Взгляд
22 октября, пятница  |  Последнее обновление — 00:27  |  vz.ru
Разделы

Гибель Ливии и выбор России

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Новый этап в развитии международной политики означает, что теперь Россия всегда должна быть готова силой отстоять свои принципы и верность союзническим обязательствам. На помощь международных институтов рассчитывать не приходится. Подробности...

Высокие цены на газ – это всерьез и надолго

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если для Европы грядущий энергетический кризис может обернуться замедлением восстановительного роста экономики, дополнительным стимулом товарной инфляции, то для таких стран, как Украина и Польша, он может стать серьезным испытанием для власти и государственности. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Россия отказалась сжигать свои интересы на натовском леднике

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Решение Москвы о заморозке (а по факту разрыве) отношений с НАТО было абсолютно правильным и логичным шагом. Но теперь Кремль должен сделать второй шаг. Не менее правильный и логичный. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин обвинил лидеров стран НАТО в нарушении данных России обещаний

    Главная тема


    Зеленский применил Черноморской флот против политических оппонентов

    разрешение на эксплуатацию


    Путин: Поставки газа в Европу по «Северному потоку – 2» могут начаться послезавтра

    новая услуга


    В Латвии антипрививочникия платят больным ковидом за возможность заразиться вирусом

    мнение эксперта


    От введения нерабочей недели выиграют зарубежные курорты

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    экстремистская организация


    Зачем Россия ведет переговоры с «Талибаном»

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    украинский произвол


    Сергей Миркин: ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

    тайна гибели


    Тимур Шерзад: Почему взорвалась «Императрица Мария»

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    На посылках у смерти

    «Рыдает мать, и словно тень стоит отец…»
       15 апреля 2010, 20:01
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    В центре «Посланника» труд тех гонцов, коих во времена ВОВ заменяла бумага, т.н. «похоронка». Фильм объективно хорош сценами в домах, узнающих о скором прибытии «цинкового гроба», и игрой Вуди Харрельсона, который здесь столь же отталкивающе привлекателен, как и в звездном для себя «Ларри Флинте», однако снят «не в масть». Сезон 2009−2010 – сезон «Повелителя бури», где враг превращает детей в бомбы, тогда как в «Посланнике» враг не обозначен вообще. Война есть зло – и точка.

    Сверхзадача у данного фильма одна – испортить пенсию Джорджу Бушу-младшему. Под это дело в большей или меньшей степени был заточен добрый десяток военных драм про иракскую авантюру, однако все они имели побочный патриотический месседж, без коего не обойтись, раз уж в кадре «свои ребята» гибнут, а гробы прикрывают звездно-полосатыми полотнищами.

    Учти, в нашем деле довольных клиентов не бывает

    «Посланник» патриотического флера лишен начисто: это остросоциальная и подчеркнуто пацифистская картина, где под войной подразумеваются лишь страх, грязь, ужасы и тотальное отсутствие человеческого. Получить столь «чистое» вещество режиссеру удалось потому лишь, что с войной он обошелся так же, как в фильмах типа «Американский пирог» обходятся с сексом: о ней много говорят, но никто ею не занимается.

    После контузии сержанта Уилла Монтгомери чуть ли не насильно выдергивают из арабских песков, а вместо винтовки выдают пейджер. Теперь его задача – являться в дома «свежих вдов» и пока еще счастливых родителей, чтобы сообщить им об утрате сына-мужа-брата раньше, чем телевизор.

    «Учти, в нашем деле довольных клиентов не бывает», − наставляет его капитан Тони Стоун, пропитавшийся за три года подобной работы эталонным цинизмом. Да, миссия неблагодарная, зато проста, как всякий шаблон. Любые импровизации либо запрещены, либо учтены в инструкции. Лицо держать попроще. Руками «клиентов» не трогать. «Ушел из жизни» не произносить – только «убит» или «умер». В дверь лучше стучать – звонок может быть снабжен не по делу дурацкой мелодией. И вообще – ты не человек, а аватар главы Пентагона, это он соболезнует, твое дело – озвучить.

    «Главное, помни – могло быть хуже, сейчас не Рождество», − резюмирует Стоун, которого карьера «вестника смерти» чуть не сделала алкоголиком.

    Понятно, что если изначальная задача – снять фильм с перехлестом эмоций и полным отсутствием кровищи одновременно, такую сценарную фабулу можно признать идеальной. По крайней мере, она лучше всего соответствует сугубо бытовому восприятию войны («он чей-то муж, он чей-то брат»), и в этом смысле очень близка по духу к дворовой гитарной самодеятельности, песням типа: «Я ухожу», − сказал парнишка ей сквозь грусть». Разве что самая мякотка («рыдает мать, и словно тень стоит отец…») для усиления эффекта поставлена на реплей, иголка пластинки бесконечно елозит по самой высокой ноте (к слову, музыка как таковая в фильме практически отсутствует, на звуковой дорожке лишь плач, истерики, пощечины и звенящие своей тишиной «минуты молчания» − оформление рискованное, но в данном случае оправданное).

    #{movie}С процитированным выше «Афганистаном» − народным хитом конца восьмидесятых − фильм пересекается еще и там, где «она с другим уже идет»: солдат защищает не только свою девушку, но и парня, который с ней спит. Судьба – шлюха. Сука – любовь. Когда «вестники смерти» получают в ответ от вдовицы не плевок в лицо и не истерику, а лишь кивок головы (мол, приняла к сведению), циничный Стоун веско роняет: «Её уже кто-то трахает». В подтверждение этих слов на бельевой веревке заколышется мужская рубашка – уликой, бельмом, белым флагом женской верности.

    Рубашка эта, как честное ружье, еще выстрелит в третьем акте. Выстрелит мимо цели, но Стоун ошибся лишь в частности, оказавшись прав по сути: неофиту Монтгомери все-таки придется отгулять на помолвке былой любви, что решила не дожидаться его из Ирака.

    Вообще, женофобии в картине вдосталь: тот же капитан Стоун проводит досуг, конвертируя харизму опытного вояки в популярность среди бабеток. При этом память на имена у него воистину девичья: Лора-Лаура, Келли-Шелли – какая к черту разница. Но Стоун, тем не менее, персонаж симпатичный, ему прощается – и самими бабетками, и режиссером (осевший в Голливуде израильтянин Орен Моверман), которому солдатиков жалко, а вдовиц – постольку-поскольку. Реабилитирует он слабый пол (не весь вообще, а «ту единственную», что ждала даже нелюбимого) в одной лишь сцене, когда вдова в буквальном смысле выгоняет из торгового центра агитаторов от дяди Сэма, убеждающих подростков записаться в армию США.

    Примечательно, что в этих самых США «Посланник» добился исключительно благожелательных отзывов критики, но в практическом, «оскаровском» измерении получил лишь по паре холостых (зато честных) номинаций – за сценарий и Вуди Харрельсону (капитан Скотт) как лучшему актеру второго плана. Столь скудный урожай на голливудском огороде, где протестовали против войны в Ираке наиболее громко и яростно, объясняется голливудской же мудростью: не стоит снимать свой лучший фильм в один год с «Унесенными ветром». В данном случае – с «Повелителем бури» Кэтрин Бигелоу.

    Дело не только в том, что «Повелитель» явно превосходит «Посланника» по художественной части (там и клавиатура нервов побогаче, и играет на ней Бигелоу тоньше да заковыристей). Но и в том, что триумфатор прошедшей церемонии действительно стал лыком в строку, в то время как лента Мовермана к своему выходу уже успела безнадежно устареть года на четыре. Избрав президентом последовательного противника войны в Ираке и услышав конкретную дату вывода войск, американская интеллигенция умерила пацифистский пыл, вспомнив о вечных ценностях – бравой выправке, блеске стали, американских флагах на фоне заката и угрюмых парнях, которые, между прочим, за родину кровь проливают.

    К горю Мовермана, в минувшем сезоне было немодно говорить об иракской авантюре как о преступлении перед самим понятием добра и семьей – ячейкой общества. Подняв одну и ту же тему – адреналиновой наркомании «псов войны», руки которых всё еще тянутся к воображаемой винтовке, а взорванные друзья мешают спать по ночам, режиссеры вдруг обнаружили эстетические разногласия. Если Бигелоу в шраме через небритую щеку видит секс и заслуженный понт героев, то по Моверману увечье не предмет для гордости, а то, что надо лечить: своего сержанта Монтгомери он презентует во врачебном кабинете, куда сыновья Марса и вообще - настоящие мужики не хаживают. Если женщина-режиссер слышит в стуке армейских ботинок победный марш героев, то у режиссера-мужчины те же ботинки – фетиш паникёра: Монтгомери не снимает их даже в гостиной своей халупы (достойное жилье Родина-мачеха ему, стало быть, не обеспечила), носит под трусы и майку, ввиду чего больше напоминает опустившегося скинхеда, нежели ветерана и гордость нации.

    Столь последовательный пацифизм «откосившего» (это если не дезертира), конечно, заслуживает уважения в определенных кругах, но сверх того – ни капли. «Посланник» предсказуемо провалился в прокате, откровенно затерялся на фоне «Повелителя бури» и даже в своей реплике о незавидной доле гонца с плохими вестями оказался вторичен – площадку уже заняла драмеди «Мне бы в небо». Единственным утешением остались немецкий «Серебряный медведь» за лучший сценарий (Берлин против войны в Ираке возражал последовательно и своих единомышленников сдавать не намерен) да ощущение того, что Джорджу Бушу все-таки подпортили радость от спокойной пенсии.

    Мелочь, а приятно.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •