Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
10 декабря 2010, 15:52 • Культура

«Я перестал верить в театр»

Регимантас Адомайтис: Актер превращается в марионетку

«Я перестал верить в театр»
@ РИА "Новсти"

Tекст: Ирина Тарасова,
Санкт-Петербург

«Актер сегодня должен быть покорен и доверчив, как ребенок. А если ты все понимаешь, анализируешь, покориться трудно. И я чувствую, что мне сам процесс постижения мира через театр не так интересен», – рассказал газете ВЗГЛЯД о печалящей его новой тенденции «режиссерского театра» известный кино- и театральный актер Регимантас Адомайтис.

Театр-фестиваль «Балтийский дом» давно отличает особый «прибалтийский акцент»: главные герои фестивалей «Балтийского» литовские режиссеры и актеры. Театральная Прибалтика органично вливается и в репертуарную афишу «Балтдома»: первую премьеру 2011-го чеховскую «Чайку» не только ставит литовский режиссер и худрук Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус, в спектакле играют два легендарных литовских кино- и театральных актера Регимантас Адомайтис и Юозас Будрайтис.

Теперь я не переживаю о своей профессии. Меня перестал волновать театр

О работе над спектаклем, о театре, о современности газете ВЗГЛЯД рассказал один из самых обаятельных литовских актеров Регимантас Адомайтис, который сыграет в «Чайке» роль доктора Дорна.

ВЗГЛЯД: Регимантас, что изменилось сегодня в вашем отношении к профессии и театру?

Регимантас Адомайтис: В молодости так хотелось быть артистом, было столько трепета в отношении к театру. Теперь иное: я не волнуюсь так, не переживаю о своей профессии. Меня перестал волновать театр.

ВЗГЛЯД: Может быть, это театр изменился?

Р.А.: Конечно, современный театр стал другим это больше режиссерское творение: актер должен быть покорен идее режиссера. Это естественно, но актер в таком театре чаще превращается в марионетку, в ретранслятор идеи режиссера и автора.

ВЗГЛЯД: Нынешняя работа над чеховской «Чайкой» с Йонасом Вайткусом это тоже вариант «режиссерского театра»?

Р.А.: Нельзя сказать, что Вайткус авторитарен и только диктует труппе, что делать: мы можем обсуждать своих героев, предлагать свое видение... Но он руководит мною дает направление роли. Актер сегодня должен быть покорен и доверчив, как ребенок. А если ты все понимаешь, анализируешь, покориться трудно. И я чувствую, что мне сам процесс постижения мира через театр не так интересен. Я перестал верить в театр...

Репетиция «Чайки»: прибалтийские актеры вживаются в роли

Репетиция «Чайки»: прибалтийские актеры вживаются в роли

ВЗГЛЯД: Создается впечатление, будто вы срослись с ролью доктора Дорна: ведь он, человек «реальной» профессии, доктор, и так же отстраненно наблюдает за художественным процессом, муками творчества и Треплева, и Тригорина...

Р.А.: Я, наверное, чувствую свое совпадение с Дорном, когда он, например, устало говорит Полине Андреевне: «Мне пятьдесят пять лет». И кажется, будто ему намного больше... Он действительно устал. Это чувство для меня такой крючок, на который я, как на удочку, хочу поймать этого героя. Хотя поначалу Дорн был мне абсолютно непонятен.

ВЗГЛЯД: А кто из героев Треплев или Тригорин вызывает у вас, Дорна, большее сочувствие? У кого из них доктор Дорн хотел бы проверить пульс?

Р.А.: Они оба страдают, оба переживают творческие муки, но они такие разные. И Дорн не знает, вмешиваться в эту драму, не вмешиваться... Конечно, юный Треплев более нервный, ранимый, нуждается в большем участии, поддержке, защите. И пульс у него бьется бешено.

ВЗГЛЯД: Как складывается ваш прибалтийский дуэт с Будрайтисом?

Р.А.: Будрайтис играет в «Чайке» Сорина. Но он актер иной, чем я, органики. Он, например, великолепный киноактер, его «любит» кинокамера, он умеет в ней «жить», хотя он не профессионал, а гениальный самоучка, и только благодаря своей интуиции, своему чутью стал артистом. А игра профессионального актера бывает порой неинтересна. Вот тут и пойми: надо ли учиться на актера или это врожденный талант? Когда-то, между прочим, я отказался от роли в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя», а потом эту роль замечательно сыграл Будрайтис. А я очень жалел и до сих пор об этой роли жалею...

ВЗГЛЯД: Ваше самое сильное актерское впечатление от встречи с Чеховым?

Р.А.: Это даже не актерское, а скорее читательское впечатление. Я очень люблю «Скучную историю» Чехова. Я даже выучил ее к своему шестидесятилетию. Она настолько меня поразила, что и сегодня я готов подписаться под каждой строчкой «Скучной истории», будто это моя история. Сейчас читаю огромное исследование англичанина Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова». Невероятная работа Рейфилд исследовал все письма Чехова и записные книжки, все воспоминания о нем! Чехов был поразительным человеком: не просто писателем, но личностью всю семью держал на себе! А сколько у него женщин было! Мы-то знаем только о Лике Мизиновой и Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.

ВЗГЛЯД: А вы сами не писали прозы или воспоминаний?

Р.А.: Есть на литовском небольшая книга моих актерских заметок в помощь молодому актеру. Я сохраняю свои наблюдения, выписываю множество цитат, заметок, когда читаю психологию, философию, художественную литературу. Ну и решил их собрать вместе, систематизировать, обобщить вдруг кому-то пригодится? В свое время меня, молодого актера, буквально перелопатила книга Михаила Чехова: я увидел в ней иную, чем у Станиславского, актерскую систему не вживания в образ, а рассказа о нем. И это оказалось ближе мне, чем Станиславский.

ВЗГЛЯД: Вы раньше работали с петербургскими актерами?

Р.А.: Никогда не забуду актера БДТ Евгения Лебедева. Когда-то он поразил меня своей игрой в фильме «Странные люди», снятом по новеллам Шукшина. А потом мы неожиданно оказались с ним на одной съемочной площадке в Риме! Помню первый день. Лебедев впервые в Риме, долго ходил по городу, вернулся в гостиницу, где все собрались за столом, сел рядом со мной, поднял так удивленно свои брови домиком и, глядя куда-то вдаль, медленно произнес: «Почему мне раньше этого не показали?» И этим он так много сказал о своей жизни, о потерянном времени, об искусстве. Поразительный был актер.

ВЗГЛЯД: Вам несколько месяцев пришлось жить в Петербурге. Привыкли к нашему депрессивному городу?

Р.А.: Мы с Будрайтисом почти не видим Петербурга жизнь здесь проходит между репетициями в «Балтдоме» и гостиницей. Но иногда даже эти короткие прогулки дарят нам странные, необычные впечатления: в Александровском парке люди все куда-то спешат: кто-то идет в театр, кто-то домой. У зоопарка пони катает детей, а вот женщина запрягла в санки собаку и едет в такой «упряжке»... У нас такого не увидишь.

ВЗГЛЯД: В советские времена вы были по-настоящему культовым актером. Особенно в кино. А сегодня вы пересматриваете фильмы, в которых снимались?

Р.А.: Да, случается... Случается, даже плачу, когда смотрю эти картины. Не оттого, что собой любуюсь, а потому, что теперь смотрю их как зритель.

ВЗГЛЯД: Ваши дети не последовали по вашему пути?

Р.А.: Только один из трех сыновей средний. Он стал актером. Но не остался в Прибалтике, не поехал в Россию уехал в Лондон, очень хотел и до сих пор мечтает попасть там на сцену или в кино. Пока не получается, приходится то штукатурить, то малярить... А мой младший, например, даже не стал получать высшее образование сразу ушел в профессию: он ремонтирует автомобили, с утра до вечера в солярке и мазуте. Но у него такие золотые руки! И, кажется, он счастлив.

Справка

Регимантас Адомайтис заслуженный артист Литовской ССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР, кавалер Почетного ордена Гедиминаса III степени. Родился 31 января 1937 года в Шяуляе (Литва). Окончил физико-математический факультет Вильнюсского государственного университета и актерский факультет Вильнюсской консерватории. С 1963 по 1967 год работал в Каунасском драматическом театре. С 1967 года актер Национального академического драматического театра Литовской республики. Как киноактер стал известен в 1970-е после легендарного фильма Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Позже Адомайтис снялся и в других фильмах этого режиссера: «Это сладкое слово свобода», «Авария», «Кентавры», «Извините, пожалуйста». В фильме Козинцева «Король Лир» сыграл Эдмонда. В 1980-х к Адомайтису пришла настоящая слава после комедии «Трест, который лопнул», фильмов «Мираж», «Жизнь прекрасна», «Медовый месяц в Америке» и телесериала «Богач, бедняк...». В 19902000-е снимался в фильмах и телесериалах: «Московская сага», «Человек-амфибия», «Вкус граната» и др. Снялся в нескольких картинах немецких режиссеров.

..............