Взгляд
4 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 05:27  |  vz.ru
Разделы

Бардак на ЧМ в Катаре – повод России уйти из УЕФА в Азию

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Нельзя исключать, что на мировом первенстве в США и Канаде 2026 года перед каждым матчем исполнят гимн ЛГБТ-сообщества, а в каждую команду обяжут включить по два гея и одному трансгендеру. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Захарова напомнила Нуланд об уничтожении энергосетей американцами и НАТО

    Главная тема


    Как Байдену пришлось разочаровать Макрона

    анализ ситуации


    В Кремле прокомментировали решение о потолке цен на нефть

    «цель – наступление»


    Союзные силы ударили по местам формирования украинской группы «Сич»

    Искусственные ограничения


    Медведев высмеял решение ввести потолок цен на российскую нефть говорящим кадром

    Видео

    Канье Уэст


    Трамписты дотроллились до гитлеризма

    государственное регулирование


    Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

    советские боеприпасы


    Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

    захват церкви


    Православных украинцев отправят в подполье

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    состояние общества


    Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

    гражданская мантра


    Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

    напряжение в Центральной Азии


    Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Вселенское похолодание

    К российскому читателю пришла «британская Кафка» Анна Каван
    Каван, в полной мере наследовавшая Кафке, черпала вдохновение из прошлого
       30 марта 2011, 16:07
    Фото: annakavan.org.uk
    Текст: Кирилл Решетников

    Среди запоздалых переводов западной прозы в последнее время все чаще попадаются такие, благодаря которым в России становятся известны неведомые доселе культовые имена. Очередной случай из этой серии – роман Анны Каван «Лед», само существование которого заставляет пересмотреть законы реальности.

    Литературная биография практически незнакомой русскому читателю Анны Каван сама по себе могла бы стать сюжетом для романа, причем вряд ли реалистического. Британская писательница, прожившая тяжелую жизнь и не достигшая настоящего успеха ни в молодости, ни в зрелости, стала знаменитой за несколько месяцев до смерти. «Лед», опубликованный 66-летней романисткой в 1967 году, неожиданно срезонировал с новым на тот момент литературным трендом и был восторженно принят представителями младшего поколения, а в конце 1968 года Каван умерла.

    Безумное существование, в котором главным светлым пятном были многочисленные путешествия, в конце концов и привело к появлению «Льда

    Вплоть до конца 1930-х будущую создательницу «Льда» звали Хелен Фергюсон; под этим именем она публиковала ранние вещи. Имя Анна Каван, взятое в качестве псевдонима и вскоре зарегистрированное официально, она позаимствовала у героини собственного романа «Оставь меня в покое». Вместе с новым именем возникла и новая писательская индивидуальность: сочинительница вполне традиционной и не очень интересной прозы превратилась в автора безумных фантасмагорий, отчаянного экзистенциалиста.

    Репортажи Анны Каван с тропиков и полюсов человеческой психики возникли не на пустом месте. В юности она пристрастилась к героину, который и оказался самым постоянным ее партнером; знаменательному творческому перелому предшествовали жесточайший нервный коллапс, попытка самоубийства и лечение в швейцарской психиатрической клинике. Надрывно-экстраординарного и безрадостного в жизни Каван было еще много: смерть двух детей (сын погиб на войне, дочь умерла вскоре после рождения), фатальная связь с врачом-экспериментатором, который снабжал писательницу наркотиками и при этом один раз выступил ее соавтором...

    Безумное существование, в котором главным светлым пятном были многочисленные путешествия, в конце концов и привело к появлению «Льда».

    Сюжет «Льда» абстрактен, характеры условны, имен у персонажей нет (обложка книги) (фото: openspace.ru)

    Сюжет «Льда» абстрактен, характеры условны, имен у персонажей нет (обложка книги) (фото: openspace.ru)

    Сюжет «Льда» абстрактен, характеры условны, имен у персонажей нет. Место действия обозначено лишь приблизительно, а время мыслилось, видимо, как не очень далекое будущее, но точных координат тоже не обнаруживается. Отсутствием конкретики как бы подчеркивается вселенский характер этой истории, а он именно таков, поскольку речь здесь о глобальной катастрофе.

    Мысли героя-повествователя занимает хрупкая девушка с необыкновенно белой кожей и серебристыми волосами – возлюбленная, порой больше напоминающая недостижимый символический объект, чем реального человека, хотя герой многократно оказывается к ней в непосредственной близости и разговаривает с ней. Ради той, чей образ постоянно перед глазами, беспокойный рассказчик пускается в нескончаемый путь сквозь стремительно меняющееся пространство. Был момент, когда его и ее как будто бы ничто не разделяло, но потом она становится женой некоего художника, а после исчезает и через какое-то время объявляется в чужой стране в качестве пленницы тамошнего правителя.

    Устремляясь вслед за ней, герой движется по сложной траектории, меняет средства передвижения, общается с другими безымянными персонажами и постепенно вступает в странное взаимодействие с жестоким правителем-соперником. У этого сомнамбулического действа есть несомненная логика, есть даже кульминация и развязка, и оно не лишено своеобразного напряжения, но никаких развлекательных беллетристических сюрпризов читатель тут не дождется.

    Вместо них – воспоминания, смещение планов, вызывающе крупная рябь на поверхности описываемого мира. Постоянный фон и одновременно одно из главных событий, растянутое на весь роман, – неотвратимое оледенение всей Земли. Лейтмотив и господствующая декорация – снег и лед, холодные ландшафты, белое безмолвие, медленный низкотемпературный апокалипсис.

    Здесь и сейчас со «Льдом» происходит вполне понятная вещь: роман о ледяной катастрофе, построенный вокруг архетипов эроса, безумия и насилия, который «всплыл» в поле нашего зрения в начале 2010-х, на первый взгляд выглядит не то анахронизмом, не то чем-то безнадежно вторичным. Трудно сказать, как бы это читалось до появления «морозных» текстов Питера Хега и Владимира Сорокина, но сейчас... Дело, однако, в том, что «Лед» – не постмодернистский роман; это своего рода миф, рассказанный в визионерском ключе и практически лишенный игровых элементов. Если отмести поверхностные сходства «Льда» с другими текстами, все изменится.

    Интересно, что молодая фантастика 1960-х, в контекст которой «Лед» вписали с легкой руки приветствовавшего роман фантаста Брайана Олдиса, тоже была явлением, Анне Каван внутренне довольно чуждым. Каван, в полной мере наследовавшая Кафке, черпала вдохновение из прошлого, и даже ее пребывание в Новой Зеландии (стало быть, неподалеку от Антарктиды), благодаря которому и был в итоге написан «Лед», относилось к 1940-м годам. «Лед» – это галлюциногенный привет из экспрессионистских 1930-х, пришедшийся ко двору в эпоху наркотической революции. Этим и интересен.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •