Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
23 апреля 2010, 17:03 • Культура

Бракованные узы

«Страсть не знает преград»: нехорошее слово «брак»

Бракованные узы
@ кадр из фильма

Tекст: Денис Шлянцев

«Страсть не знает преград» дошла до российского проката спустя год после мировой премьеры. Эта типично женская драма рассказывает историю неудачной любви двух противоположностей, которые должны бы притягиваться, но вместо этого оттолкнулись друг от друга. Не стоит ожидать от картины бурных выяснений отношений, ревности и размахивания кинжалами, фокус этой интеллигентной артхаусной драмы – внутренние переживания героев и пейзажи Сардинии.

Вторая по счету картина 33-летней перспективной немки Марен Аде привлекла к себе внимание и прессы, и составителей программ авторитетных фестивалей. Результаты впечатляют: канадский журнал Cinema Scope, подводя итоги прошлого года, поставил «Страсть» на второе место в десятке лучших фильмов.

Только в физике полные противоположности притягиваются, в жизни чаще все наоборот

Также «Страсть» была упомянута в списке журнала Film Comment, который отобрал 20 лучших картин, не вышедших в американский прокат. В этом рейтинге она «скатилась» на 3-е место. Признание Бангкокского международного кинофестиваля, три номинации на национальную кинонаграду, два Серебряных медведя за режиссеру и исполнение главной женской роли и номинация на Золотого медведя на прошлогоднем Берлинале. Успешная фестивальная судьба.

Причина, по которой эта добротная, но не хватающая звезд с небес романтическая драма привлекла внимание критиков, лучше всего охарактеризовал один из обычных зрителей, тех, кто оставляют свои рецензии и голоса на imdb.com. По его мнению, в «Страсти» нет обычной для мелодрам фальши. Ни грамма.

В оригинале фильм называется более скромно: «Кто-то еще» или еще один возможный вариант перевода «Все остальные», таким образом сразу дистанцируя главных героев: Криса (Ларс Айдингер) и его возлюбленную Гитти (Биргит Минихмайр) от остального мира. Крис по профессии увлеченный архитектор, хотя проекты его не приносят особенного успеха, целеустремленный, деловитый и весь по уши в работе. Гитти − музыкальный пиар-менеджер, его полная противоположность: некрасивая в традиционном смысле, но чертовски обаятельная, душа компании, не стесняющаяся в открытую выражать свои чувства.

Он привозит ее на залитую солнцем расслабленную Сардинию – на виллу своих родителей, где на их романтические, поначалу безоблачные отношения набегают тучи, в нерушимых узах появляются трещины. Короче говоря, любовь ушла, впереди сплошные страдания. Обе стороны начинают строить всяческие преграды для своей страсти-любви, что по накалу несколько напоминает «Дорогу перемен» Сэма Мендеса, но на европейский лад.

Причина разлада, казалось бы, лежит на поверхности. Как бы странно она ни звучала для российского зрителя, это – зависть к счастью других. Однажды Крис и Гитти встречают своих старых друзей: одна пара завела ребенка, другая только собирается это сделать. Все эти разговоры и наблюдения за чужой жизнью раздражают героев, и тут кроется, возможно, истинная причина и избитая истина: только в физике полные противоположности притягиваются, в жизни чаще все наоборот.

Несмотря на кажущуюся банальность фабулы, фильм не оставляет впечатления халтуры. Большинство романтических драм фиксируются на отношениях пары, и зритель прекрасно знает, что, какие бы трудности ни произошли, хэппи-энд неизбежен. Марен Аде сразу же дает понять, что отношения героев обречены, что никакой надежды на воссоединение нет, да и нужно ли оно им? И все это контрастно подчеркивается пейзажами Сардинии.

#{movie}Вместо того чтобы соблюдать формальные требования жанра, режиссер концентрируется на содержании, на внутреннем мире героев; прописывает остроумные, меткие диалоги, подмечает малейшие детали. Зритель постепенно проникается этими персонажами, становится их другом, входит в их дом, сопереживает их проблемам. Эта манера намного действеннее, чем у большинства голливудских «ромкомщиков», которым, по большому счету, наплевать на своих героев.

Говорят, что если хочется похвалить плохой фильм, стоит уделить внимание операторской работе. Но и из этого правила есть исключения. Исключительно киногеничная природа Сардинии, ее климат позволили оператору Бернхарду Келлеру («Моя звезда», «Падший») снять происходящее максимально тепло, деликатно и ненавязчиво.

Актерская игра, отмеченная жюри нескольких фестивалей, привлекает своей естественностью. Качественные ингредиенты – залог успеха хорошего блюда. И оно, в самом деле, удалось.

Остается отметить, что эта история о том, как трудно и практически невозможно любить человека, чьи вкусы и представления о преданности, стабильности и семейной жизни так отличаются от твоих, очень женская. Это и есть основная преграда, которую, несмотря на название, все-таки знает страсть.

..............