Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
15 мая 2009, 15:37 • Культура

«Не дави желаний своих»

Джон Малкович снялся в неполиткорректном фильме

«Не дави желаний своих»
@ tvo.org

Tекст: Марина Суранова

Фильм относят к разряду фестивального кино, производство Австралии и ЮАР, в главной роли Джон Малкович. В 2003 году Кутзее стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за роман «В ожидании варваров», в 1999-м его роман «Бесчестье» получил премию Букера. Кутзее родом из Южной Африки, и лучшие его романы посвящены сложным межнациональным взаимоотношениям. Картина «Бесчестье» одна из таких.

Кутзее стал соавтором сценария, и даже внешне главный герой - профессор Дэвид Лури (его сыграл Джон Малкович) напоминает автора.

Красота женщины принадлежит не только ей. Эта частичка рая, которую она привносит в этот мир

Книга Кутзее - неторопливое глубокое размышление. В фильме в глубину погружает и музыка, и свет, и цвет песка.

Бюджет картины - 10 млн долларов. Но здесь нет ни дорогостоящих спецэффектов, ни дорогих звезд - актеров.

Предмет разговора - национальный конфликт, впрочем, это только внешняя сторона. Кутзее исследует саму ткань межнациональной розни, пытается добраться до метафизической сути внешне банальной цепи проступков, ошибок, преступлений...

В основе сюжета - история любви профессора к своей студентке. Страсть, затмевающая сознание солидному, преуспевающему преподавателю университета, уже немолодому человеку пятидесяти двух лет. «Поэзия, как и любовь, проникает в человека с первого взгляда или уже никогда...», - размышляет профессор.

Он просто протянул ей руку, когда она поскользнулась на лестнице. И уже не мог с ней больше расстаться. Она - юная мулатка, он - европеец и пожилой. У него - влияние, образование, ум, у нее - красота, молодость и необузданность. Она не хочет быть с ним. Она - из другого мира. И дело даже не в том, что ее мир резв и юн. Просто ее мир - другой.

Она пишет донос (он даже не хочет знать, что в нем), и профессора с позором выдворяют из университета. «Красота женщины принадлежит не только ей. Эта частичка рая, которую она привносит в этот мир», - говорит профессор Дэвид Лури, и ни о чем не сожалеет. «Удави лучше дитя в колыбели, но не дави желаний своих»,- вспоминает он «Притчи ада» Блейка. Начинает писать оперу о Байроне и его итальянской возлюбленной, и уезжает к дочери, которая живет где-то в прериях.

Профессор - тот осколок европейской цивилизации, рацио, которое эгоистично нарушает мировую гармонию в угоду высшему, на его взгляд разумному миропорядку.

Его дочь - философ, наоборот, терпеливо и трепетно гармонию мира лелеет, как цветы, что высаживает у себя на ферме и продает потом на рынке. Она постоянно напоминает отцу – «ты многого не понимаешь...». Профессор и вправду не понимает... Например, зачем подруга дочери, нежно любящая собак и содержащая благотворительный приют, усыпляет их тысячами.

«Вас это не терзает?» - спрашивает он. – «Лучше, все же, если этим будет заниматься тот, кого это терзает», - отвечает женщина.

После приезда отца на ферму дочь профессора насилуют трое чернокожих аборигенов. Ее дом грабят. Самого Дэвида Лури они обливают спиртом и поджигают. Лури выживает. Он ссорится с чернокожим садовником и совладельцем земли своей дочери. Он считает, что перед ограблением тот уехал нарочно.

Профессор окончательно рушит хрупкую гармонию. «Раньше они только насиловали...», - плачет Люси. «Ненависть к женщине иногда делает секс привлекательным, это все равно, что убить». Оказывается, что чернокожие парни уже были у нее... И Люси готова принять, простить, вынести даже это в угоду хрупкому равновесию своего мира, из которого не хочет уезжать в Голландию к матери, как предлагает отец.

А он, образованный и утонченный, не может понять - у нее свое представление о счастье, которое она готова растить, страдая и даже унижаясь. Как и ребенка, которого теперь она ждет. «Ты словно собака», - говорит ей профессор. Она не спорит, просто просит его уехать.

«Ну вот, скоро в Москве то же самое будет», - заметил кто-то из зрителей в зале. Никакого спасения от черных»...

До какой черты может дойти ненависть, что есть терпение и на какие унижения можно пойти ради того, чтобы обрести свое счастье и остановить, предотвратить кровопролитие? Обо всем этом фильм «Бесчестье».

Самовлюбленная цивилизация, белая раса - ее, порой, спесивая истина - лишь одна из многих вариантов проживания этой жизни. Тонкость другого мира, как хрупкость чужой души. Потемки...

..............