, конечно, если выбирать между «ястребами» и специалистами по мирным периодам в Европе, то хотелось бы иметь дело с последними.

..............