Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

7 комментариев
28 апреля 2009, 13:47 • Культура

«Тема зла Европе неинтересна»

Лунгин: Иван Грозный Европу не удивил

«Тема зла Европе неинтересна»
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Марина Суранова

С 13-го по 24 мая на знаменитом международном кинофестивале в Каннах во второй раз будет открыт Российский павильон. Цель – представлять российскую кинопродукцию на международном рынке. Главная продукция в этом году – две картины российских режиссеров. «Царь» Павла Лунгина об Иване Грозном и «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Режиссеры поделились мнением, почему Европа так отреагировала на российские ленты.

Обе картины будут представлены в номинации «Особый взгляд», в основной конкурс ни один фильм не вошел. Это свидетельствует о том, что российскому кино в Каннах не слишком благоволят, заметил заместитель министра культуры РФ Александр Голутва.

В Европе довольно негативное отношение к церкви, они ругают Папу Римского, он для них, условно говоря, «враг мыслящего человечества

Кино СССР ценили больше. Фильм «Борис Годунов» Сергея Бондарчука в 1986 году вошел в основную программу без разговоров.

Картина режиссера Николая Хомерики с грустным названием «Сказка про темноту» – о любви. Точнее, о непростой личной жизни красивой девушки – инспектора по делам несовершеннолетних. Она ищет счастья, фильм – трагикомедия; кино, как утверждает режиссер, достаточно «легкое и смотрибельное».

Хомерики снимал картину во Владивостоке, действие тоже происходит там. И хотя одни только билеты на съемочную группу обошлись в половину бюджета картины, природа, люди, по словам Хомерики, больше всего подходили для съемок и ехать на край земли за такой натурой было непременно важно.

«Почему я решил снимать именно там? Не знаю, я сначала делаю, а потом уже думаю, отчего так», – говорит режиссер.

«В Москве все ходят в черном. Говорят, это как раз от отсутствия любви?» – спросили на пресс-конференции режиссера.

«А во Владивостоке все ходят в ярком, – ответил он. – В тигровом, розовом! Имеет ли это отношение к любви, не знаю, но это свидетельствует о том, как люди относятся к жизни. Да, мне кажется, что они там счастливее. Они работают, а после фотографируют, и вообще занимаются чем хотят, там живут творческие люди – кто бы они ни были по профессии...

У меня не было вопросов, почему меня взяли в номинацию «Особый взгляд», – мой фильм попадает именно под эту категорию, где собираются такие экспериментальные работы. Но вот почему Павел Лунгин не попал в общий конкурс, для меня загадка», – говорит Николай Хомерики.

Фильм Лунгина отвечает на общечеловеческие вопросы: что есть власть, что есть сильная личность и необходимо ли зло для сильной власти. Но Европу эти вопросы давно уже не интересуют.

«Я думаю, – заметил Лунгин на пресс-конференции, – что этот фильм интересует их как художественное высказывание. Не уверен, что споры Ивана Грозного и митрополита их волнуют. В Европе довольно негативное отношение к церкви, они ругают Папу Римского, он для них, условно говоря, «враг мыслящего человечества», – объясняет Лунгин.

«А почему вы изменили первоначальное название фильма? Он поначалу назывался «Иван Грозный и митрополит Филипп», – спросили режиссера.

«Сейчас картина называется просто «Царь». Это более емкое название и объясняет все, что я хотел сказать. Фильм «Царь» – о власти и о царе. Царь – вообще главное российское понятие».

На вопрос: «Почему вы все-таки решили представить свой фильм во внеконкурсной программе, ведь могли бы попридержать и отдать на другой фестиваль в конкурс?» –

Лунгин ответил: «Мне кажется, что остальные фестивали при всем уважении не могут сравниться с Каннами. Это единственный мощный фестиваль. И чтобы фильм увидели, его все же надо показать в Каннах, путь даже не в основном конкурсе, а в «Особом взгляде».

«Кто будет в составе группы на кинофестивале от вашей картины?» – прозвучал вопрос из зала.

«Никого, кроме меня. Они оплачивают только приезд режиссера. Пока я не знаю, когда будет показ фильма и даже где я буду жить».

Российский павильон в Каннах существует только с прошлого года, до этого были лишь стенды. В 2008-м, в год юбилея российского кино, наконец был выделен павильон. В этом году дирекция «каннского кинорынка» расщедрилась: площадь российского павильона увеличилась почти вдвое. Сейчас она составляет 150 квадратных метров. С чем это связано?

Российский павильон помогает международным кинопроизводителям и дистрибьюторам устанавливать контакты с представителями российского кинобизнеса, представлять Россию еще в одном направлении – не только как рынок потребления кинопродукции, но и как рынок киноуслуг. То есть площадок для съемок. В этом году к кинопроцессу будут привлечены губернаторы, руководители регионов. Съемки картин в областях могут стать неплохой рекламой края и основой для расширения туристического бизнеса.

Российский павильон, кстати, – это единый информационный центр российских кинематографистов в Каннах, который официально представляет страну в рамках кинофестиваля и кинорынка.

..............