23 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 20:16  |  vz.ru
Разделы

Павленский оказался для Франции слишком русским

Сергей Мардан, публицист
Петр Павленский – это секретное оружие русских. Вирус троян в человеческом обличье, от которого искрит всю европейскую политическую систему, а французская – просто зависла. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Что может помешать Шнуру стать депутатом

Антон Крылов, журналист
У нас раз в пять лет повторяется одно и то же. Создается новая партия или накачивается людьми и деньгами старая – возьмем для примера либералов, они это делают раз за разом наиболее ярко и бессмысленно. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

От сжигания покрышек Украина дошла до сожжения людей

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Больны, конечно, не эвакуированные, тем более что нет причин не верить заявлениям минздрава. Больны все эти Васыли, незыблемо уверенные в своем праве уничтожать то, что им не нравится. Больна Украина. Подробности...
Обсуждение: 67 комментариев

    На Украине начались массовые беспорядки из-за коронавируса

    Под Полтавой произошли драки полиции и митингующих, выступающих против эвакуации из пораженного эпидемией Китая украинцев. Погромщики забрасывали автобусы с эвакуированными камнями, строили огненные баррикады. Как заметил доктор Комаровский, Украину охватил небывалый кризис морали
    Подробности...

    Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

    Самое мощное за последние 37 лет наводнение произошло в американском штате Миссисипи. Из-за многочисленных ливней из берегов вышла река Перл, которая проходит по меньшей мере через 14 крупных городов штата. Объявлено чрезвычайное положение
    Подробности...

    В День святого Валентина человечеству напомнили о численности

    В день Святого Валентина американский Центр биологического разнообразия раздаст бесплатно 40 тысяч упаковок презервативов парам, привлекая внимание к росту численности населения как фактору угрозы для дикой природы
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:ЧФ начал слежку за американским эсминцем в Черном море

        Главная тема


        Дело «Сети» разрушило идеальный мир либералов

        лазер и гиперзвук


        Путин рассказал о российском «оружии будущего»

        для специальных целей


        В США оценили «странный» и «экстремально мощный» российский калибр

        «так не получится»


        Россия отказалась раскрывать Китаю секреты работы СПРН

        Видео

        Ночные обыски


        Российских биатлонистов отбивают у итальянской полиции

        День Красной армии


        Как биография маршала Блюхера стала одной из главных фальшивок РККА

        олигархический капитализм


        Англичане погубили бесплатное здравоохранение

        раскол православия


        Москва и Иерусалим объединяются против «восточного папизма» Константинополя

        Самое лучшее


        Евгений Фатеев: Вообще-то мы очень богатые люди

        Другой ритм


        Вадим Жарко: Пора говорить о новом общественном договоре

        Эвакуация


        Анна Долгарева: От сжигания покрышек Украина дошла до сожжения людей

        викторина


        Чем отличается оружие России от оружия НАТО

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы проголосовать за музыканта Сергея Шнурова на каких-либо выборах?

        Отпуск как театр

        Герои нового романа Эрленда Лу разыгрывают первоклассный спектакль

        17 марта 2010, 21:25

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        Взгляд на человеческую жизнь как на сплошную череду курьезов – изобретение довольно-таки давнее, однако Эрленд Лу, автор мегахита «Наивно. Супер», одним из первых применил такую интерпретацию к ультрасовременным способам существования. «Тихие дни в Перемешках», новый роман норвежского писателя, – еще одно подтверждение тому, что данный метод работает лучше многих других.

        Телеманы – относительно благополучная норвежская семья – отправляются в отпуск в Баварию, где их ждет летний домик, сдаваемый местной четой Бадер. Отдых проходит совсем не так, как планировалось, хотя никаких особых приключений в общем-то не приносит. Ну, почти никаких. Но их, собственно, и не нужно, потому что тот паноптикум, каким выглядит обыденная жизнь в изображении Лу (и каким она является в действительности) – нечто посильнее любого триллера.

        Брур Телеман, глава семейства – завлит норвежского Национального театра, сорокалетний ехидный резонер с замашками интеллектуала и неудовлетворенными амбициями. Он мечтает написать великую пьесу и показать всем, что такое настоящий театр. Но у него ничего не выходит; сказать, что театральная муза его игнорирует, было бы не совсем верно – скорее она изощренно над ним издевается. Псевдотворческие медитации помешанного на театре Телемана – комический стержень всего происходящего.

        Можно сколько угодно подозревать Эрленда Лу в том, что он списывает своих персонажей с самого себя и что Телеман – еще один подобный случай (ведь Лу, между прочим, тоже не чужд контактов с театром). Но несомненно одно: в отличие от незадачливого завлита, норвежский прозаик номер один действительно посвящен в тайны хорошей драматургии. Он прекрасно умеет создавать тот самый настоящий театр, о котором грезит его герой. Для написания успешной пьесы бедняге Телеману достаточно было бы просто зафиксировать пару дней из своей жизни.

        Бадеры, хозяева летнего домика, не знают английского и пользуются при электронной переписке машинным переводчиком, отчего название баварской деревни Гармиш-Партенкирхен превращается в mixing part churches, или, согласно интерпретации шутника Телемана, в Малые Перемешки Церквей, сокращенно просто Перемешки. Жена Телемана Нина, изменив мужу с Бадером, сочиняет версию о том, что Бадер приходил в летний домик проверить обогревательный котел, хотя на дворе лето. Сын Телеманов Бертольд задумывается о слове, которое было придумано непосредственно перед словом «противный».

         Чтобы написать пьесу, главному герою достаточно просто зафиксировать пару дней из своей жизни (фото: обложка книги)
        Чтобы написать пьесу, главному герою достаточно просто зафиксировать пару дней из своей жизни (фото: обложка книги)
        Но безусловная звезда представления – сам Брур Телеман. Он запирается в ванной специально для того, чтобы подумать о театре, отмеряя при этом время с помощью электрической зубной щетки, принадлежащей жене, и сводит к теме театра едва ли каждый разговор. Но вместо того, чтобы писать пьесу, он предается сексуальным фантазиям, вдохновляясь образом кулинарной теледивы Найджелы Лоусон. Недолюбливая немцев, он все время отпускает неполиткорректные шутки и норовит забраковать стихи Гете на том основании, что они не отвратили людей от нацизма. Но, впав в эротическое безумие и добравшись до Лондона, он обращается к британской полиции с призывом арестовать еврея (то есть Чарльза Саатчи, мужа Найджелы Лоусон).

        Все это гомерически смешно и, по большому счету, удивительно точно. Это легковесное на первый взгляд чтиво – об очень серьезных и, в общем-то, не слишком радостных вещах. О том, насколько нелепое зрелище представляет собой среднестатистический обитатель просвещенного мира, гордящийся своей способностью свободно мыслить и тем не менее находящийся в плену самых диких стереотипов. О том, что при всей интеграции жители разных европейских стран по-прежнему чужие друг другу. И, наконец, о том, насколько сильна зависимость человека от собственного биологического устройства. Но какова бы ни была проблематика, Лу смотрит на людей, во-первых, с любовью, во-вторых, без уэльбековского пессимизма, и это главное.

        «Тихие дни в Перемешках» на 80 процентов состоят из сплошных диалогов, и это окончательно преображает роман в ту самую неотразимую пьесу, которую мечтает написать посетитель ванной. Но не только это: независимо от того, предоставляется ли слово героям или лаконичному рассказчику-комментатору, надо всем неизменно царит дух гуманистической трагикомедии, как бы пафосно это ни звучало. Трагикомедия, правда, местами смахивает на грубый фарс, но куда же сегодня без него?

        В отличие от множества небесталанных сатириков и небезынтересных экзистенциалистов, Эрленд Лу – писатель Божьей милостью. Перевод романного действия в режим диалога – прием простой и, в общем-то, не новый, однако под пером Лу каждая написанная таким образом главка сразу превращается в минималистический шедевр. Но и авторский голос, изредка все же звучащий в «Тихих днях», выделяется среди тысячи других благодаря незлобиво-скептической интонации, которая, похоже, просто необходима для того, чтобы продолжать писать жизнеутверждающие книги после конца истории.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............