12 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 05:59  |  vz.ru
Разделы

Украина обречена на вечную войну

Андрей Манчук, политолог
Встреча в «нормандском формате» завершилась тем, чем только и могла завершиться – ничем. По той простой причине, что никому на Украине невыгодно останавливать войну в Донбассе. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

На карте мира появилась новая страна

Игорь Окунев, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО
Сегодня подведены итоги референдума о независимости острова Бугенвиль от Папуа – Новой Гвинеи. 97 процентов граждан проголосовали за отделение. Таким образом на планете появилось новое государство. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Дудаеву удалось переиграть и Ельцина, и Грачева

Юрий Зайнашев, газета ВЗГЛЯД, редактор отдела политики
К 1995 году армия была уже внутренне развалена и деморализована. Армия, которую готовили воевать с Америкой, войдя в одну из республик на собственной территории, не знала, как себя вести. В итоге она повела себя, мягко говоря, как слон в посудной лавке. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Небензя призвал КНДР не проводить ракетные пуски

        Главная тема


        Руководство Грузии расписалось в убожестве своей армии

        решение варшавы


        Польша рассказала о своих планах после полного отказа от российского газа

        любитель «Померольчика»


        Сурков объяснил слова Авакова «фантазиями пьяного человека»

        2019 – год протестов


        В мире появилась мода на протестный туризм

        Видео

        Диалог Путина и Сокурова


        Почему Путин отказался «придумывать Россию заново»

        25 лет назад


        Как Чечня едва не развалила Россию

        Новое «дело врачей»


        «Дело гинеколога Сармосян» вбивает клин между врачами и пациентами

        бывший мэр Москвы


        Чем запомнится Лужков в российской истории

        Неуклюжие действия


        Юрий Зайнашев: Дудаеву удалось переиграть и Ельцина, и Грачева

        Итоги референдума


        Игорь Окунев: На карте мира появилась новая страна

        Нормандский формат


        Андрей Манчук: Украина обречена на вечную войну

        «Поздравить страну!»


        Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

        на ваш взгляд


        Как вы оцениваете роль Лужкова в истории страны?

        На лицо ужасные, добрые внутри

        Премьера нового спектакля скандалиста со стажем Андрия Жолдака соединяет классический текст и атмосферу ночного клуба

        26 сентября 2008, 09:16

        Текст: Алиса Никольская

        Версия для печати

        Украинец Андрий Жолдак, ветеран театрального эпатажа, все прочнее обосновывается в Москве. После трех работ в Театре Наций он перебазировался в «Школу современной пьесы», где сейчас выпускает спектакль под названием «Москва. Психо». В основе – миф о Медее-ревнивице и легендарный фильм Альфреда Хичкока о раздвоении личности.

        Этого режиссера с резкой, непривычной для слуха фамилией, принято обвинять во всех смертных грехах. Он неожиданно оказался наиболее привлекательной для ругани фигурой. Тогда как иных ругают с острасткой и оглядкой, Жолдака – смачно и яростно. Монстр, ниспровергатель, глумитель и так далее.

        Нет, никто не говорит, что Андрий (именно так он предпочитает себя именовать) Жолдак – гений. Ни в коем случае. Но и нападки на него, обвинения в наглости по отношению к классике выглядят забавно.

        Режиссерская манера Жолдака напоминает поведение капризного избалованного ребенка. Ему давно пора взрослеть, а он по-прежнему надувает губы и ломает игрушечные машинки.

        Только вместо машинок – артисты. Они для него словно куколки. Пупсы с вертящимися конечностями. Их так увлекательно одевать-раздевать, брить наголо и украшать париками, изобретать увечья, чем-нибудь поливать и раскрашивать.

        Рядом еще можно всяких штучек насыпать и наставить: стеклышки, тряпочки. Красота. А если еще и сюжет увлекательный выбрать – совсем здорово.

        От трагедии к баловству

        Вопреки некоторым мнениям, Жолдак – человек образованный и насмотренный. Учился у Анатолия Васильева и Кшиштофа Занусси. Имеет множество наград. Ставит и гастролирует по всему миру.

        Когда Жолдак не ужился в Харькове, где руководил Академическим театром им. Тараса Шевченко, отправился в Германию. Он свободный человек. И счастливый.

        Как он сочиняет свои спектакли – знает только он сам. Вытворяет с артистами черт знает что – а они его обожают. И зрителей задевает за живое: одни радуются, другие злятся.

        Наваливает в кучу всего и побольше. Соответствуют его фокусы пьесе или нет, он не слишком интересуется. В итоге придумок в одном спектакле хватает на десяток. Хотя и на спектакли-то происходящее у него на сцене не похоже.

        Сон или бред, галлюцинации или ожившие картинки, репетиции или сцены из жизни. Есть моменты, которые Жолдак делать просто не умеет. Но есть и то, что не умеет никто, кроме него.

        Женская любовь

        Примечательно, что Жолдак, при всей провокационности его режиссерской манеры, почти не ставит современные тексты. Предпочитает классику: Чехова, Тургенева, Шекспира.

        В его «Гамлете» небольшие кусочки текста шли под фонограмму, а принц Датский был стриптизером. В чеховской «Чайке» артисты ездили на скейтах животом вниз, ломились в закрытые двери, играли часть спектакля с закрытыми глазами, часть – с завязанными ртами.

        Обычно все это еще и длится ужасающе долго: три часа, четыре, а то и почти пять. И, кажется, могло бы быть еще длиннее. Ну не умещается буйная фантазия во временные рамки. Как и ни в какие другие.

        Поставив семь лет назад «Чайку», Жолдак в Москве не появлялся. Хотя шли разговоры о его постановках то в Вахтанговском театре – еще при Михаиле Ульянове, то в «Современнике», где ради него Галина Волчек собиралась выйти на сцену, то еще где-нибудь.

        Но – как-то все не складывалось. Зато – сложилось в Театре Наций, где играли «Чайку». И Жолдак принялся за новое для себя направление: адаптацию страстных мифов о «женщинах в любви».

        Первой воплощенной дивой стала царица Федра, второй – куртизанка Кармен. Обеих сыграла Мария Миронова. И даже недоброжелатели сказали, что это ее лучшие роли.

        В «Федре» смешиваются современный город, психиатрическая лечебница и завораживающая любовная история между одинокой красавицей и юным мальчиком. Тут режут живую рыбу и пытают током крыс. Плещут водой и бьют по железу.

        Страшный, шумный неистовый мир пытается уничтожить хрупкую любовь, запретную тем более, что она так бесстыдна и притягательна. И – побеждает. Лирическим материям тут не место.

        Заоконный мегаполис – основное место действия и в «Кармен». Главная героиня черпает в нем энергию и свободу. Несется на машине, высунувшись из люка на крыше. Бежит, бежит, соблазняет, шутит, грубит. Живет. До момента встречи с Ним. Единственным. И ей очень захочется любить. Но не получится. Нет нужного органа.

        «Кармен» строже «Федры». Обреченнее. Расплывчатость искупается настроением. Куда важнее оказывается не слушать, что говорит персонаж, и не смотреть, куда он идет, а поймать его взгляд. Такие минуты дорогого стоят.

        Взгляд с экрана

        Новый спектакль Жолдака «Москва. Психо» напоминает его предыдущие московские работы: «Федру», и еще больше «Кармен». В первую очередь, стилистически.

        Хотя если говорить о стиле, то в данном случае имеется в виду набор предметов. Экран и видеокамеры. Обеденный стол и окно, ведущее в никуда. Электрогитара и высокие каблуки.

        Всего так много, что не успеваешь сообразить, что для чего предназначено. Впрочем, режиссер деланием выводов не увлекается. Он просто бросает все в кастрюлю и смотрит, что получится.

        И, что интересно – порой получается. Из случайных соединений. Живой взгляд вдруг монтируется с кинокадром. Гитарный риф – с танцевальным па. И среди гудящего-галдящего безумия возникает остановка. Вспышка. И прежде чем кануть обратно в водоворот, эта картинка наглухо западает в память.

        «Москва. Психо» продолжение серии женских мифов. Тут – очередь Медеи. Ревнивой колдуньи, узнавшей, что ее муж уходит к другой, и натворившей бед. И, несмотря на нагромождение шума, топота, плясок и микрофонного скворчания, мелькающих рук-ног, внимание приковывается исключительно к героине.

        В спектакле два состава. Но в роли Медеи нужно смотреть Елену Кореневу. Поработав с Жолдаком в «Кармен», актриса пленилась им. И, как выяснилось, не зря. Он заставляет ее делать немыслимые вещи – и она выглядит не просто бесстрашно, но естественно.

        В «Москве» Коренева в черных чулках и черном парике-каре танцует стриптиз, пишет истерические «планы мести Язону», красит губы кроваво-красной помадой, много плачет и много молчит. Обезумевшая и жалкая. Сильная и могущественная. Настоящая женщина, которой пренебрег посредственный, но любимый мужчина.

        И когда на экране сходятся два лица, два взгляда – Медеи, усталый и жесткий, и молоденькой Креузы (Татьяна Циренина), нимфетки с косичками и стразиком на лбу, становится жутко от этой заочной дуэли. Жолдак не объясняет зрителю ту или иную сцену. Но всегда заставляет ее ощутить. Всем телом.

        Находиться в режиссерском пространстве Жолдака неуютно. Там громкие звуки, острые углы, изломанные несчастные герои. Ему никого не жалко: он понимает природу боли, но человеческая чувствительность для него сродни научному эксперименту – сколько еще можно выдержать.

        А поскольку боль непременно вызывает любопытство, зал на спектаклях Жолдака всегда полон. Только вот он-то сам устраняется из болевого поля, а зрителя в него вбрасывает. А пока это почувствуешь, уже поздно – он победил.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............