Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 июля 2011, 16:45 • Культура

«Нам помогала даже семья Путина»

Йо Хаазен: Карильон для России - редкий инструмент

«Нам помогала даже семья Путина»
@ Елена Мулина

Tекст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

«В России непросто создавать эти инструменты. Вот сейчас мы работаем над третьим русским карильоном: в нем будет 51 колокол. Этот карильон станет мобильным. Мы ведем переговоры о том, как он будет передвигаться по стране», – рассказал газете ВЗГЛЯД один из лучших мировых мастеров карильона и пропагандист этого инструмента в России профессор Йо Хаазен.

Уникальный для России и очень хорошо знакомый на Западе музыкальный инструмент карильон жителям современного Петербурга известен уже 10 лет. В Северной столице прошел юбилейный карильонный фестиваль «Музыка над городом».

В Спасской башне до сих пор хранятся колокола и детали клавиатуры того «петровского» карильона, который, увы, так и не зазвучал над Первопрестольной…

Иногда карильон называют колокольным органом. Действительно, это колокольня, которая управляется не привычным нам звонарем, а клавиатурой, напоминающей органную, только играть на ней приходится не пальцами, а кулаками. Зато можно воспроизвести любую мелодию – от «Чижика-пыжика» до Баха и Рахманинова.

По статистике, в мире было построено не менее шести тысяч карильонов: только в Голландии их сегодня около 200, в США – столько же, в Бельгии – порядка 100, во Франции – 53, в Германии – 35.

В Россию первый карильон привез из Голландии, конечно, Петр I. Но в XIX веке – после нескольких пожаров – карильоны исчезли. Вновь на колокольне Петропавловской крепости карильон появился всего десять лет тому назад, в сентябре 2001 года. Через несколько лет в Петергофе зазвучал еще один колокольный инструмент. И все это случилось благодаря усилиям одного бельгийского музыканта, собравшего спонсоров, организовавшего создание и установку инструмента, карильонный фестиваль и даже специальное отделение для подготовки музыкантов-карильонистов в большом петербургском университете.

Можно считать, что Йо Хаазен и сам стал немного русским. В сердце Северной столицы – Петропавловской крепости, где находится главный российский карильон, – у Хаазена даже есть свой собственный кабинет, где корреспондент газеты ВЗГЛЯД и встретился с музыкантом. Профессор Хаазен рассказал, как складывается судьба уникального инструмента и тех, кто на нем играет, в России.

Карильон – это колокольня, которая управляется клавиатурой, напоминающей органную, но играть на ней приходится кулаками (фото: Елена Мулина)

Карильон – это колокольня, которая управляется клавиатурой, напоминающей органную, но играть на ней приходится кулаками (фото: Елена Мулина)

ВЗГЛЯД: Господин Хаазен, где вы сейчас в основном живете и работаете – в Бельгии или в России?

Йо Хаазен: Можно сказать, что жить приходится «на две страны»: две недели я здесь, в Петербурге, две недели – в Бельгии. В бельгийском Мехелене я являюсь почетным директором Мехеленской королевской школы карильона, а в Петербурге преподаю на кафедре клавесина, органа и карильона в университете, на факультете искусств, деканом которого сегодня является профессор Гергиев. Наверное, все-таки больше я работаю в России...

ВЗГЛЯД: Неужели такой экзотичный для России инструмент интересен студентам?

Й. Х.: У меня сейчас 30 студентов – они не только из России, но еще с Украины, из Прибалтики и даже Китая. Есть и выпускники...

ВЗГЛЯД: В России всего два карильона – и оба в Петербурге. Где же играют карильонисты после окончания местного университета?

Й. Х.: Действительно, карильон для России – редкий инструмент... Одна из моих выпускниц – Татьяна Лукьянова – стала главным карильонистом Петергофа, остальные пока путешествуют по миру, где есть множество карильонов. Музыканты подписывают контракты на работу в разных городах Европы, Азии и Америки, концертируют. А ведь совсем недавно в архивах Амстердама мы нашли документы – счета, которые свидетельствуют о том, что на самом деле Петр I заказал и оплатил когда-то не только три карильона для Санкт-Петербурга, но еще один для Архангельска и несколько – для Москвы. В Спасской башне до сих пор хранятся колокола и детали клавиатуры того «петровского» карильона, который, увы, так и не зазвучал над Первопрестольной...

ВЗГЛЯД: Но и в этом веке в Петербурге звучит два карильона, а в Москве – ни одного...

Й. Х.: Это тоже кажется мне странным. Ведь когда мы в 2001 году открывали карильон на колокольне Петропавловской крепости, Москва готовилась к своему открытию, были изготовлены десятки колоколов, которые по какой-то причине потом тоже отправили в Санкт-Петербург и установили на звоннице на стрелке Крестовского острова. Правда, этот карильон (третий для Петербурга) механический, да и звучит теперь очень редко.

ВЗГЛЯД: Может, этот инструмент так мало распространен в России  потому, что и узнали о нем недавно?

Й. Х.: Карильонам уже 500 лет, а в России история карильона насчитывает лет 300. Не так мало. И у нас нет антагонизма, скажем, с православной звонницей: ведь карильон – это светский инструмент, хотя на нем играют и церковную музыку. Вообще, этот инструмент считается самым демократичным: ведь его устанавливали в ратушах, и он звучал для всех горожан. По традиции карильоны также устанавливают в кампусах университетов. Не было радио, телевидения, но звуки карильона разносились на несколько километров. И его слушали все, независимо от конфессиональной принадлежности. Кстати, наши карильоны в Петербурге были освящены Православной церковью... И когда летом в Петербурге проходят фестивали карильонной музыки, с нами вместе выступает и Русская роговая капелла, и Ансамбль церковных звонарей. Мы исполняем самую разную музыку, и она общедоступна для всех, кто приходит в Петропавловскую крепость.

ВЗГЛЯД: А когда вы стали карильонистом?

Й. Х.: Я в детстве учился музыке – играл на фортепиано, органе, скрипке, а в 13 лет начал играть на карильоне, в 23 года стал городским карильонистом в Антверпене. 30 лет там проработал, потом преподавал в королевской карильонной школе Мехелена и был ее директором.

Премьер-министр Владимир Путин вручает Йо Хаазену Орден Дружбы (фото: Пресс-служба ГМИ СПб)

Премьер-министр Владимир Путин вручает Йо Хаазену Орден Дружбы (фото: Пресс-служба ГМИ СПб)

ВЗГЛЯД: Существуют ли в России композиторы, которые пишут музыку специально для карильона?

Й. Х.: Да, например, москвичка Олеся Ростовская – она не только замечательный карильонист, но еще композитор. Это моя первая выпускница в России (у нее первый в мире русский карильонный диплом), но она еще закончила и Московскую консерваторию, и Королевскую школу карильона в Мехелене. В этом году мы с Олесей участвовали в конгрессе карильонистов, который проходил в Америке, и российские музыканты впервые в истории вошли в ассоциацию карильонистов мира.

ВЗГЛЯД: Два карильона для такой большой страны, как Россия, – не слишком ли мало?

Й. Х.: Действительно, в Америке, например, сегодня почти 200 карильонов... В России непросто создавать эти инструменты. Вот сейчас мы работаем над третьим русским карильоном: в нем будет 51 колокол. Этот карильон станет мобильным. Мы ведем переговоры о том, как он будет передвигаться по стране. Есть два варианта: на автомобиле или по железной дороге.

ВЗГЛЯД: Вы нашли спонсоров для создания этого инструмента в России?

Й. Х.: Увы, в основном это бельгийские дарители. Хотелось бы, чтобы российские предприниматели нас тоже поддержали. Пока мы собрали половину средств для нового инструмента и сделали 20 колоколов. Российские предприниматели и чиновники нам помогут в мобильной установке и передвижении карильона. Но это еще дело будущего... Предыдущие карильоны нам помогали создать и бельгийская принцесса, и министр культуры Бельгии, и даже семья Владимира Путина (их именной колокол находится на петергофском карильоне), и многие русские предприниматели, меценаты, видные политические деятели. Людмила Путина приезжала ко мне в Мехелен слушать карильон, Ростропович слушал наш мехеленский карильон, на карильоне Петропавловской крепости пробовал играть Валерий Гергиев. Многие известные люди являются поклонниками этого инструмента.

ВЗГЛЯД: Создают и настраивают карильоны в Европе или и в России тоже?

Й. Х.: Изготавливают карильонные колокола только в Голландии. И потом, карильон требует сложнейшей настройки, как фортепиано или скрипка, а в мире меньше десяти литейщиков, которые могут выплавлять и настраивать карильонные колокола.

Кстати:

– В первом российском карильоне было 35 колоколов, в карильоне Петропавловского собора – три уровня: новый фламандский карильон – 51 колокол, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века и православная звонница из 22 колоколов – всего 91 колокол.

Знаменитое русское выражение «малиновый звон» пришло к нам из Бельгии. Эту идиому русскому языку подарили карильоны Мехелена. По-французски этот город называли Малин, а звон карильона из Мехелена как раз и назвали «малиновым».

..............