Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
22 сентября 2008, 15:30 • Культура

Мужская проза и дамские кружева

Мужская проза и дамские кружева
@ demoscope.ru

Tекст: Сергей Беляков

Залман Градовский об Освенциме. Борис Хазанов о сталинских репрессиях и Второй мировой. Александр Иличевский о криминальном бизнесе 90-х. Владимир Кавторин и Александр Мелихов о ксенофобии. А Евгения Доброва и Наталья Петрова – о любви, о любви, о любви.

1. Nota bene

Узнали, кто это? Зощенко? Пантелеймон Романов? Шукшин? Нет, это лауреат «Букера», автор «Матисса» и «Штурма», «Облака» и «Гуш-муллы» Александр Иличевский

Залман Градовский. <Письмо к потомкам>. <Дорога в ад> // Звезда. № 7.2008.

Залман Градовский (1908/09–1944). Один из руководителей восстания в Освенциме в октябре 1944 года. Несколько месяцев вел дневники. Свои записи спрятал в солдатской фляге и закопал в яму с пеплом.

«Иди сюда… свободный человек… Я расскажу тебе, какими утонченными садистскими методами они погубили миллионы сынов и дочерей одинокого беззащитного народа, ни от кого не получившего помощи, – народа Израиля <…> кровь у тебя застынет в жилах, когда ты станешь свидетелем этих сцен садизма, когда увидишь, как погибают невинные беззащитные дети моего беспомощного народа».

Павел Полян. И в конце тоже было слово… // Звезда. № 7. 2008.

О жизни и подвиге Залмана Градовского. История создания его записок из Освенцима. Дальнейшая судьба рукописи, переводы и расшифровка текста (оригинал на белорусско-литовском диалекте идиша). Подробный исторический и текстологический комментарий.

Александр Мелихов. Четвертый источник // Зарубежные записки. № 14. 2008.

Рассуждение об источниках юдофобии. Тема давняя, но не стареющая. Есть небанальные мысли, например о нынешнем мнимом филосемитстве европейцев, в первую очередь – немцев:

«…Усиленное покаяние перед мертвыми евреями служит отличным прикрытием неприязни к живым.… когда «покаявшихся» немцев начинают приводить в пример «непокаявшимся» русским, ничего, кроме ревности и желания вытащить наружу побольше чужих грехов, из этого произойти не может… И уж евреям заниматься этими сопоставлениями следует в последнюю очередь – защищать тех, кто в твоей защите не нуждается и думает только о себе, не только опасно, но и крайне наивно».

2. Увлекательное чтение

Александр Иличевский. Бутылка, повесть о стекле // Зарубежные записки. № 14. 2008.

«У нас иногда так бутылку закупорят, что помрешь от жажды или зубы обломаешь. Через это со мной однажды вышел случай».

Узнали, кто это? Зощенко? Пантелеймон Романов? Шукшин? Нет, это лауреат «Букера», автор «Матисса» и «Штурма», «Облака» и «Гуш-муллы» Александр Иличевский. Ранняя проза. Эксперименты, поиски собственного стиля, собственной темы. Криминальная повесть.

Михаил Рушанов. Катерина. Рассказ // Зарубежные записки. № 14. 2008.

История выживания семьи обрусевших немцев-меннонитов в Советском Союзе: вынужденное переселение, тяжелый труд, крупная авантюра сильной женщины Катерины и мелкие уловки ее родственников в неравной борьбе с властью.

«Шнейдеры сами немного переиначили свое отчество и стали называться Семеновичи, Самсоновичи или даже Юрьевичи, хотя нужно было обладать богатой фантазией или хорошо подмазать писаря паспортного отдела, чтобы из Соломона сделать Юрия».

3. Медленное чтение

Борис Хазанов. Вчерашняя вечность. Фрагменты ХХ столетия. Роман // Зарубежные записки. № 14. 2008.

Журнал продолжает публикацию исторического романа известного прозаика.

Советский Союз и Германия, Москва и Берлин, московская коммуналка и лагерный барак, вожди и простые смертные.

Действие начинается в конце 30-х и продолжается до конца 50-х. А еще исторические ассоциации, философские отступления. И все это в невероятно сложном переплетении. Одни названия глав чего стоят: «Героический эпос бдительности», «Философия паспортного режима», «Эротическая мобилизация», «Вдвоем и смуглая Венера».

Сложно передать в короткой заметке впечатления от этой многоплановой книги. Лучше прочитать самим.

Начало публикации см.: http://magazines.russ.ru/zz/2008/13/ha2.html

Наталья Червинская. Свалка истории. Повесть // Звезда. № 7. 2008.

Советские эмигранты-аутсайдеры в Америке. Три истории: мать, дочь, муж дочери. Не столько материальные, сколько психологические трудности вживания в чужую жизнь. Особенно удались автору женские характеры.

Рита Александровна – образ трагикомический. В Советском Союзе ее, русскую с примесью татарской крови, принимали за еврейку. В Америке эта благоприобретенная национальность стала небольшим подспорьем: бесплатные обеды в еврейском центре.

Судьба ее дочери драматична. Анна так и не сумела прижиться в чужой стране.

Немного эмигрантской экзотики: «получить в хорошем билдинге однобедрумную квартиру».

Владимир Кавторин. Веселый прозектор // Звезда. № 7. 2008.

Не очень веселый, скорее, ироничный, несчастливый, много повидавший человек. Повесть уж совсем невеселая. Страшная и безысходная невыдуманная история. Узнаваемые реалии нашей жизни.

Сначала в милиции, потом в подпольной организации «Тайный патриотический легион» патологоанатома заставляют написать «нужное» медицинское заключение…

Сергей Павловский. Terror Crew. Повесть // Нева. № 7. 2008.

Молодежная повесть начала XXI века. Герои: райтеры, тэггеры, рэперы. Текст представляет собой коллаж диалогов и «телег» (рэп-тексты). Молодежный сленг. Приложен словарь.

«…Эти придурки FA Crew нарисовали какую-то беспонтовую граффитюльку Wild Stile’ом на полстены, а остальную половину затагали. А потом говорили, что это Back to Back».

Материал не для литературного критика, скорее для социального психолога, исследователя молодежных субкультур.

Нина Горланова. Три рассказа // Зарубежные записки. № 14. 2008.

«…Под проливным дождем села я в плацкартный вагон «Камы»... и уже через час летит на меня готовый рассказ!»

Замечательное определение творческого метода Нины Горлановой. Она обладает удивительным свойством превращать любые жизненные впечатления в словесные ряды. Река жизни легко и плавно перетекает в литературную реку. Как у хорошей хозяйки никогда не остаются отходы и обрезки, а все идет в дело, у Горлановой, очевидно, нет нереализованного жизненного материала. Не вошло в повесть – пойдет в рассказ, в пьесу. Журнал предлагает три рассказа из этого бесконечного потока.

4. Критическая масса

Дмитрий Румянцев. Малая европейская традиция в русском роке, или Чудеса интерпретации // Нева. № 7. 2008.

Екатерина Дайс. Упрощение недопустимо // Нева. № 7. 2008.

Поэт и рок-музыкант полемизирует с культурологом Екатериной Дайс. Масса ссылок на Гребенщикова, Кинчева, Башлачева, Цоя, Кормильцева. Война цитат. Екатерина Дайс смотрит на русский рок «со стороны», а Дмитрий Румянцев защищает «родное и близкое».

Я мало понимаю, что там к чему, поэтому ограничусь ссылкой.

5. Филология

Ю.П. Медведев, Д.А. Медведева. Труды и дни Круга М.М.Бахтина // Звезда. № 7. 2008.

«Понятие Круга М.М. Бахтина как интеллектуального содружества единомышленников было введено… С.С. Аверинцевым».

К этому «Кругу» относят Л.В. Пумпянского, П.Н. Медведева, М.И. Кагана, И.И. Соллертинского и других.

Основную часть статьи занимает «Хронограф» (timeline – труды и дни «Круга»), составленный английскими филологами Крэйгом Брандистом, Дэвидом Шеппардом и Галином Тихоновым.

Вступление, дополнения и комментарий авторов публикации.

Самуил Лурье. Четыре эссе // Зарубежные записки. № 14. 2008.

Републикация. Четыре эссе о русской литературе из книги:

Самуил Лурье. Такой способ понимать. Независимая фирма «Класс», Москва, 2007.

Она вышла небольшим тиражом, и редакция журнала решила познакомить своих читателей с этой замечательной работой. Интерпретация литературных фактов субъективная, местами спорная, но все искупают изящество слога и легкий юмор.

«Певчих стрекоз не бывает, дорогая Герцогиня. Дедушка Крылов шутит… он, конечно, спасет Стрекозу — допустим, приютит ее на зиму в Публичной библиотеке… А запасливый, но скаредный, неутомимый, но неумолимый, злорадный Муравей... Не бойся: никто его не обидит… это Баснописец наделил его холодным сердцем, а сам по себе он симпатичный. Наверняка ему начислят достойную пенсию, как ветерану труда и санитару леса».

6. Из архива

Барон Н.В. Дризен. Материалы к истории русского театра // Нева. № 7. 2008.

Барон Дризен (собственно Остен-Дризен, 1868–1935) – мемуарист, театральный деятель, цензор, историк театра. В рубрике «Забытая книга» журнал печатает отрывки из его театральных мемуаров.

Владимир Чисников. Владимир Кривош: «Оставлен в подозрении» // Нева. № 7. 2008.

Журнал продолжает печатать материалы под рубрикой «Лев Толстой и спецслужбы».

Поражает высочайшая квалификация агентов. Владимир Кривош – сотрудник «черного кабинета» петербургского почтамта (перлюстрация писем), агент Департамента полиции. Знал 24 языка. Изобретатель, фотограф, драматург, переводчик, стенографист, криптограф. Служил в Морском ведомстве, в годы Первой мировой был прикомандирован к штабу А.А. Брусилова.

Имел человеческие слабости: брал взятки, подозревался в шпионаже, поэтому успешная служба чередовалась с арестами. В советский период история повторилась: служба в ВЧК-ОГПУ чередовалась с арестами. Не биография – авантюрный роман.

7. Отстой

Наталья Петрова. Монсеньор Драная Мошна. Рассказ // Зарубежные записки. № 14. 2008.

«У Ленки от природы есть потрясающее свойство: при виде ее статусные мужики начинают пускать слюни... Она приезжает ко мне, когда не ладит с очередным мэном».

Так сюжет и развивается: мэн за мэном. Порой кажется, что писательница сама забывает, о чем рассказывает. Так, Ленка сначала была членом сборной России по баскетболу, потом вдруг оказалась лыжницей. Но дело даже не в этом. Гламурный портрет молодой дамы уместнее смотрелся бы в глянцевом журнале.

Евгения Доброва. Маленький Моцарт: повествование в двух стилях. Повесть // Нева. № 7. 2008.

Проза Евгении Добровой только частица того явления, которое может поглотить нас, как цунами. Это интеллигентская дамская литература. Не путать с дамским романом. Он давно уже занял свою скромную нишу и играет в обществе роль психотерапевта.

Здесь иное: молодые образованные благополучные дамы прекрасно владеют словом, но писать им совершенно не о чем. В результате – самолюбование и жеманство:

«…Сегодня мне снова приснилось, что у меня ярко-красный маникюр и что я учу французский язык.

…Снова приснилось, что у меня маникюр ярко-красного цвета и я учу французский язык.

Какую же фразу выбрать?»

Никакую! Как радже в сказке «Золотая антилопа», мне хочется закричать: «Хватит! Пощади! Довольно!»

..............