Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

24 комментария
11 февраля 2010, 20:10 • Культура

Гарри Поттер и греческая смоковница

«Перси Джексон»: Конкурент Гарри Поттера

Гарри Поттер и греческая смоковница
@ kinopoisk.ru

Tекст: Мария Меринова

Параллелей между франшизой о Гарри Поттере и первым фильмом о Перси Джексоне столько, что возникает версия, будто Крисом Коламбусом движет личная обида: превратили, мол, мою детскую сказку в готический кошмар. Впрочем, нельзя сказать, что фильм «Перси Джексон: похититель молний», повествующий о приключениях мальчика-полубога в мире, который вечно нужно спасать, глубоко вторичен: отставной Джеймс Бонд в роли кентавра и Ума Турман с гадюками на голове – это, согласитесь, свежо.

Живет себе в Нью-Йорке простой паренек: звезд с неба не хватает, учится через пень-колоду, вздорит с отчимом − типичный проблемный подросток. Впрочем, не во всем типичный: в воде он чувствует себя гораздо лучше, чем на земле (ну чисто Ихтиандр), а изредка, в трудные моменты жизни, слышит голоса… Объясняется это тем, что Перси ни много ни мало полубог − сын Посейдона и племянник Зевса.

Время волшебников ушло, в год Олимпиады в Ванкувере пришло время олимпийцев

Ничто человеческое античному пантеону по-прежнему не чуждо − время от времени боги спускаются на землю с Олимпа, чтобы «клеить» простых смертных. Неудивительно, что после подобных походов «в люди» современная Америка (а именно туда, судя по всему, переместились смертельно заскучавшие в Греции олимпийцы) регулярно пополняется полукровками − людьми со сверхвозможностями, по-простому – супергероями.

Но Америка Америкой, а классический античный конфликт отцов и детей неизбежен. И когда у Зевса кто-то похищает молнии, подозрение падает на Перси Джексона. Вооружившись ручкой-мечом (ну чем не волшебная палочка?), наш герой отправляется в Лагерь полукровок (Хогвардс а-ля натюрель), где ему предстоит научиться управлять обретенными способностями, чтобы спасти весь мир от гнева Зевса, а свою мать − от похитившего ее Аида.

Так начинается трансконтинентальная одиссея Перси Джексона в компании, конечно же, двух друзей (Рона и Гермионы на новый лад): Гровера − полукозла-получеловека, а если политкорректнее − сатира, и Аннабет − дочки Афины Паллады. Порталом в мифический мир − на гору Олимп − служит знаменитый небоскреб «Эмпайр Стейт Билдинг» (в «ГП», помнится, коридором в мир волшебников являлся лондонский вокзал), а вход в Царство мертвых находится аккурат на голливудских холмах, под культовой надписью Hollywood.

Несмотря на массу аналогий с поттерианой, которые волей-неволей констатируешь во время просмотра, экранизацию бестселлера Рика Риордана нельзя назвать первым блином в намечающейся франшизе о новом герое современных подростков. По крайней мере, многое в ней забавно. Чего стоит задействованная Коламбусом «тяжелая артиллерия» Голливуда (Пирс Броснан «с лошадиным задом» в роли кентавра Хирона, Шон Бин ростом с многоэтажку, как и полагается хозяину Олимпа Зевсу, а также неподражаемая Ума Турман, кардинально изменившая цвет волос с блонда на ядовито-змеиный и представшая перед зрителем в образе горгоны Медузы*), а также древнегреческие гаджеты в современной комплектации: «божественный» GPS − карта, помогающая троим путешественникам не сбиться с пути, кеды с крылышками и самораскладывающийся щит, принадлежащие богу Гермесу.

Вообще картину можно с легкой душой назвать пособием по древнегреческой мифологии для начинающих. И если у вас не получается усадить ребенка за «Легенды и сказания Древней Греции» или, тем паче, за «Метаморфозы» Овидия, сводите его на «Перси Джексона». К слову, сам герой знанием мифологии похвастаться явно не может, иначе он не стал бы выдавать за собственное ноу-хау убийство горгоны Медузы с помощью отражения, как это сделал тысячелетия назад его двоюродный брат и тезка Персей, знал бы, что Гидра − тварь, самовоспроизводящая отрубленные головы в двойном размере, а сын бога Гермеса − покровителя обмана и воровства в Древней Элладе − одного с отцом поля ягоды.

Другой вопрос, каким образом убитые еще в древности чудовища оказались живы-живехоньки в современном мире, но вопрос не принципиальный: речь все-таки о сказке, где злодеев вполне допустимо убивать «на бис».

Гораздо обиднее, что концовка получилась смазанной. Даже по меркам фильмов, в которых надо кого-то спасать. Причем касается это и разрешения проблемы с молниями, и первой встречи с божественным отцом, который весьма неубедительно оправдывается перед отпрыском за то, что не мог быть с ним все эти годы. Впрочем, и снимался этот фильм явно не ради финала − тем более что вслед за первой частью, буде она удачной, последует и вторая (всего же Перси посвящено пять книг), − а ради собственно самой одиссеи, а точнее «персеи» наших героев, которая, к чести Коламбуса, смотрится на одном дыхании.

Словом, Гарри Поттеру намекают, что пора бы и на пенсию (учитывая и возраст ведущих актеров). Время волшебников ушло, в год Олимпиады в Ванкувере пришло время олимпийцев.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............