Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 декабря 2011, 19:35 • Культура

«Настоящая Вселенная Смешариков»

Денис Чернов: Есть легенда о «Смешариках»

«Настоящая Вселенная Смешариков»
@ предоставлено группой компаний "Рики"

Tекст: Ксения Реутова

«Есть такая «легенда о «Смешариках». Она заключается в том, что наш сериал – продукт, который находится на полном самообеспечении. На самом деле ситуация куда прозаичнее. Мы считаем каждую копейку, и денег нам хватает далеко не всегда», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД Денис Чернов, режиссер фильма «Смешарики. Начало».

Сериал «Смешарики» появился на российском телевидении в 2004 году, и вот теперь, спустя почти восемь лет, и герои мультика, и его создатели «доросли» до полного метра. 22 декабря в российский прокат выходит фильм «Смешарики. Начало» – полуторачасовое кино, снятое в 3D. Крош, Нюша, Бараш и другие любимые персонажи из своего маленького уютного мирка попадают в большой город, где их ждет встреча с новыми друзьями и битва со злодеем с киноманским именем Калигари. О том, как из шестиминутных историй родилось большое кино, газета ВЗГЛЯД расспросила режиссера фильма Дениса Чернова.

Есть и хорошие, и плохие существа. Все как в жизни: один мой сосед мне друг, а другой – бандюга какой-то

ВЗГЛЯД: Зачем вообще понадобился полнометражный фильм о Смешариках? Создателям сериала стало совсем тесно в шестиминутном формате?

Денис Чернов: Есть два коммерческих направления. Одно из них – сериальная продукция, а другое – полнометражное кино. В первой области мы уже освоились и чувствуем себя очень уверенно. Решение заняться еще и вторым направлением – нормальный процесс развития проекта и развития студии «Петербург» как в технологическом, так и в творческом плане.

ВЗГЛЯД: Сложно было «расширяться» с шести минут до полутора часов?

Д.Ч.: Да, очень. Подходить к полному метру как к истории на шесть минут, растянутой на полтора часа, абсолютно невозможно. Полный метр – это большое кино, оно подразумевает некое погружение в атмосферу, возможность более детально рассказать какие-то вещи. Сериал у нас построен более схематично, по сути это скетчи, там все происходит очень быстро. А теперь нам надо было сделать так, чтобы зрителю не было скучно не шесть минут, а все девяносто.

ВЗГЛЯД: Появятся ли в фильме новые персонажи? И не изменятся ли те герои, которых зрители уже знают?

Д.Ч.: Новых персонажей огромное количество. По сюжету Смешарики попадают в город, населенный самыми разными существами. У нас появилось несколько главных городских героев, множество второстепенных – там куча массовки, все как в большом кино. Зритель сможет увидеть все разновидности шарообразных существ, это настоящая Вселенная Смешариков. Что касается наших главных героев, то нет, они не изменились. Над фильмом работала та же команда, что и над сериалом. Ведущий сценарист у нас один – Алексей Лебедев. Он написал несколько сотен сценариев для «Смешариков», и он же автор сценария на полном метре. Композиторы те же – Марина Ланда и Сергей Васильев, ну и ваш покорный слуга тоже на месте. Наверное, даже если бы мы хотели как-то изменить персонажей, у нас бы это все равно не получилось. Поэтому я не думаю, что в полнометражной версии будет какой-то момент «неузнавания» любимых героев.

ВЗГЛЯД: Почему вы решили снимать именно приквел, то есть фильм, действие которого происходит до событий, описанных в сериале?

Денис Чернов не считает «Смешарики» сериалом для детей (фото: предоставлено группой компаний

Денис Чернов не считает «Смешарики» сериалом для детей (фото: предоставлено группой компаний "Рики")

Д.Ч.: Есть такое понятие, как hook, – то, на что в фильме цепляется внимание зрителя. И мне кажется, что в приквеле он присутствует. Суть в том, что Смешариков изначально было не девять, как в сериале. Их было меньше. И зритель узнает о том, что, оказывается, некоторые из них – это персонажи, пришедшие из другого места, из большого мира. Это неожиданная история.

ВЗГЛЯД: И впервые за все время существования Смешариков среди них появляется отрицательный персонаж...

Д.Ч.: Да, есть такое дело.

ВЗГЛЯД: Сложно было вводить его в сюжет? Смешарики – это же абсолютное добро, они у вас восемь лет жили в своем розовом сказочном мире.

Д.Ч.: Отрицательный персонаж – это не самоцель и не следование клише, согласно которому добру всегда должно противостоять зло. Это скорее некая составляющая того мира, в который они попадают: если речь идет о большом городе, то очевидно, что там есть и хорошие, и плохие существа. Все как в жизни: один мой сосед мне друг, а другой – бандюга какой-то.

ВЗГЛЯД: Трудно ли было переходить из 2D в 3D?

Д.Ч.: Сказать, что трудностей было много, – это не сказать ничего. Для реализации идеи полнометражного фильма в 3D нам фактически пришлось построить еще одну студию, потому что до этого мы работали совсем в другой технологии. Для меня это момент наполовину мистический, у нас неоднократно возникали ситуации, когда мы не могли двигаться дальше из-за того, что не знали, как решить ту или иную технологическую задачу. И знаете, что происходило? Чуть ли не в этот же день открывалась дверь, и входил некто со словами «Вы знаете, я хочу предложить вам свои услуги» – и это оказывался именно тот человек, который в тот момент нам был нужен. Таких случаев было несколько, и я уже стал думать: господи, это какое-то провидение нам помогает, спасибо, спасибо!

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: На какую аудиторию рассчитан мультик? На тех же маленьких зрителей, которые смотрят сериал, или все-таки на детей постарше?

Д. Ч.: Проект «Смешарики» лично для меня и для большинства тех, кто над ним работает, никогда и не был сериалом для детей, мы никогда себя не ограничивали такой целевой аудиторией. За восемь лет нашей жизни на этом проекте мы всегда старались держать некую параллельную линию в сериале, которая бы давала возможность и взрослому человеку следить за теми событиями, которые там происходят. И с детьми мы старались разговаривать так, чтобы не опускаться, а, наоборот, поднимать их до нашего уровня, до уровня взрослого. А наш полный метр – это вообще семейное кино, на которое абсолютно спокойно можно идти родителям с детьми, да еще и прихватить с собой бабушку и дедушку.

ВЗГЛЯД: Одним из продюсеров фильма стал Тимур Бекмамбетов. Это вы на него вышли или он на вас?

Д. Ч.: Его привел наш генеральный продюсер Илья Попов. Тимур – человек деятельный, нацеленный на результат, и эти качества вполне соответствуют духу нашего проекта. Однако надо сказать, что он появился на финальной стадии, когда фильм уже был процентов на 85 завершен, то есть он не принимал участия в непосредственном создании мультика. Его единственным предложением было усилить криминальную линию.

ВЗГЛЯД: И вы согласились?

Д. Ч.: Да. Не скажу, что это было так просто, но, в общем, вроде мы достаточно элегантно выкрутились. Больше Тимур ни на что в нашем творческом процессе не влиял, он давал стратегические рекомендации, а уж принимать их или нет, мы решали сами. Хотя я уже подозреваю, что некоторые зрители, посмотрев кино, смогут сказать: «А, ну так это же Бекмамбетов, все понятно».

ВЗГЛЯД: После первого полнометражного фильма вы планируете снимать продолжение?

Д.Ч.: А мы изначально планировали трилогию. Но пока рано об этом говорить, в январе посмотрим на кассовые сборы и решим. Сейчас у нас нет необходимости куда-то нестись и за кем-то гнаться, у студии «Петербург» есть и параллельные полнометражные анимационные проекты, которые никак не связаны со «Смешариками».

ВЗГЛЯД: Спустя неделю после выхода «Смешариков» в прокат выходит еще один отечественный анимационный фильм – «Иван Царевич и Серый волк», сделанный студией «Мельница». У вас есть какой-то соревновательный дух?

Д.Ч.: Конечно, а как же! Это дуэль. И все это понимают. Новогодний пирог – он один. Зритель в это время тратит огромные деньги на поход в кино. Эта сумма каждый год примерно одинаковая, но количество фильмов бывает разным. В прошлом году был благоприятный период, картин было немного, и на этом фоне фильм «Мельницы» «Три богатыря и Шамаханская царица» здорово выстрелил, он стал самым кассовым анимационным фильмом в России. Никто этого не ожидал. В этом году ситуация будет намного сложнее, и с «Мельницей» мы, конечно, находимся в состоянии конкуренции. И у них, и у нас есть свой «хвост» – та история, которая была до фильма. У них это «Богатырская сага», и на постерах «Ивана Царевича» написано «Богатыри рекомендуют», а у нас есть восьмилетняя история сериала «Смешарики».

ВЗГЛЯД: Студии хватает существующей господдержки? Когда обсуждалась ситуация с выделением средств «Союзмультфильму», некоторые высказывали мнение, что лучше поддержать уже существующие коммерчески успешные проекты – как раз такие, как «Смешарики».

Д.Ч.: Я думаю, что есть такая «легенда о «Смешариках». Она заключается в том, что наш сериал – это такой продукт, который находится на полном самообеспечении. Вот, мол, они могут позволить себе все что угодно, могут бросать деньги на ветер. На самом деле ситуация куда прозаичнее. Мы считаем каждую копейку, и денег нам хватает далеко не всегда. Но господдержка у нас есть. Понимаете, в чем дело: у нас плохо развита инфраструктура вокруг анимационного производства, то есть мы можем выпускать достойный продукт, но на Западе у студий есть конкретные заказчики, например, телевизионные каналы. Сначала студия делает пилотную серию, показывает ее, а потом телекомпания видит, что это перспективно, заключает договор и заказывает студии столько-то серий в таком-то формате к такому-то сроку. И студия спокойно работает. В России такого нет. Но я, конечно, не выступаю за то, чтобы отобрать деньги у «Союзмультфильма» и отдать их студии «Петербург» и продюсерскому центру «Рики». Нет, там есть что реанимировать и есть что поднимать. Правда, мне кажется, что деньги, выделенные «Союзмультфильму», надо тратить не столько на производство, сколько на обучение. Настоящих профессионалов в анимации очень мало.

ВЗГЛЯД: А вы не привлекали кого-то со стороны в процессе работы над фильмом? Иностранцев, например?

Д.Ч.: Нет. Я вообще не верю в приглашенных специалистов, которые появляются и волшебным образом разбираются со всеми трудностями. Деньги – не решение проблемы. Да, я могу их отдать кому-то и приказать: «Сделайте мне вот это». Они, конечно, сделают, но скорее всего все придется переделывать. Лучше все свое – так спокойнее.

..............