Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
8 мая 2009, 14:15 • Культура

Памятник неизвестному рейдеру

Александр Молчанов: Памятник неизвестному рейдеру

Памятник неизвестному рейдеру
@ личный архив Александра Молчанова

Tекст: Евгений Харитонов

В ближайшие дни в эфире канала НТВ состоится премьера остросюжетного телесериала «Захватчики». Герои, а точнее, антигерои сериала – рейдеры, захватчики, которые специализируются на отъеме чужой собственности. Сценарист сериала Александр Молчанов рассказал газете ВЗГЛЯД о том, как создавалась эта криминальная сага.

– Почему вы выбрали именно рейдеров в качестве главных действующих лиц фильма?
– Потому что они – одни из главных действующих лиц в нашей жизни. Главное пугало наших дней. Я видел на одном московском здании плакат: «Помогите, нас атакуют рейдеры»!
Кого все боялись в 90-е? Бандитов, «бригаду». А «бригада» нулевых закончила институты, защитила диссертации, надела модные костюмы и уничтожает врагов не ножами и пистолетами, а взятками и постановлениями суда.

Нулевые были веселые годы, жаль, что закончились слишком быстро, в августе 2008-го

– Во время написания сценария вы изучали методы «работы» рейдеров?
– Разумеется. Мне очень пригодился мой журналистский опыт – в свое время я очень много писал о рейдерах, в частности о захватах промышленных предприятий в Вологодской области.
Один мой соавтор – Андрей Фадеев – бывший адвокат, ему случалось сталкиваться с рейдерами на своей прежней работе. А второй – Михаил Климов – встречался с бывшими и действующими рейдерами и брал у них интервью. Фактически четвертым соавтором стала главред кинокомпании «Твинди» Юля Шагинурова, которая не просто принимала работу, а вместе с нами полгода жила жизнью наших героев. И должен сказать, это была весьма интересная жизнь.
Например, однажды мы с одним из соавторов бродили вечером вокруг Останкинского пруда и, размахивая руками, обсуждали что-то вроде: «Закрываем его в подвал и начинаем колоть героин. Через неделю перестаем колоть и смотрим, что получается». Прохожие от нас шарахались во все стороны. Но не будешь же всем объяснять, что мы сценарий обсуждаем. Сцена, кстати, не вошла в итоге в сценарий.

– Сценарий-то хороший получился?
– Во всяком случае, мы старались сделать так, чтобы зрителю было все время интересно, что будет дальше, придумывать непредсказуемые повороты сюжета. В итоге девушки из бухгалтерии кинокомпании вырывали сценарий друг у друга: «Дай, я тоже хочу почитать», – «Нет, сначала я хочу узнать, чем там дело кончится». По-моему, это о чем-то говорит.

– Бывает же такое, сценарий интересный, а потом режиссер все испортит?
– Надеюсь, это не наш случай. Режиссер «Захватчиков» Радда Новикова – крутой профессионал. У нее получилось действительно очень динамичное кино. И мне кажется, она сохранила все лучшее, что было в сценарии, и добавила несколько своих фишечек. И в диалогах, и в поступках героев.

– Какое в «Захватчиках» соотношение реальности и выдумки?
– Мы показываем несколько действительно существующих схем захвата предприятий, а также рассказываем, как можно отбить атаку рейдеров. Наши герои говорят языком реальных рейдеров, используя профессиональную лексику.
Другое дело, что это все-таки кино. Большую часть своего рабочего времени настоящие рейдеры проводят за компьютером, изучая документы. Конечно, смотреть на это в кино было бы не очень интересно. Поэтому наши рейдеры одинаково уверенно пользуются и компьютерами, и документами, и пистолетами.

– Не боитесь, что ваше кино будут использовать как пособие по захвату предприятий?
– Это все равно что пытаться собрать атомную бомбу по чертежам из фильмов про Джеймса Бонда. Мне кажется, что главный эффект от нашего фильма состоит в том, что предприниматели увидят, что рейдеры тоже люди. А значит, от них можно отбиться.

– Вы так про них рассказываете, такое ощущение, что вы им симпатизируете…
– Скорее сочувствую. Это только кажется, что у них хорошая жизнь – деньги рекой, спортивные машины, девушки, выпивка, наркотики. На самом деле все они заплатили большую цену за свой успех. Получали деньги, но теряли – друзей, любовь, самоуважение, многие – здоровье, жизнь. И потом вдруг оказывалось, что деньги – это не главное. А главное как раз – любовь, дружба.

– Не боитесь, что в разгар кризиса такая мысль может показаться несколько… вызывающей?
– Да, нулевые были веселые годы, жаль, что закончились слишком быстро, в августе 2008-го. На самом деле все наоборот. Закончилось угарное, дурное время, когда состояния и авторитеты надувались из воздуха. Сейчас пора понять, что такое это было. Трезво посмотреть вокруг себя и внутрь себя.

– Почему фильм снимался в Белоруссии?
– Действие происходит в некоем неназванном областном городе в средней полосе России. Один из главных объектов, на котором происходит довольно большая часть действия, – вагоноремонтный завод, который захватывают наши рейдеры. Такой завод, какой нам был нужен, искали сначала по всей России, потом – по всему СНГ. И наконец нашли – в Минске. А потом оказалось, что снимать в Белоруссии намного дешевле, чем в Москве. И в итоге режиссер смогла, например, привлечь каскадеров и снять потрясающие трюки.
Кроме того, мы смогли собрать большую массовку – например, в одной из сцен у нас снимались около сотни эмо, которых привозили со всей Белоруссии. Главные роли исполняли ведущие российские актеры.

– Кто именно?
– Главных героев играли Дарья Чаруша («Мертвые дочери») и Виталий Емашов. Очень интересного персонажа сыграл Владимир Толоконников («Собачье сердце»). И совсем с неожиданной стороны открылся Алексей Нилов («Улицы разбитых фонарей»).

– Не боитесь, что, как и создателей «Бригады», вас будут обвинять в создании апологии рейдерства?
– Я могу рассказать, как сложилась судьба прототипов наших героев. Один убит, другой спился, третий попал в психушку, четвертый в бегах, скрывается. Ни одному из них эта работа не принесла счастья. Наших героев тоже в финале ждет расплата за все, что они сделали. И такая, что мало никому из них не покажется.
В Москве, на проспекте Мира, есть здание, которое называют «памятник черному рейдеру». За это здание бились несколько рейдерских контор. И все они там сложили головы. Вот мне хотелось бы, чтобы и наше кино стало таким же памятником неизвестному рейдеру. И пусть люди встречаются с рейдерами в кино, а не в жизни.

..............