Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
19 октября 2010, 15:40 • Культура

Четырежды четыре

Россию признали родиной кинематографа

Четырежды четыре
@ lequattrovolte.it

Tекст: Денис Шлянцев

Победившая картина «Четырежды» – это философская притча о круговороте всего живого, центральные места в которой отведены бессловесному старику, стаду коз и могучему дереву. На вручение приза приехал оператор фильма Андреа Нагателли, в ответном слове назвавший Россию «родиной кинематографа».

Конкурсная программа 4-го фестиваля современного кино «Завтра» отличалась от предыдущих фестивальных подборок, прежде всего, отсутствием сравнительно громких имен.

Оператор стал невидимкой: при нем животные не стеснялись рожать, играть и отчаянно блуждать по лесу в поисках мамы

Судите сами, в 2007 году на суд жюри свои последние работы выносили живой классик немецкого кино Фолькер Шлендорф, характерный актер независимого американского кинематографа Стив Бушеми и модный румынский режиссер Корнелиу Порумбойю. Фестиваль 2008 года открыл публике Валерию Гай Германику, познакомил со свежими картинами Петра Зеленки, Билла Плимптона, Алессандро Баррико и Гая Мэддина. В 2009 звезд поубавилось: все тот же Корнелиу Порумбойю да обласканный Каннами Бруно Дюмон.

4-му «Завтра» похвастать почти нечем – разве что короткометражкой Кристьяна Мунджу (автора нашумевшего «4 месяца, 3 недели, 2 дня»), вошедшей в прошлогодний альманах румынских режиссеров «Сказки Золотого века», и новой работой украинского инди-режиссера Александра Шапиро «Днепр».

После близкого знакомства с фильмами, участвующими в конкурсе, стала ясна еще одна не совсем лестная для организаторов тенденция, впрочем, она позволяет сравнивать «Завтра» с ММКФ: на обоих киносмотрах все самое интересное проходит вне конкурса. В данном случае, это были ретроспектива загадочного литовского режиссера Шарунаса Бартаса, программа «Турбулентность» с лентами в диапазоне от австралийского триллера «Игры на дороге» (1981) до новой гей-трэш-порно-поделки Брюса ЛяБрюса «Зомби из Лос-Анджелеса».

Каким-то образом – по выбору куратора фестиваля Сергея Бодрова в программу затесалась классическая «Аталанта» (1934), а широкая публика, по незнанию забредшая в кинотеатры «Пионер» и «35 мм», смогла приобщиться к «Завтра», купив билеты на «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо, «Любовное настроение» Вонга Кар Вая и «Прорву» основателя фестиваля ныне покойного Ивана Дыховичного.

Не остались обделенными вниманием эстеты – для них состоялся показ последнего фильма на сегодня Отара Иоселиани и меломаны: в рамках программы «Музыка.doc» были показаны картины об эксцентричных металлистах Anvil, движущей силе инопланетного гей-кабаре Клаусе Номи и британских рок-н-ролльщиках Dr Feelgood, причем последние отыграли несколько песен на церемонии закрытия фестиваля.

Фестиваль «Завтра» всегда отличался толерантностью к сексуальным меньшинствам, но киносмотр образца 2010 года, кажется, побил все рекорды, за исключением разве что ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок», по количеству представленных «тематических» картин: фестиваль открыли «Воображаемые любови» Ксавье Долана, пресса ломилась на (а публика – с) показы награжденного в Каннах высшей наградой «Дядюшки Бунми, который помнил прошлые жизни» тайского гей-режиссера Апичатпонга Веерасетакула, в жюри заседал культовый порнограф Брюс ЛяБрюс, мастер-класс которого в клубе Dome привлек сенсационное количество желающих приобщиться к высокому искусству.

Впрочем, окончательный вердикт жюри под председательством Сергея Лозницы («Счастье мое»), куда, помимо ЛяБрюса, вошли Михаил Кричман (оператор «Возвращения» и «Овсянок») и кинокритик Марк Адамс (ScreenDaily), не стал сюрпризом. Если бы регламент фестиваля предусматривал приз зрительских симпатий, то он, несомненно, достался бы трогательному, лиричному и ироничному румынскому альманаху «Сказки Золотого века», совершенно по-довлатовски осмысливающему абсурдные исторические анекдоты эпохи Чаушеску. Жюри наградило «Сказки» в двух номинациях – «Игра актера» (что выглядело несколько странно, учитывая количество актеров) и «История».

В номинации «Изображение» победил сюрреалистический фарс производства Эстонии, Финляндии и Швеции «Искушение святого Тыну» с Дени Лаваном в одной из ролей. За лучший звук была награждена медитативная китайская комедия «Зимние каникулы», этот же фильм, видимо, на безрыбье, и стал лучшим, по мнению жюри молодых критиков под председательством Бориса Нелепо, с формулировкой «за ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования».

Гран-при по единодушному решению жюри достался итальянской картине «Четырежды». Если не усматривать здесь нумерологическую подоплеку, происки каббалистов и прочие заговоры, то жюри легко понять.

Бывший документалист Лозница, видимо, оценил максимально возможную приближенность этой философской картины к документальному кино, порнографу ЛяБрюсу пришлись по душе непрофессиональные актеры, особенно козы, оператору Кричману – работа, собственно, оператора, блестяще справившегося с киногеничными пейзажами и ставшего в буквальном смысле невидимкой, ведь при нем животные не стеснялись рожать, играть и отчаянно блуждать по лесу в поисках мамы.

Что заметил в «Четырежды» кинокритик Адамс, осталось загадкой, разве что сказался авторитет каннской программы «Двухнедельник режиссеров», жюри которой назвало бессловесную притчу Микеланджело Фраммартино лучшим европейским фильмом года.

..............