Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

64 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
10 марта 2010, 20:40 • Культура

Неуловимый Джо

Продажа архива Вазари превратилась в детектив

Неуловимый Джо
@ wikimedia.org

Tекст: Елена Антонова

Отмена торгов редко рассматривается как сенсация. Но только не в этом случае. Процесс смены хозяев архива итальянского ренессансного писателя, архитектора и живописца Джорджо Вазари давно вышел за рамки интересов узкого сегмента арт-рынка и превратился в действо едва ли не кафкианское. Здесь тесно переплелись наследственные интриги, итальянское самолюбие и любовь к прекрасному простого русского бизнесмена Василия Степанова.

Имя итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, жившего в XVI веке, прочно закрепилось в списке крупнейших деятелей эпохи Возрождения. Без его «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в биографиях Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, не говоря уж о нескольких десятках других, менее значимых итальянских художников, было бы гораздо больше белых пятен. Его архив, вокруг которого и разгорелся весь сыр-бор, включает в себя порядка 30 папок, главная ценность которых – 17 писем к Вазари самого Микеланджело, а также переписка художника с пятью римскими понтификами и правителем Флоренции Козимо I Медичи.

Русский бизнесмен был готов выложить за архив 150 млн евро

Хранителем документов до осени 2009 года являлся разорившийся граф Джованни Фестари, потомок душеприказчика Вазари по фамилии Спинелли. За его попытками повыгоднее избавиться от архива наблюдала вся Италия. Едва не лишившись документа за долги в размере 2,5 млн евро, он потратил последние годы своей жизни на переговоры с потенциальным покупателями документов. Суммы назывались разные, но все они померкли перед неожиданно появившимся таинственным русским бизнесменом. Он был готов выложить Фестари – едва ли не наличными – 150 млн евро.

Тут уж искусствоведы выступили единым фронтом. The Guardian процитировала итальянского историка и политика Витторио Сгарби, который считает, что документы Вазари не могут стоить больше 10 млн евро.

«Все эти письма давно опубликованы, архив Вазари всем известен, так что цена в любом случае выглядит завышенной», − подтвердила газете ВЗГЛЯД доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ Лидия Михайловна Брагина.

Неизвестно, что больше возмутило итальянцев – сумма, невиданная для документов подобного уровня, или сама вероятность того, что архив может покинуть границы страны. Министерство культуры Италии поспешило официально заявить что «архив Вазари, кто бы ни был его владельцем, является субъектом преимущественной принадлежности и не может быть перемещен из места, где он в настоящее время хранится в Ареццо», сообщило РИА «Новости».

Но спокойствия это не добавило. Corriere della Sera провела собственное расследование и даже назвала имя представителя российского любителя Возрождения, через которого и велись все переговоры, – Василий Степанов, «председатель совета директоров холдинга Ross Group». Связаться с ним напрямую, тогда, правда, не удалось, а вскоре и необходимость в этом отпала. Как оказалось, едва ли не в день заключения сделки, 9 сентября 2009 года, потенциальный покупатель загадочным образом погиб в автомобильной аварии. Вместо некрологов страницы газет запестрели заголовками о том, что Степанов − выдумка самого Фестари, решившего напугать итальянское правительство перспективой лишиться бесценных, с культурологической точки зрения, документов. Цель у такого трюка могла быть только одна – заставить государственных мужей выкупить этот архив по цене, хоть как-то соответствовавшей представлениям Фестари о валютно-денежных потоках.

Так это или нет – неизвестно, до сих пор ни та, ни другая версия не получила 100-процентного подтверждения. Зато Джованни Фестари скончался − уже вполне официально − в октябре того же 2009 года, дав возможность итальянской государственной компании Equitalia сделать то, что ей не удалось сделать несколькими годами ранее: описать архив за долги и выставить его на аукцион, который должен был состояться 9 марта. И вот – снова осечка, торги сорваны. Как сообщает ANSA, за несколько минут до их начала адвокат наследников подал апелляцию: его не устроила заниженная цена лота – всего 2,6 млн евро.

Кажется, круг замкнулся. Но срыв аукциона подтвердил, что в лучших традициях «комедии по-итальянски» ситуация просто заиграла новыми красками. Торги в любом случае состоятся. Правда, времени для маневров у участников представления осталось немного: в июле 2011 года аретинцы будут с размахом отмечать 500-летие со дня рождения своего главного сокровища − Джорджо Вазари.

..............