Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
19 июля 2011, 16:12 • Культура

Гражданин Уэллс

Вышла почти автобиографическая книга Орсона Уэллса

Гражданин Уэллс
@ imdb.com

Tекст: Денис Шлянцев

Книга «Знакомьтесь – Орсон Уэллс», вышедшая на русском языке, представляет собой сборник «максимально расслабленных» бесед двух режиссеров, обработанных известным кинокритиком Джонатаном Розенбаумом. Импровизированные интервью читаются как шпионский триллер. Эпиграфом к книге могло бы служить высказывание самого Уэллса: «Как же они будут любить меня, когда я помру».

«Знакомьтесь – Орсон Уэллс» стала пятой книгой в каталоге Rosebud Publishing, хотя по всем формальным признакам название издательства прямиком отсылает к самому известному фильму Уэллса «Гражданин Кейн» – и этот том должен был бы стать первым релизом.

Считается, что «Гражданин Кейн» сделал для кино чуть ли не больше, чем революционная картина Гриффита «Рождение нации

Несмотря на сравнительно малый срок существования (около трех лет) и скромный (по количеству, но не качеству изданий) каталог, издательство уже завоевало расположение настоящих синефилов, выпустив в свет двухтомную «Авторскую энциклопедию фильмов» Жака Лурселля, «Лулу в Голливуде», посвященную актрисе немого кино Луизе Брукс, «Демонический экран», фундаментальное исследование немецкого кино 1920-х годов Лотте Айснер, и книгу захватывающих интервью с живым классиком Вернером Херцогом.

«Знакомьтесь – Орсон Уэллс» – книга со сложной судьбой. Она была задумана Уэллсом и Богдановичем в период расцвета их дружбы. По их совместному замыслу, книга должна была представлять сборник непосредственных живых бесед, максимально расслабленных, комфортных, отдаленных от формализма многих интервью. Но в течение многих лет она дорабатывалась, причем, по словам Богдановича, разделившего с Уэллсом гонорар пополам, режиссер вносил порой кардинальные изменения в свои слова, выкидывая целые куски (например, о своих нелюбимых фильмах и режиссерах) и придумывая некоторые эпизоды. В конце концов разрозненные записи бесед были сведены под одну обложку уже третьим человеком – известным американским кинокритиком Джонатаном Розенбаумом – и были выпущены в свет в 1998 году.

Книга «Знакомьтесь – Орсон Уэллс» задумывалась как сборник непосредственных живых бесед (обложка)

Книга «Знакомьтесь – Орсон Уэллс» задумывалась как сборник непосредственных живых бесед (обложка)

Итак, Орсон Уэллс. Безусловно, крупнейшая фигура американского кинематографа, бунтарь, великий и непреклонный художник и, пожалуй, один из немногих auteurs в насквозь коммерческом Голливуде. Как хорошо сказал Вуди Аллен, «Уэллс – единственный американский режиссер, стоящий в одном ряду с Бергманом, Феллини, Ренуаром».

Он – вундеркинд-самоучка, вошедший в историю кино фильмом «Гражданин Кейн» (по версии American Film Institute – первое место в списке лучших фильмов всех времен, восемь номинаций на «Оскар» и победа в категории «Лучший оригинальный сценарий»), получившим скандальную известность из-за того, что одним из прототипов главного героя стал издательский магнат Уильям Херст.

Еще одна ассоциация с именем Уэллса – скандальная радиопостановка «Войны миров» Герберта Уэллса, приведшая к тому, что довольно большая часть американского населения всерьез поверила в то, что на территорию штата Нью-Джерси высадились марсиане, и впала в неподдельную панику.

Впрочем, что о «Кейне», что о «Войне миров» Уэллс говорит с большой неохотой. Его сильно раздражает то, что Богданович то и дело переключает беседу на причины, заставившие Уэллса снять «Кейна», личные отношения с Херстом, сценаристом Манкевичем и так далее. Уэллсу тесно в рамках «Кейна»: все, что он мог сказать по этому поводу, он выразил в фильме. Куда вольготнее он себя чувствует, обсуждая технические приемы, многие из которых он сам изобрел (не зря считается, что «Гражданин Кейн» сделал для кино чуть ли не больше, чем революционная картина Гриффита «Рождение нации»), высказываясь на отвлеченные темы, где в полной мере выражается его парадоксальное чувство юмора. Даже больная тема – то, как продюсеры, положившись на отзывы люмпенов на предварительные просмотры, воспользовавшись отсутствием Уэллса, исковеркали потенциальный шедевр «Великолепные Эмберсоны», – читается на одном дыхании, как шпионский триллер.

Эта книга ценна тем, что представляет Уэллса таким, каким он был, – блестящим собеседником, глубоко и парадоксально мыслящим, сложным, многослойным, кокетливым и грубоватым, джентльменом и мужланом, живым, безумно интересным человеком, соединяющим в себе крайности. Вот как написал об Уэллсе французский поэт и режиссер Жан Кокто: «Орсон Уэллс – это великан с лицом ребенка, дерево с наполненной птицами и тенями кроной, пес, сорвавшийся с цепи и заснувший на клумбе. Это деятельный лентяй, мудрый безумец, олицетворение одиночества в людской толпе».

Не меньшую ценность представляют и личные воспоминания Богдановича, пусть и не всегда беспристрастные, о том, личностью какого уникального масштаба был Уэллс, ставший пионером во многих областях и запомнившийся публике и большей части критики лишь скандальным провалом «Гражданина Кейна».

«Господи, как же они будут любить меня, когда я помру», – эти слова Уэллса могли бы стать эпиграфом ко всей книге, однако Богданович предпочел поставить цитату из Оскара Уайльда: «Публика обладает восхитительной терпимостью. Она прощает все, кроме гениальности».

..............