14 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 13:18  |  vz.ru
Разделы

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Ничего мы с немцами не делили

Захар Прилепин, писатель
Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
Обсуждение: 118 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ВАДА подтвердили право России на проведение Евро-2020

        Главная тема


        Победа Джонсона приведет к зарождению новой Европы

        Адвокат президента


        Трамп получил «важную информацию» с Украины

        остановить реализацию


        Киев понадеялся на остановку «Северного потока – 2»

        «психологически травмированные»


        «Гавкающего» украинского политолога выгнали из студии «60 минут»

        Видео

        мнения экспертов


        Россия оказалась на периферии мировых протестов

        25 лет назад


        Как Чечня едва не развалила Россию

        «сценарий мира»


        Названа дата уничтожения Украины

        Россия – США


        Визит Лаврова к Трампу ужаснул Америку

        антироссийский закон


        Американский сенатор подталкивает США и Россию к разрыву отношений

        Страшная реальность


        Сергей Мардан: Врачам не доверяют ни богатые, ни бедные

        Углубление интеграции


        Герман Садулаев: Как можно, живя в Белоруссии, украдкой «зиговать»?

        Светлое царство


        Сергей Худиев: Земного рая нет ни на Западе, ни где-либо еще

        на ваш взгляд


        Нужны ли России авианосцы?

        «Критики не способны на такие жертвы»

        В Москву приехал Петер Штайн, один из самых знаменитых театральных режиссеров мира, показать свой самый знаменитый моноспектакль

        25 сентября 2008, 21:46

        Текст: Василий Геросин

        Версия для печати

        В день открытия нового сезона в столичном Театре наций, 25 сентября, был представлен моноспектакль «Фауст-Фантазия» в исполнении крупнейшего немецкого режиссера Петера Штайна. Проект «Фауст-фантазия» появился после того, как Штайн осуществил грандиозную – двадцатичасовую – постановку спектакля «Фауст» на всемирной выставке Expo-2000 в Ганновере.

        Спустя несколько лет композитор Артур Аннеччино, написавший музыку к главному спектаклю, сделал из спектакля концертную сюиту, предназначенную для голоса и фортепиано.

        Штайн и его аккомпаниатор Джованни Виталетти исполняют сначала монолог Фауста, затем монолог Мефистофеля, диалоги, сцены Вальпургиевой ночи, историю Фауста и Маргариты и трагический финал.

        Накануне премьеры спектакля в России корреспондент газеты ВЗГЛЯД пообщался с выдающимся режиссером.

        Театральный опыт 71-летнего Петера Штайна очень поучителен для России: он показывает, как в искусстве не надо бояться ни возраста, ни обвинений в несовременности. Нужно просто все делать с размахом, не задумываясь о последствиях. Нужно идти напролом в прямом и переносном смысле.

        Петера Штайна можно назвать последним в Европе режиссером психологического театра: с этим связана невиданная его популярность в 70-е годы, с этим же связано сравнительное охлаждение интереса к нему в Германии в наши дни.

        Это вечная история в искусстве: такое явление, как театр (или музыка), нельзя удержать в безвоздушном пространстве, нельзя заморозить на высшей точке – театр все время меняется, как и представление о современном и несовременном в искусстве.

        Уже в университете (факультеты философии и германистики Франкфуртского университета) Штайн увлекся театром.

        В 1969-м он создал самодеятельный театр берлинского Свободного университета под названием «Шаубюне». Это был классический в своей антиклассичности театр: Штайн надеялся, как и многие тогда, поломать веками сложившуюся систему отношений актер – режиссер, спектакль – публика.

        Актеры в этом театре участвовали в создании пьесы наравне с режиссером, репертуар выбирали коллегиально, все в театре – от уборщицы до примы – получали равную зарплату.

        Театр Штайна стал жутко популярен – в конце 70-х «Шаубюне» из коллективного независимого проекта все больше превращается в классический режиссерский театр, из бывших студентов вырастают звезды.

        Постепенно от концепции «демократического театра» не остается ничего, и Штайн обращается к классическим произведениям: «Пер Гюнт» Ибсена (1971) и «Дачники» Горького (1974) становятся общепризнанными шедеврами режиссуры.

        Эпохальной считается «Орестея» Эсхила, показанная на Берлинских театральных встречах 1982 года.

        Как оперный режиссер Штайн ставит «Отелло» и «Силу судьбы» Верди в Милане, а также «Золото Рейна» Вагнера в Париже.

        Тогда же появляются «Три сестры» и «Вишневый сад», после которых он приобрел славу лучшего чеховеда на Западе. Однако все это позади – в 90-е годы в Германии Штайн уже считался иконой, но актуальными постепенно становились совсем другие режиссеры, более молодые (как когда-то и сам Штайн) нарушители канонов в искусстве и морали.

        Чувствуя это, Штайн в конце 90-х сделала ход, которого не ожидал от него никто: вместо того чтобы заигрывать с современностью (как в принципе поступают люди его статуса и положения, желая остаться на плаву), он поступил с каким-то вагнеровским стоицизмом: осуществил свою давнюю мечту – поставить двадцатичасовую постановку «Фауста» Гете!

        Впервые в мировой практике гетевский «Фауст» без сокращений, без единой купюры.

        Постановка готовилась несколько лет – и произвела фурор: ее премьера состоялась в 2000 году в Ганновере. Премьера расколола общество и критиков, но не заметить ее было нельзя.

        Как рассказал Петер Штайн газете ВЗГЛЯД, в 2000 году он преследовал именно культурологическую и культрегерскую задачи:

        – На мои спектакли порой приходит публика, которая не знает текста Гете. И еще и по этой причине спектакль сделан так, что в нем важны не режиссерские экзерсисы, а классический текст. Это чуть ли не главная задача моя – представить текст. И мне удалось это сделать! В Берлине, где я показывал полную версию, спектакль шел три дня: критики не выдерживали, а публика смотрела! И аплодировала! Люди приезжали из городов, снимали номера в отеле. Критики, к сожалению, не способны на такие жертвы. Моя главная задача была – дать зрителю возможность увидеть всего «Фауста». Не какую-то особенную режиссерскую интерпретацию, не сжатую версию, а подлинного «Фауста» в двух частях.

        Есть мнение, что «Фауст» – вершина художественной карьеры Штайна. Так мастер показал язык более молодым коллегам: как ни странно, в «Фаусте» оказалось больше современного духа, чем в банальных и явных современных спектаклях, которые рождаются сегодня и в Германии, и в России с частотой грибов.

        Это все очень показательно – это история о том, как не надо бояться старости и масштабности в искусстве. И о том, как не надо бояться зрителей. И критиков. И вообще всех.

        В Россию Штайн привез, однако, лишь концертную версию «Фауста»:

        – Это не спектакль – это концерт, мелодрама. Вместе со мной над ней работали Артуро Аннеккино и Джованни Виталетти. «Фауст-фантазия» – это концерт для голоса и фортепиано. В самом начале исполняется ряд тем, которые имеют отношение к партитуре «Фауста», в то время как я исполняю монолог Фауста. Затем сыграет другой кусок, и я исполню монолог Мефистофеля. Потом история становится все сложнее – Вальпургиева ночь, любовь Фауста и Маргариты, трагический финал. Концертная версия – это прежде всего попытка продемонстрировать в первую очередь немцам – впрочем, как и русским – тот мелодизм, который никак на первый взгляд нельзя ожидать от немецкого языка. Немецкий язык далеко не так мелодичен, как русский, и петь на нем намного труднее. Гете – исключение, когда немецкий язык становится музыкальным, чувственным и притягательным. Сегодня я по-прежнему жду от своего зрителя понимания, полного осознания текста. В данном случае – Гете.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............