Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
22 декабря 2011, 18:44 • Культура

Антре, Ватсон!

«Шерлок Холмс. Игра теней»: Искусство все опошлить

Антре, Ватсон!
@ Warner Bros. Pictures

Tекст: Дмитрий Дабб

Мода на Холмса возродилась внезапно, после почти двадцатилетнего перерыва. Сначала Гай Ричи снял одну историю с Робертом Дауни-младшим в главной роли, теперь еще одну (в кино с 29 декабря), параллельно на BBC стартует второй сезон сериала «Шерлок», про который сказать пока нечего. А про фильм Ричи – можно.

Сиквел – что вчерашнее пиво в СССР: особый сорт, но уже не первый. А многим нравится.

Теперь чисто бренд. Чисто коммерция. Чисто по бабкам

На фоне привычных кинокрасивостей с приключениями, прибаутками, полюбовниками и борьбой бобра с ослом «Шерлок Холмс: Игра теней» выделяется в лучшую сторону, то есть фильм надо бы похвалить. Учитывая, что первая часть вообще держалась особняком, а вторая ей весомо, грубо, зримо проигрывает, фильм надо бы поругать. Но по факту об этом фильме вообще говорить не хочется. Его смотреть надо. Или – не надо. Зависит от того, что для вас кинематограф: искусство или зрелище. Первый Холмс был компромиссом между этими понятиями, второй же явно определился с лигой.

Если это и искусство, то искусство все опошлить.

В британском сериале «Шерлок», что перенес героев в наши дни, второплановые персонажи без конца ехидничают на предмет холмсовой ориентации: сыщик, мол, бугор, а доктор при нем – тапетка. Никакой определенности, а только намеки, намеки, намеки... Умеренно английский юмор. Не раздражает. Привыкли.

В свою очередь Гай Ричи не может упустить ни одного момента, чтоб не подтолкнуть Холмса в объятья Ватсона буквально, физически: качнуло поезд – и нате, разлеглись, грянул вальс – и закружились в нем партнеры (вы будете смеяться – для конспирации). Разве что искусственное дыхание по системе «рот в рот» доктор сыщику не делает (к тому шло), но примерить бабское Холмсу таки пришлось – платье, чепчик, румяна.

Еще один Холмс (Майкрофт) в исполнении всамделишного гея и просто хорошего человека Стивена Фрая в какой-то момент появляется в кадре вовсе без одежды, нимало не смущаясь присутствующих дам. С женщинами в картине вообще не церемонятся: одну уморят, вторую скинут с моста в реку, третью возьмут в консультанты, но она из всех – худшая: плохо прописанную, безыдейную роль Нуми Рапас (гадалка Сим) можно обосновать тем лишь, что Ричи со времен «Большого куша» по цыганам соскучился.

#{image=587463}На кой ляд сценаристам понадобились все эти выкрутасы – загадка, ответ на которую подскажет ваш дилер, но сюжету они явно без надобности. Складывается впечатление, что дурацкими шутками (Холмс-трансвестит, Холмс с бодуна, Холмс на осле) попытались компенсировать тот факт, что детективная интрига в «Игре теней» прописана из рук вон плохо. Строго говоря, ее нет вовсе, а просто чудаковатый супергерой (сейчас такие в моде) в компании усатого Робина пытается догнать и побороть суперзлодея – профессора Мориарти, которого действительно считают одним из первых суперзлодеев в мировой литературе.

Зато сам по себе образ Мориарти очевидно проходит по разряду режиссерских удач. Малоизвестный широкой публике актер Джаред Харрис воплотил «угрожающе умный» извод персонажа – менее зловещего, чем у Евграфова, менее харизматичного, чем у Эндрю Скотта, но и менее мультипликационного, чем у Лоуренса Оливье. Причем малоизвестность Харриса в данном случае – тоже плюс: утверди Ричи на кастинге Брэда Питта, Гэри Олдмена, Дэниела Дэй-Льюиса, Шона Пенна или Хавьера Бардема, внимание бы переключилось на актера-звезду. Теперь же фигура профессора, похожего лицом на усредненного классика русской литературы, выгодно оттеняет всю разлюли-малину по линии Холмс – Ватсон.

Характерно, что специфического благородства Мориарти «по Масленникову» и любви к красивым эффектам персонаж Харриса лишен начисто, напротив, это образчик беспримерной, тихой, кабинетной подлости. Так, Ватсон будет замешан в предложенную нам историю вопреки воле: у доктора медовый месяц, он в свадебное путешествие хочет, на юга, но криминальный гений подсылает к нему киллеров сугубо для того, чтобы досадить Холмсу. Интеллигент, называется.

Концепция легендарной драки у Рейхенбахского водопада также была полностью переписана: теперь это не кулачный бой, но поединок двух интеллектов, а также –  шахматная партия. И данная сцена, пожалуй, единственная причина, по которой фильм еще можно назвать детективом. В остальном «Игра теней» – типичный экшн, соскочивший от мистического антуража в первой части к стимпанку во второй. Экшн несколько сумбурный, зато почти идеальный по части видеоряда: пробежка по зимнему лесу, который люди Мориарти планомерно утрамбовывают бомбами и нашинковывают свинцом, красива до неприличия, но в целом подобные достоинства больше подходят фильмам «про войну».

#{movie}Собственно, в некотором смысле фильм действительно про войну – призрак оной бродит по Европе, гремят теракты, лютуют анархисты, зреет дипломатический скандал. Режиссером действа выступает Мориарти, вышедший на свет божий из потемок кэба, Холмс в курсе, весь вопрос в доказательствах: профессор – личность известная, уважаемый человек, меценат, светило науки. В ходе сбора улик великий сыщик будет живодерствовать, менять личины, хохмить, драться ногами, готовить холостяцкую вечеринку для Ватсона, пить горькую и переманивать на свою сторону цыганку Сим. И тут стоит вновь посочувствовать актрисе Нуми Рапас – «девушке с татуировкой дракона», что строила воздушные замки в шведской экранизации романа (голливудскую от Финчера смотрите в январе) – играть ей нечего. В иные времена такие барышни оказывались крысами – и то хлеб.

Словом, основное достоинство фильма – это визуальные эффекты, усиленные лихой кустурицей от композитора Циммера, посему лучше составлять о нем собственные впечатления, чем выслушивать чужие. С академической точки зрения новая «холмсиана» скатилась к плинтусу и там, скорее всего, застрянет. Запала у Ричи, Дауни, Лоу и прочих еще как минимум на одну серию хватит, но о подвиге Нолана, сделавшего из сиквела веху (см. «Темный рыцарь»), можно забыть.

Теперь чисто бренд. Чисто коммерция. Чисто по бабкам.

«Ближе, бандерлоги, ближе, ближе...»

..............