18 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 08:40  |  vz.ru
Разделы

Катитесь к чёрту с вашим половым воспитанием

Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
Казалось бы, давно пора зарубить на носу: что-то предлагают – беги. Получить «выгодную кредитную линию» в банке? Беги: это смертушка твоя ходит. Вот взять половое воспитание. Кто им займется? Специалисты, конечно. Те, у кого болит. Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

Есть места и получше вашего рая

Александр Баунов, главный редактор Carnegie.ru
Если вдруг Россия поднимется в рейтинге медицинских услуг, городской среды или качества дорог, о них появятся критические размышления. Потому что, если Россия поднимается в каком-то рейтинге, вероятно, с рейтингом что-то не так. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

России необходимо производство, а не налоги для богатых

Антон Любич, экономист
Российская экономика, и без того сталкивающаяся с санкционным давлением, при темпах роста в 1-2% в год сможет порадовать своих граждан разве что новостью «зато у соседа корова издохла» – «зато богачам налоги повысили». Что же делать? Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

    Умер Николай Караченцов

    Народный артист России Николай Караченцов умер в одной из московских клиник за день до своего 74-летия. Караченцов снялся более чем в ста фильмах, на его счету около 20 постановок в «Ленкоме». В 2005 году он попал в ДТП, в 2017-м у него диагностировали рак легких. Скончался актер из-за отказа почек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россия выразила соболезнования пострадавшим от пожаров жителям Калифорнии

        Главная тема


        Почему Россия лучше Франции справляется с ростом цен на топливо

        «напористый характер»


        Западные критики увидели черты Путина в российском мультперсонаже

        «если бы мы знали»


        Экс-генсек НАТО рассказал, в чем ошибся по поводу Путина

        «неожиданный удар»


        Появились данные о смене военной стратегии Китая

        Видео

        вот какой рассеянный


        Жан-Клод Юнкер явился на официальное мероприятие в разных ботинках (видео)

        мнение специалиста


        Известный врач вступился за «виновную в смерти младенца» коллегу

        неправильное электричество


        Прибалтике придется дорого заплатить за новый разрыв с Россией

        наследие ссср


        Гигантская советская стройка снимает угрозу войны в Средней Азии

        орбитальный корабль


        Полет «Бурана» стал последним триумфом советского космоса

        «Чемодан, вокзал, Москва»


        Игорь Мальцев: русских попросили освободить место в Германии для сирийцев

        «Хитрый Ленин»


        Дометий Завольский: стыдные вопросы про Великую Октябрьскую революцию

        «Катитесь к чёрту»


        Лев Пирогов: «Половое воспитание» выльется в феминизм и гомосексуализм

        на ваш взгляд


        В 1956 году СССР и Япония подписали декларацию, которая предусматривала передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Должна ли Россия выполнить обязательство СССР и вернуть Японии два острова?

        «Непуганое поколение»

        Критик Павел Басинский – о слабых местах и рыночных перспективах молодой литературы

        13 декабря 2012, 21:23

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        «Чтобы бросать вызов, надо знать культуру тех, кому ты его адресуешь. Как было у футуристов? Они были с детства пропитаны классикой. Поэтому могли крикнуть – мол, сбросим Пушкина и Достоевского с парохода современности. А нынешние не знают, что им сбрасывать», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД писатель, критик, председатель премии «Дебют-2012» Павел Басинский.

        ВЗГЛЯД: Некоторым показалось, что самой яркой номинацией «Дебюта-2012» была малая проза. В этой номинации победил петербуржец Евгений Бабушкин с короткими рассказами о нынешних бедняках, прозябающих на окраине жизни. Это действительно «пролетарская проза», как говорит автор? Может быть, это новый Горький?

        Павел Басинский: Честно говоря, я не заметил в прозе Бабушкина отчетливой пролетарской темы. Его волнует участь людей обездоленных, живущих бедно. Но он описывает их жизнь в веселой и несколько абсурдистской манере. Это скорее некая игра с данной темой, а вовсе не то, что называют чернухой. Впрочем, судя по тому, как он выступил на церемонии «Дебюта», убеждения у него, возможно, и правда социалистические, революционные. Но это сейчас модно среди молодежи.

        ВЗГЛЯД: А вообще, существуют ли сейчас в России писатели, которые поднимают проблему социального расслоения, пишут о несправедливости рыночной системы?

        П.Б.: Все это находит отражение в литературе, причем с разных сторон. С одной стороны, есть «Санькя» Захара Прилепина, принятый на ура и критикой, и читателями. С другой стороны, в нынешней прозе очень распространена такая тема, как бунт маленького человека – я, кстати, в свое время об этом писал. Возьмите, например, такие книги, как «Легкая голова» Ольги Славниковой или «Человек, который знал все» Игоря Сахновского. Роман Елизаветы Александровой-Зориной, вышедшей в финал нынешнего «Дебюта», так и называется – «Маленький человек». Герой романа – персонаж, всецело соответствующий этому определению, унижаемый и третируемый всеми, даже собственной женой, живущий на маленькую зарплату. Но случайно происходит так, что он убивает главаря банды, которая терроризирует весь город. То есть это как бы новый пушкинский Евгений, восставший против подавляющих сил – «ужо тебе!». Его начинают преследовать, пытаются поймать и т.д. В общем, эта проблематика сейчас как раз очень популярна.

        ВЗГЛЯД: А нынешняя мода на протест и вообще динамизация политических процессов как-то отражается в литературе молодых авторов? Или прав Виктор Топоров, который считает, что художественная проза не реагирует на события моментальными злободневными текстами?

        П.Б.: Я согласен с Топоровым – конечно, проза не может реагировать моментально. Даже «Мать» Горького, написанная по следам событий 1905 года, все-таки появилась через некоторое время после них. Хотя и довольно скоро, что, в общем-то, относительно редкий случай. Общепризнанно, кстати, что это не лучшее произведение Горького. Что же касается публицистики, то для нее быстрое реагирование естественно. У нас в финале «Дебюта» был Александр Чанцев со своим эссе «Война», которое как раз посвящено протестному движению в искусстве и  политике. Он там объясняет, почему не присоединился к оппозиционерам, что ему в их деятельности не нравится. Так что публицистика поддерживает этот разговор. Как, впрочем, и поэзия, которая сейчас отчасти продолжает традицию Маяковского и вообще традицию стихов на злобу дня.

        ВЗГЛЯД: Могут ли лауреаты «Дебюта» и другие начинающие авторы вписаться в сегодняшнюю рыночную ситуацию, есть ли у них шансы обрести широкую аудиторию?

        П.Б.: Думаю, что те, кто победил в «Дебюте», имеют довольно мало шансов на массовый успех – по крайней мере, с этими конкретными произведениями. Премия – это скорее входной билет в литературу, а потом уже лауреаты сами смогут решить, в какую сторону двигаться. В конце концов, они получили по миллиону рублей, так что никто не мешает им на год уйти с любой работы и написать, скажем, гениальный роман, который будет пользоваться массовым спросом. Литература – это рулетка, предсказать тут ничего нельзя. Могу лишь повторить, что победившие тексты вряд ли станут массовой литературой. Хотя вот пьеса Ксении Степанычевой «Похищение», которую отметили в номинации «Драматургия», – это, мне кажется, практически готовый сценарий фильма, который вполне мог бы иметь успех у зрителя. Нужно лишь набрать хороших молодых актеров, и будет блестящее кино.

        ВЗГЛЯД: Должен ли писатель нового поколения, ориентированный на серьезное творчество, подстраиваться под конъюнктуру, специально вносить в свои тексты развлекательный элемент? Или нужно достигать невозможного, пытаться переломить читательскую инерцию, сеять, так сказать, разумное и вечное?

        П.Б.: Есть известная формула – развлекая, просвещай. Ее придумал не я. Я убежден, что одна из главных целей любого писателя – писать серьезно, писать именно то, что он хочет, но так, чтобы его читало как можно большее количество людей. Тот, кто преодолевает эти «ножницы», как раз и может стать Писателем с большой буквы. Времена меняются – в XIX веке были одни условия, в XX – другие, а сейчас – третьи. Сейчас существует книжный рынок, который невероятно переполнен. Что делать в такой ситуации? Можно писать для десяти человек и считать себя великим. Но ведь можно и оглянуться назад, посмотреть, как было раньше. Чехов был модным, Достоевский был модным, и Толстой тоже. В XX веке в России было особое положение – литература была подцензурна, находилась в тисках режима. Это отдельный разговор. А сейчас снова рынок, от этого никуда не денешься. Другое дело, что писателей, даже таких, которые пишут для небольшой аудитории, нужно поддерживать – грантами, публикациями и т.д. Потому что у кого-то из тех, чье творчество в настоящее время имеет ограниченный резонанс, может быть большое будущее. Литературный процесс – вещь не однолинейная, у него должно быть много векторов.

        ВЗГЛЯД: Есть ли у нового литературного поколения какая-то своя правда, которую оно стремится утвердить, противопоставляет ли оно себя предшественникам?

        П.Б.: Они совершенно свободны. Непуганое поколение, как говорил Георгий Владимов. Причем свободны они не только от идеологических шор, но и от определенных моральных обязательств, поскольку они видят, как цинично устроена жизнь вокруг. Хотя, конечно, эта свобода – штука обоюдоострая. Что плохо – так это то, что у них нет культурной школы. Советскую власть можно ругать, но культурную базу советская школа все-таки давала. От этой базы можно было отталкиваться, отбрасывать какие-то идеологические элементы и идти дальше. А у новых авторов базы нет. Это чувствуется. Они много читают, но это чтение бессистемное. Они могут не знать каких-то основополагающих вещей, но при этом очень углубленно знать, скажем, индийскую мифологию. Такая культурная рассредоточенность, мне кажется, не очень перспективна.

        ВЗГЛЯД: Видна ли в прочитанных вами «дебютовских» текстах попытка бросить вызов старшему поколению, некая принципиальная конфликтность, без которой молодежная культура, как правило, не обходится?

        П.Б.: В эссеистике это есть. Там действительно намечено некое противостояние отцов и детей. Что-то типа того, что вы проморгали страну, а нам теперь расхлебывать. А в художественной прозе я этого не заметил. Чтобы бросать вызов, надо знать культуру тех, кому ты его адресуешь. Как было у футуристов? Они были с детства, с гимназии пропитаны классикой. Поэтому они могли выйти и крикнуть – мол, сбросим Пушкина и Достоевского с парохода современности. Они знали, о чем говорят. А нынешние не знают, что им сбрасывать.

        ВЗГЛЯД: Может ли в нынешних условиях появиться автор, который всех объединит, которого будут читать все, независимо от социальной и культурной принадлежности?

        П.Б.: Думаю, что литература, которая объединяет читателей, меняется и будет меняться впредь. Какие книги в последнее время так или иначе стали всеобщим чтением? «Код Да Винчи» Дэна Брауна прочли все, включая интеллектуалов, которые просто не признавались в том, что они это читали. «Метро 2033» Дмитрия Глуховского прочитал миллион подростков. Это серьезная литература или нет? Думаю, что для подростков – вполне. А то что же это получается: «Тимур и его команда» – серьезная литература, а «Метро 2033» – нет?

        Сегодня все несколько иначе, чем раньше. Нужно понимать, что, например, деревенская проза сейчас уже не может объединить русских людей. Не будут все поголовно плакать над судьбой деревни, хотя именно сейчас она погибает и, видимо, погибнет. Такой характер нынешней аудитории – это, может быть, плохо, но это факт. Форматы, объединяющие людей, стали другими. С этими форматами и нужно работать серьезным писателям, иначе они останутся маргиналами.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............