Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

79 комментариев
4 декабря 2009, 20:54 • Культура

...А кому − бессмертие

Вячеслав Тихонов: Человек с добрыми глазами

...А кому − бессмертие
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

Его последней ролью стал Бог или, если точнее, «человек в нимбе и с добрыми глазами», что появился в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен». Богом закончилась карьера обожаемого публикой артиста, что был одинаково хорош в ролях трактористов и матросов, которым придавал интеллектуальную харизму, аристократов и интеллигентов, которые оказывались удивительно понятны народу. Мы не знаем, кто сыграл бы Болконского лучше. Но знаем, что сыграть лучше Штирлица не сможет никто.

Вячеслав Тихонов был народным артистом в самом настоящем, неформальном смысле этого определения. Во время демонстрации телесериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» улицы советских городов неизменно пустели. И даже в 1997-м, даже в прагматичной, деловой Москве многие и многие откладывали дела, чтобы посмотреть этот фильм, который в тот раз решили показать от начала до конца нон-стопом.

Роль Исаева-Штирлица в исполнении Тихонова загодя лишила смысла все последующие разговоры о малоценности официального советского искусства 1970-х, хотя это, конечно, не самое важное. Благодаря образу, созданному великим актером, была отдана достойная дань засекреченным героям Великой Отечественной, но и этим миссия всенародно любимого человека со свастикой на предплечье не ограничилась.

Бесконечно обаятельный, мудрый и немного печальный разведчик совершенно заслуженно попал в число опознавательных знаков национальной культуры, в когорту фигур, которые будут вечно жить в коллективном подсознании и сохранять высшую иррациональную ценность.

Бойцы, труженики и лирические персонажи, появлявшиеся на отечественных экранах в годы развития и расцвета советского канона, за редкими исключениями были людьми из народа. Благодаря Тихонову наше кино получило интеллектуального героя. Интеллигент обрел высокую, харизматическую ипостась.

Героическое амплуа и амплуа лирическое, в которых выступают «умные» персонажи Тихонова, – нечто совсем иное, нежели забавные или проблемные маски профессоров и творческих людей, которые можно видеть в более ранних советских фильмах. Штирлиц − главный интеллектуал советского кино.

Конечно, Вячеслав Тихонов играл и более традиционных, в той или иной степени народных героев. Таких, как матрос Виктор Райский в фильме Виктора Ивченко «Чрезвычайное происшествие» или тракторист Матвей Морозов в картине Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (именно эта роль принесла актеру широкое признание).

Но уже в матросе Райском, которому удалось обмануть захвативших советский танкер чанкайшистов, был виден прообраз бойца интеллектуального фронта.

Потом были князь Андрей в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» и учитель Мельников в драме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» − две вершины в работе Тихонова, предшествовавшие появлению Штирлица. И в исполнении тихоновского Мельникова живет одна из лучших песен, написанных на русском языке, – шедевр Николая Заболоцкого «В этой роще березовой», положенный на музыку Кириллом Молчановым.

Теперь Штирлиц ушел. Народ потерял своего артиста – бывшего токаря, сына механика. Артиста, который не играл отрицательных образов: ему бы, возможно, такого не простили. Да и пресловутые «добрые глаза» не позволили бы.

Эти глаза, а, точнее, взгляд – грустный, мудрый, рефлексирующий − сделал невозможное: один из самых любимых в России актеров, феноменально добрый человек запомнится нам облаченным в устрашающую нацистскую форму.

Комментарии экспертов

Наум Клейман, директор Музея кино
Наум Клейман, директор Музея кино
Именно в середине 50-х годов Вячеслав Тихонов сыграл свои лучшие роли. Он стал не просто одним из лиц нашего молодого кино. <a href=http://actualcomment.ru/news/8430.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............