28 мая, четверг  |  Последнее обновление — 20:58  |  vz.ru
Разделы

Чебурашка с ремнем получил привет на тот свет

Елена Кондратьева, журналист
Успенский и его дочь виноваты в том, что помешали очередным инфантилам создать себе кумира. Икона треснула, как до нее треснули или вскоре треснут все другие иконы, показав обычного человека с необычным талантом. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Бродский как зеркало русской эволюции

Алексей Алешковский, сценарист
Октябрь 1917-го превратил февральский фарс в трагедию; русская эволюция любую трагедию обращает в фарс. Случай с закрашенным в колыбели революции Бродским выглядит прекрасной метафорой, этот тезис подтверждающей. Подробности...

Парад Победы – триумф Империи

Владимир Можегов, публицист
Третий Рим – это не о национальном превозношении, это о великой ответственности за судьбу истины в этом мире. И это нам действительно стоит всегда помнить, всегда повторять и никогда не забывать. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

    В России отметили день пограничника

    28 мая исполнилось 102 года со дня основания в России пограничных войск. По этому случаю во многих городах страны бывшие военнослужащие устроили празднества. Не помешали даже введенные в стране санитарные меры
    Подробности...

    В Россию прибыла первая партия аппаратов ИВЛ из США

    Вечером 21 мая в московский аэропорт Внуково из США прибыла первая партия аппаратов искусственной вентиляции легких. Груз в аэропорту встречали посол США в России Джон Салливан и заместитель гендиректора Центра им. Пирогова Дмитрий Никитенко, сопровождал его помощник главы USAID Брок Бирман
    Подробности...

    Куклы и манекены заменили людей на стадионах и в ресторанах

    Пока люди сидят по домам, во многих странах мира места на стадионах и столики в кафе «оккупируют» манекены, куклы и плюшевые игрушки. Впрочем, где-то – например, в Южной Корее – замена людей на кукол многим пришлась не по вкусу
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В России пообещали не сдерживать искусственно выездной турпоток

        Главная тема


        Как Швеция сыграла в рулетку с коронавирусом

        «теряет былую мощь»


        Доктор Мясников рассказал, как выдыхается коронавирус

        возвращение на стадионы


        Роспотребнадзор разрешил проводить матчи чемпионата РФ по футболу со зрителями

        система здравоохранения


        Пациентка из Японии раскрыла секрет низкой смертности от коронавируса в России

        Видео

        особый случай


        Тирания создателя Чебурашки ставит вопрос об институте репутации

        дивизия СС «Галичина»


        Киев нанес удар по украинским фашистам

        «Я не могу дышать»


        Убийства черных разрушают светлый образ американской полиции

        «присвоение» кириллицы


        Русские удивятся своим проступкам перед Болгарией

        Русская Пруссия


        Герман Садулаев: Кто претендует на нашу территорию, тот останется без своей

        Кофейная нация


        Сергей Мардан: Чай станет символом русского консерватизма

        Отверженные и хрупкие


        Алексей Зензинов: Мы ждем от сирот чудес и подвигов

        викторина


        Какие эпидемии страшнее коронавируса?

        на ваш взгляд


        Вы проверите своего домашнего питомца на COVID после сообщений о заражении коронавирусом московской кошки?

        «Фантастов прижимали сильнее»

        Писатель Евгений Лукин рассказал о главных темах открывающегося фестиваля «РосКон»

        31 марта 2011, 17:11

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        «Люди, причастные к фантастике, всегда чувствовали себя этаким государством в государстве. И вот есть у меня подозрение, что эти традиции сохранились доныне», – рассказал газете ВЗГЛЯД о специфике мировосприятия коллег по цеху писатель-фантаст Евгений Лукин.

        В четверг в Подмосковье открывается очередной, 11-й по счету фестиваль фантастики «РосКон». В нем будут участвовать и ведущие отечественные мастера фантастического жанра, и начинающие авторы. Простые читатели на этот раз окажутся в меньшинстве – «РосКон» превращается в сугубо профессиональный форум.

        Фестивали и конференции, посвященные фантастической литературе и смежным жанрам, традиционно называются конвентами. По словам критика и члена оргкомитета «РосКона» Александра Ройфе, характерной чертой нынешнего подмосковного конвента будет преобладание профессиональной аудитории. Праздных «фанов» ожидается совсем немного – участниками всевозможных встреч в основном будут люди, причастные к литературной и сценарной работе.

        «РосКон» все больше затачивается под креативную аудиторию: писателей, кинематографистов, создателей компьютерных игр и представителей других творческих профессий, – отметил Ройфе. – Мероприятия в большей степени интересны именно этим людям. В этом специфика «РосКона» и отличие его от других конвентов».

        Одной из главных дискуссий, которые смогут посетить гости 11-го «РосКона», станет обсуждение фантастики, затрагивающей тему Великой Отечественной войны.

        Перед началом конвента его участник, один из корифеев отечественной фантастики Евгений Лукин рассказал газете ВЗГЛЯД об истоках коллективизма писателей-фантастов и относительности жанровых разделений.

        «РосКон» превращается в сугубо профессиональный форум (фото: roscon.convent.ru)
        «РосКон» превращается в сугубо профессиональный форум (фото: roscon.convent.ru)

        ВЗГЛЯД: Евгений Юрьевич, как вы думаете, почему фантасты склонны формировать сообщества и устраивать профессиональные слеты, в отличие, например, от авторов детективов и представителей любых других жанров?

        Евгений Лукин: На мой взгляд, дело вот в чем. При советской власти фантастов, равно как и любителей фантастической литературы, «прижимали» сильнее, чем других. И это адептов жанра сплотило – образовалось так называемое великое кольцо КЛФ – клубов любителей фантастики, появилась своя информационная сеть. Клубы были в разных городах, они состояли в переписке, любая новость мгновенно разносилась по всей территории Советского Союза, хотя бы просто через почту (ведь Интернета тогда не было). Люди, причастные к фантастике, всегда чувствовали себя этаким государством в государстве. И вот есть у меня подозрение, что эти традиции сохранились доныне. Взаимовыручка, дружба, поддержка, понимание того, что на каждого давит одно и то же, – все это как-то объединяло и объединяет по инерции до сих пор. Дай Бог, чтобы эта инерция продлилась подольше.

        ВЗГЛЯД: То есть получается, ограничение свободы породило в качестве побочного результата полезную практику и благотворную традицию?

        Евгений Лукин: Ну да, здесь можно вспомнить фразу Роберта Пенна Уоррена, взятую Стругацкими в качестве эпиграфа к «Пикнику на обочине»: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Это действующая формулировка. Как ни странно, благодаря советской власти возникала какая-то видимость смысла – мол, если нас хотя бы слегка придавливают, то мы чего-то стоим. По-настоящему фантастов не давили никогда. Разгоняли клубы, зарубали книжки. Но это ведь, в конце концов, не репрессии, это переживается. И мало того что переживается, еще и дает тебе некую иллюзию собственной значимости.

        ВЗГЛЯД: В разговорах о фантастической литературе периодически всплывает противопоставление фантастики и фэнтези. В разные годы приходилось слышать, что вот, например, на нынешнем «РосКоне», в отличие от прошлого, вновь доминирует не фэнтези, а фантастика. Правильно ли сейчас так уж резко их противопоставлять, и имеет ли это какой-то смысл для вас?

        Евгений Лукин: Отвечу с чисто эгоистической точки зрения. Я не принадлежу ни к фэнтези, ни к научной фантастике. Я вообще не поймешь к чему принадлежу. Я как гроб Магомета – между полом и потолком. Поэтому меня споры о фантастике и фэнтези как-то совсем не касаются.

        ВЗГЛЯД: Да, например, в книге «Катали мы ваше солнце» вы вообще предстаете почти сказочником...

        Евгений Лукин: Меня часто так пытаются определить. Но сказка – это все-таки определенный жанр, и вряд ли что-то из написанного мной по-настоящему к нему относится. А что касается вещи «Катали мы ваше солнце», то она как раз имеет подзаголовок «научно-фантастический роман». И пойдите докажите, что он некорректен, – ведь там рассказывается о временах, когда Земля была плоской и держалась на трех китах. С точки зрения тех времен это научная книга!

        ВЗГЛЯД: В вашем новом сборнике «Ё» есть примечательный рассказ «Грязное животное» – о том, как писателем-фантастом стала обезьяна...

        Евгений Лукин: Это не рассказ, вообще-то. Это такой особый жанр, впервые введенный в обиход, если не ошибаюсь, Борхесом и подхваченный Станиславом Лемом, – рецензия на несуществующее произведение.

        ВЗГЛЯД: Да, точно. Но, как бы то ни было, этот ваш текст выглядит очень злой сатирой на коллег по жанру. Особенно когда выясняется, что роман, написанный обезьяной, представляет собой вольный пересказ фильма «Волкодав», а критики объявляют шимпанзе Мими представителем нарождающейся восьмой волны русской фантастики. Вы действительно так скептически оцениваете нынешнее положение отрасли?

        Евгений Лукин: Знаете, когда начинаешь смягчать ситуацию, она почему-то становится острее. Чем мягче выразишься, тем обиднее получится – так вот почему-то всегда со мной происходит. А что касается научной фантастики, то я еще очень давно сказал, по-моему, в каком-то интервью, что научной фантастика быть не может – она бывает либо антинаучной, либо ненаучной.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............