Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
7 декабря 2009, 22:34 • Культура

Кошка на раскаленной «крыше»

«Кошечка»: Может взорвать ваш мозг

Кошка на раскаленной «крыше»
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

«Кошечка» − альманах, выполненный в сомнительном для кино формате «театр одного актера». Каждый из фрагментов существует вполне себе самостоятельно, и только в последнем делается намек на формальную связь между ними. Конкретно между долговыйной тирадой Михаила Ефремова в балетной пачке, ревностью молодящегося жениха в исполнении Александра Стриженова и жаждой убийства нянечки, что транслирует загримированный под младенца Виктор Сухоруков. Таков он – русский артхаус. Не бессмысленный, но беспощадный.

Всего заявлено пять новелл − «Бешеная балерина», «Брак по расчету», «Странный сон», «Крис-Мария Де Ливьер» и «Кошечка, или от Автора», однако предпоследняя будет выпущена только на DVD. Все они сняты разными операторами, во всех перед зрителем предстает один актер, который своим театральным пылом, своими эмоциями и текстом, собственно, и должен удержать внимание зала. Кому-то это удается больше, кому-то меньше.

Писатель попадает под колеса джипа, и провидение в зеленых туфлях покупает ему кошечку

Первый эпизод – «Бешеная балерина», где накрашенный Михаил Ефремов в пачке, с алым лаком на ногтях, со страдальческим надрывом старой пьющей хабалки (у кого-то может сложиться впечатление, что фильм назван в честь героини Ефремова, но это не так) повествует перед станком о загубленной жизни, о несчастной любви, о мечте сыграть Жизель, об отсутствии таланта и Бога, о том, что «нужно зарабатывать только своей профессией», а также о том, как в порыве отчаяния «Бешеная балерина» решила «сжечь театр нах*й».

Пожалуй, этот эпизод самый яркий, по-сорокински абсурдный и пронзительный, в чем немалая заслуга не только самого Ефремова (который, по меткому выражению Александра Нечаева из «Комсомолки», после «Кошечки» может смело себя называть великой русской актрисой) и сценариста Константинопольского, но и оператора – Влада Опельянца, ответственного за революционные по отечественным меркам видеоклипы «Мумий Тролля», Земфиры*, «Гостей из будущего», фильмы «Богиня: как я полюбила» и «12».

После встреченной аплодисментами «Балерины» градус заметно понижается, что, как известно многим по собственному опыту, обычно оставляет не самое приятное впечатление. Монолог Александра Стриженова («Брак по расчету») озвучен в буквальном смысле в гардеробе – в почтительном окружении вешалок, галстуков и костюмов.

Персонаж Стриженова – богатенький Буратино, «потомственный бизнесмен» − находит себе в супруги 50-летнюю бизнесвумен, одного из крупнейших акционеров Газпрома. Все бы хорошо, да только черная ревность гложет сердце юного (ну, по сценарию) жениха.

В свою очередь, в «Странном сне» Виктор Сухоруков играет злобного и не по годам разумного грудничка – архетип песен Александра Лаэртского во плоти.

Загримированный под младенца 58-летний актер выглядит, по меньшей мере, жутко, а его монолог, в котором идет речь о желании зарезать нянечку, напомнит киноманам (хотя бы на уровне ассоциативной переклички названий) о существовании Расса Мейера с его «Быстрее, кошечка! Убей, убей!»

Наконец, финальный фрагмент («Кошечка, или от Автора»), призванный расставить все точки над i и объяснить зрителям, причем тут все-таки кошечка, со своей задачей худо-бедно справляется, хотя и оставляет впечатление наспех, задним числом придуманной отмазки.

Полностью раскрывать интригу неэтично, упомянем лишь, что в данной новелле персонажу Евгения Стычкина – бомжеватому, полубезумного вида писателю – предлагают контракт на написание нескольких коммерческих романов. Срок (26 дней) указан в контракте, аванс на строительство четырехэтажной башни из слоновой кости выплачен.

На радостях писатель попадает под колеса джипа, из которого выходит провидение в зеленых туфлях и исполняет его желание – покупает Стычкину черную кошечку.

Нелепый и забавный абсурд последней части уравновешивается якобы жизненными рассказами (первый и второй фрагменты) и стивенкинговской мизантропией (третий фрагмент), так что в целом «Кошечка» выглядит более-менее гармоничным произведением, которому, правда, не хватает законченности и отшлифованности. В любом случае, она больше похожа на фильм, чем формалистский эксперимент вроде вырыпаевского «Кислорода».

Остается, впрочем, без ответа главный вопрос: кому вообще нужен этот любопытный, но далеко не выдающийся эксперимент по скрещиванию театра и кинематографа? Живы ли зрители, могущие оценить по достоинству этот могучий подвиг «российского Гая Ричи», переквалифицировавшегося в мичуринца от кино?

Понятно, что, собрав четыре новеллы под одной обложкой с портретом К. Станиславского, режиссер Григорий Константинопольский (автор «Восьми с половиной долларов») намекает на знаменитое «Не верю!», подчеркивая первостепенную важность актерской игры. А хулиганские усики и ушки, подрисованные к этому портрету, предупреждают о том, что серьезно относиться к этим четырем монологам противопоказано.

Но самоирония − не самое сильное качество российского зрителя. А с профессиональной критикой, оценившей «Кошечку» в среднем положительно, он солидаризоваться изначально не обязан.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............