Взгляд
26 мая, четверг  |  Последнее обновление — 19:32  |  vz.ru
Разделы

Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Принесет ли успех и решающий перелом в боевых действиях доставленное западными странами на Украину небольшое число современных вооружений и военной техники? «Это вряд ли», – сказал бы легендарный красноармеец Сухов. Подробности...

Как импортозаместить западное кино

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Возникают вопросы: каковы были принципы планирования киноиндустрии, на которую никто с некоторых пор денег не жалел? Закладывалось ли априорное лидирующее положение в прокате за иностранными фильмами? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Получит ли Польша Западную Украину

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Предоставив полякам права, равные правам граждан Украины, ЗЕкоманда отказывается от части суверенитета. Уже привычно, что «Нэзалэжна» находится под патронатом США, стала сателлитом Великобритании, а теперь движется к тому, чтобы стать полуколонией Польши. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Оппозиция прорвала оцепление здания правительства в Ереване

    Главная тема


    Как вернуть на родину русских Прибалтики

    «важно для армии»


    Роскосмос решил развернуть орбитальную группировку над Украиной

    «растущая мощь»


    США назвали единственную способную изменить мировой порядок страну

    «они не спровоцируют меня»


    Патриарх Варфоломей призвал русских монахов на Афоне «сидеть смирно»

    Видео

    пошлины на импорт


    Польша напрасно пугает покупателей российской нефти

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    общественное мнение


    Определен самый пророссийский народ Евросоюза

    «отдавали то, что не жалко»


    Европа преувеличивает истощение военных запасов из-за Украины

    чрезвычайное положение


    Венгрия готовится к распаду Украины

    нацистская сущность


    Игорь Караулов: Как России удалось не стать Украиной

    страх перед Россией


    Вадим Трухачёв: Финляндию и Швецию нельзя было не пустить в НАТО

    магия города


    Антон Размахнин: Из Москвы напрочь пропала агрессия

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    Человек на букву «М»

    Дмитрий Дабб, кинокритик
    «Не будь халявщиком, будь партнером», – как бы говорит нам Сергей Мавроди-Мамонтов
       8 апреля 2011, 21:53
    Фото: pirammmida.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    Это сейчас Сергей Мавроди – фрик с передачи Малахова, а когда-то деньги в «МММ» считали вагонами и комнатами. Герой фильма «ПираМММида» – улучшенная версия Мавроди тех лет, жестокий, но симпатичный философ, певец жадности человеческой. И смотреть на этот миф куда интереснее, чем на живого и липкого мошенника, аттестующего себя «ангелом во плоти».

    Эксцентричный предприниматель Сергей Кондратьевич Мамонтов мечтает скупить всю Россию и набирает под это дело команду, разумеется, максимально эксцентричным способом. Так, назначение начальника своей охраны Сергей Кондратьевич проводит, прохаживаясь по горе из денег. Своей «правой рукой» делает недавнего студента – нынешнего деграданта и нищеброда, прослушав его монолог о нерентабельности торговли душой. Ну а непосредственную «скупку Родины» доверят только тем, кто видит цветные сны, ибо осуществить сумасшедший замысел могут лишь немного сумасшедшие люди.

    Мораль нужна для науки, а у нас учиться на ошибках не принято – на смену пирамиде «МММ» пришла государственная пирамида ГКО

    Глядишь, и получилось бы всё у Сергея Кондратьевича, если бы примерно ту же цель не ставил перед собой опасный конкурент – олигарх Белявский в исполнении Федора Бондарчука. И тут, наверное, важно уточнить, что если в Сергее Кондратьевиче Мамонтове с ходу узнается Сергей Пантелеевич Мавроди, то распознать в олигархе Белявском олигарха Березовского довольно проблематично. Потому, наверное, что большую часть фильма Бондарчук уверенно корчит из себя дебила, а с дебилами Березовский ассоциируется в последнюю очередь.

    Самого Мамонтова-Мавроди играет Алексей Серебряков – отличный актер, ставший секс-символом СССР после главной роли в фильме «Фанат», то есть в 1989 году, когда неказистым, зачуханным с виду математиком Мавроди и была основана фирма «МММ». «Уж что-что, а от вашего мальчика мы такого не ожидали», любили приговаривать советские учителя, и в данном случае эта фраза одинаково применима и к сменившему амплуа Серебрякову, и к Мавроди, провернувшему столь грандиозную аферу, и к фильму «ПираМММида» вообще. Поразительно, но ему хочется поставить если не высшую, то как минимум положительную оценку, и это притом что «наследственность» у картины ну очень нехорошая.

    #{image=504474} Судите сами (как о дереве – по плодам): «ПираМММида» проект студии «Леополис» и лично продюсера Сергея Ливнева, где в бэкграунде такие фильмы, как «Гитлер капут!», «Служебный роман: Наше время» и две «Любви в большом городе». Студия эта нередко привлекает к своим проектам неопытных кинематографистов, в нашем случае – сценаристов Сергея Крайнева (известен по удивительно глупому ситкому «Трое сверху») и Максима Василенко (известен как режиссер сериала «Прапорщик Шматко, или Ё-моё»). Словом, дело шло к очередному викидышу, над которым упражнялись бы в остроумии рецензенты, ан нет, раз в год стреляет и палка: «ПираМММида» вполне смотрибельный, даже выдающийся жанровый китч.

    Разумеется, к реальному Мавроди фильм имеет такое же отношение, как «Житие Брайана по Монти Пайтону» к Иисусу Христу (столь пошлое сравнение продиктовано тем, что известный своей скромностью Сергей Пантелеевич не раз рассуждал о себе как о мессии). История человека, сосредоточившего в своих руках треть денежного оборота страны, тут скроена по голливудскому образцу – с правительственными заговорами, love story, взрывами, вертолетами, шпионажем, киднеппингом и благими намерениями, которыми известно какая дорога вымощена. «Лихие девяностые» по версии «Леополиса» они именно такие, какими и должны быть в понимании самого активного зрителя, которому от 16 до 30 лет: ну очень лихие, крикливые, безвкусные, и за счет этого уморительно смешные.

    #{movie}Когда именно к горлу подступает восторг, проследить сложно, слишком уж много в фильме «свидетельств эпохи», но не реальной эпохи, а мифа, в который она выродилась. Скруджево хранилище с куполом, под завязку набитое деньгами,– это, положим, лежало на поверхности. Но есть еще и генерал ФСК – предшественницы ФСБ, использующий вместо боксерской груши труп кабанчика. Есть кимвал звенящий – разговоры о мировом господстве, привычные для мультипликационных противников Джеймса Бонда. Есть развратные журналистки, беседы с майорами за мастурбацию, угрозы растворять детей в кислоте. Есть Китайчик, сменивший Япончика. Есть Леня Голубков в галстуке на голое тело. Есть Богдан Титомир в роли Богдана Титомира. Всё есть, чего в «нормальном мире» быть не должно, но наши «девяностые» давно уже синоним ненормальности.

    Отдельно отработана тема политики, буквально по всем стереотипам отработана с ордами голодных бюджетников, с готовящими реванш гебистами, с американскими советниками, за которыми в «этой стране» тогда было последнее слово. Касательно же чиновников, имеется в фильме пародия на Виктора Черномырдина (точнее, на его речевую манеру), а вот Борис Ельцин не упомянут ни разу, что правильно – Бориса Николаевича как ни пародируй, а в сравнении с оригиналом всё как-то бледненько выходит.

    Словом, стилистически «ПираМММида» близка к какому-нибудь «Мачете», с той лишь разницей, что фильм Родригеса – откровенная издевка, а тут нас на полном серьезе пытаются развлекать, прописывая характеры, интригу и экшн, в целом, как ни странно, преуспевая. Секрет этого успеха можно искать в актерах (так, Петр Федоров в роли упомянутого выше гения-нищеброда-деграданта традиционно великолепен), можно в режиссере (Эльдар Салаватов снимал, в частности, третьего «Антикиллера», то есть знает толк в русской сермяге, когда водку порохом занюхивают), но лучше в самой студии «Леополис». Пытаясь играть по правилам современной комедии в том же «Служебном романе», она воленс-ноленс демонстрировала свой плачевный эстетический уровень, ступая же на территорию лютого трэша, смотрится органично, так как применительно к девяностым органично смотрятся все три хрестоматийные «К» коммерция, конъюнктура, китч.

    Аналог наших девяностых в США, где подобное «ПираМММиде» кино умеют снимать поточным способом, – это, наверное, эра Дикого Запада, эра столь же жестокая, неумытая, контрастная, несчастливая. Её и романтизировали, и выставляли в трагическом свете, но в последние годы она представляет собой типичный Диснейленд, как Диснейлендом отдают и «ПираМММида», и реальная история реального Мавроди – фарцовщика, аскета, автора книги «Сын Люцифера», чуть не положившего на лопатки финансовую систему целого государства. Армия вкладчиков, готовая вершить революцию, миллиарды, перетекающие из «Сбербанка» на счета «МММ», дни бесплатного метро – подарок москвичам от Мавроди, всё это было. Было, хотя уже и не верится. Недаром Москву пришлось снимать в Минске: сменилась эпоха, изменился и город – до неузнаваемости. Разве что люди в нем всё те же: Марина Сергеевна по-прежнему одинокая женщина и никому не верит.

    Понятно, что из подобной фактуры можно выжать куда большее, чем разлюли-малину, тотальную жесть и фраппирование людей с хорошим вкусом (в том числе, к их удовольствию, как и в случае с картинами Ллойда Кауфмана). Понятно, что биография Мавроди вполне заслуживает своей «серьезной драмы» класса «Уолл-стрит». Но вряд ли кто всерьез думает, что собственные «Социальная сеть» или «Король говорит» нам сейчас по силам: одного заики или миллионера-мизантропа в обносках (а Мамонтов Серебрякова и миллионер, и в обносках, и заикается) для «Оскара» маловато будет, а вот для боевитой развлекалочки, китча «а-ля рюс» в самый раз. В конце концов, «Житие Брайана» совсем не отменяет «Страстей Христовых», зато наглядно показывает, как хулиганская трактовка одной и той же темы может стать легендой, а трагическая – синонимом плохого вкуса.

    Что до морали, её в картине нет, но не очень-то и хотелось: лучше Эмиля Золя всё равно не сформулировать, а акценты, будем считать, расставила сама жизнь. Человек, портрет которого смотрел на тебя с конвертируемых «червонцев», впоследствии – уже в статусе заключенного – читал ховринскому маньяку стихи Николая Гумилева: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд ...»


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •