Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
7 декабря 2011, 20:25 • Культура

Да не судимы будете

«Заговорщица» Роберта Редфорда – как судили убийц Линкольна

Да не судимы будете
@ Roadside Attractions

Tекст: Денис Шлянцев

В новогодние праздники, 5 января, в отечественных кинотеатрах состоится премьера фильма специалиста по политическим триллерам Роберта Редфорда «Заговорщица». И посвящен он не критике внешней политики США (как в прошлый раз), а суду над убийцами национального героя американского народа Линкольна.

75-летний Роберт Редфорд, в прошлом известный актер, специализирующийся на политических триллерах («Три дня Кондора», «Вся президентская рать») и вестернах («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»), основавший в 1980 году американский институт независимого кино Sundance, который вскоре превратился в крупнейший инди-киносмотр, сам снимает кино довольно редко, с большими перерывами.

Проник в ложу театра и выстрелил в президента – в самый смешной момент пьесы, чтобы выстрел был заглушен взрывом хохота

Предыдущий фильм режиссера – «Львы для ягнят» (2007) – критиковал современную внешнюю политику США. В «Заговорщице» же Редфорд заинтересовался историей не столь злободневной, но все еще вызывающей горячие споры. Его внимание привлек период после Гражданской войны, так называемый «позолоченный век» в истории США (последняя треть XIX века, то есть примерно три десятилетия между Гражданской войной и так называемой Прогрессивной эрой), а именно убийство президента Линкольна, которое произошло 14 апреля 1865 года в театре Форда на спектакле «Мой американский кузен», буквально через пять дней после окончания войны.

Сторонник южан актер Джон Уилкс Бут (в фильме его играет Тоби Кеббелл, и ему не привыкать: в «Александре» Оливера Стоуна он исполнил роль Павсания, убийцы отца Александра Македонского) проник в ложу театра и выстрелил в президента – в самый смешной момент пьесы, чтобы выстрел был заглушен взрывом хохота. (По легенде, Бут также воскликнул: «Sic semper tyrannis!» – «Так всегда будет с тиранами!» – впрочем,  в фильме на этом внимание не акцентируется). #{image=582571}Глава государства скончался на следующий же день, не приходя в сознание. (Интересно, что заговорщики сначала обдумывали похищение президента, и только потом им пришел в голову более кровавый план). В суматохе после убийства Буту удалось скрыться, но он вскоре был окружен полицией в амбаре, где его и застрелили.

Понятное дело, что смерть президента, провозгласившего «правительство народа посредством народа и для народа», вызвало бурю негодования и требования расправиться с заговорщиками. В итоге к суду были привлечены восемь человек. По результатам слушания дела четверо из них были приговорены к смертной казни через повешение, трое – к пожизненному заключению, а еще один, державший наготове лошадь Бута после покушения, – к шести годам тюремного заточения.

Но зрителя прежде всего интересует вынесенная в заголовок фильма 42-летняя Мэри Сарретт (Робин Райт), владелица гостиницы, в которой собирались заговорщики, в том числе и ее сын Джон. Ее обвинили в пособничестве в организации заговора с целью убийства президента, однако степень ее вины все еще вызывает споры среди историков и юристов.

#{movie}Адвокат Мэри, молодой и амбициозный Фредерик Эйкен (Джеймс МакЭвой), не особенно сильно горит желанием ее защищать. Да и сама Мэри ведет себя отстраненно, она уже смирилась с будущим приговором, но все-таки профессиональное любопытство берет свое, и Фредерик начинает докапываться до истины, постепенно переходя от неприязни к своей подзащитной к уверенности в ее невиновности.

К «Заговорщице» будет сложно подкопаться даже педантам-историкам. Компания The American Film Company, чья миссия заключается в том, чтобы снимать исторически точные картины о прошлом Америки, на редкость убедительно дебютировала «Заговорщицей», а костюмеры и гримеры поработали почти на «Оскар». Более того, если верить пресс-релизу, то даже процедуру повешения восстановили по сохранившимся фотографиям.

Достоверность и приверженность так называемой «исторической правде» – дело хорошее, внимание к деталям и юридическому крючкотворству порадует внимательного зрителя, однако эта история выглядит куда увлекательнее на бумаге, чем в постановке Редфорда. Двухчасовая неторопливо рассказанная драма сможет увлечь разве что тех, кто увлекается американской историей, обычному же зрителю представится шанс посмотреть на один из самых бесславных эпизодов в истории США под другим углом, со сравнительно нового ракурса, но оценит ли это зритель?

Вот и получается по большому счету, что «Заговорщица» хоронит потенциально увлекательнейший рассказ о заговоре и последующем суде над убийцами Авраама Линкольна, перекликающийся с современностью, под перегруженными деталями и чисто процессуальными тонкостями рассуждениями о правосудии, защите конституционных прав невиновного и подробностями становления прецедента. В самом деле, не кино, а учебник по истории американской юриспруденции.

..............