Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

73 комментария
15 сентября 2008, 10:23 • Культура

Пере-жить

Новый театральный сезон

Пере-жить
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Как правило, премьер и гастролей наступающего сезона начинаешь ждать еще до окончания предыдущего. Таинственные летние прогоны «для своих», загадочные лица организаторов фестивалей, обещающих «самое-самое и только у нас». Но пока не убедишься самостоятельно – не скажешь, удалось или нет. Судя по заявленным планам, убеждаться придется много и активно.

Неожиданности в наступающем сезоне, конечно, будут. Скажем, недавние худруки некоторых театров – Вахтанговского, например, и Драматического театра Станиславского, собираются всерьез взяться за свое хозяйство.

Посмотрим, как выстроится путь этих коллективов. Прибавится ли внятности. А то количество театров «без лица», где преобладают случайные спектакли, по-прежнему смущает.

Что касается выбираемой драматургии, то будут преобладать серьезно-мрачные и романтические сочинения. Еще с прошлого сезона возрос интерес к самым популярным американским авторам Теннесси Уильямсу и Юджину О’Нилу – их продолжат ставить и сейчас.

Никуда мы не денемся от Шекспира, Брехта, Дюрренматта. От русских классиков. Высока тяга и к неведомым названиям. Хочется только, чтобы неведомое не становилось необязательным.

На всех парусах

Петр Наумович Фоменко готовит спектакль-трилогию по Пушкину, соединяя «Каменного гостя», «Графа Нулина» и «Сцены из Фауста

Минувший сезон в МХТ им. Чехова трудно назвать удачным. Значимые спектакли – их было два – появились уже в завершении. Возможно, сезон наступающий в главном театре-ньюсмейкере Москвы сложится лучше.

На Основной сцене готовится «Трехгрошовая опера» (постановщик Кирилл Серебренников, в роли Капитана Мэкхита Константин Хабенский).

Так же в течение сезона обещают выпустить несколько вариаций русской классики: «Метель» (пьеса Василия Сигарева по мотивам повести Пушкина) в постановке Николая Скорика, «Крейцерова соната» Льва Толстого (режиссер Антон Яковлев), «Обрыв» Гончарова (режиссер и автор инсценировки Адольф Шапиро), «Дворянское гнездо» Тургенева (режиссер Марина Брусникина).

Евгений Писарев будет работать над «Пиквикским клубом» Чарльза Диккенса. Елена Невежина поставит пьесу современного автора Дэвида Хэйра «Дыхание жизни», где сыграют Алла Покровская и Наталья Тенякова.

В другом подведомственном Табакову театре – знаменитом «подвале» тоже хватает событий. Осуществился давний замысел: при театре открылся колледж для талантливых детей.

Располагается он в здании бывшего общежития артистов театра на пересечении улиц Чаплыгина и Макаренко. Приниматься сюда будут ребята четырнадцати-пятнадцати лет.

За время пребывания здесь они завершат общее образование и обучатся всем театральным дисциплинам. По завершении каждый выпускник получит диплом о среднем специальном образовании и будет иметь шанс попасть как в любой творческий вуз, так и сразу в труппу театра. Срок обучения в колледже – четыре года. Немаловажная деталь: обучение в колледже бесплатное.

Наступающий сезон Табакерки будет богат и новыми спектаклями. Первой премьерой – в конце ноября – станет «Старший сын» Александра Вампилова (постановка Константина Богомолова, в роли Сарафанова Сергей Сосновский).

В феврале ожидается «Женитьба Фигаро»: поставит спектакль тоже Богомолов, а Олег Табаков сыграет графа Альмавиву. Режиссер Александр Марин работает над пьесой молодого драматурга Юлии Дамскер «На закате солнца». А 29-го октября театр отметит юбилей: тридцать лет назад, в 1978 году, в подвале на улице Чаплыгина воспитанники студии Табакова сыграли свой первый спектакль.

Юбилей – юношеский для человека и серьезный для театра: пятнадцатилетие – отметит «Мастерская Петра Фоменко». Сам Петр Наумович готовит спектакль-трилогию по Пушкину, соединяя «Каменного гостя», «Графа Нулина» и «Сцены из Фауста».

Хореографический спектакль «Берег женщин» (фото: ИТАР-ТАСС)
Хореографический спектакль «Берег женщин» (фото: ИТАР-ТАСС)

Актеры «Мастерской», читающие стихи – это необыкновенное впечатление. А Евгений Каменькович, мастерски работающий с прозой, репетирует «Улисса» Джеймса Джойса.

Активный сезон должен быть в Театре Вахтангова. Одну премьеру – хореографический спектакль «Берег женщин» театр уже выпустил.

В октябре покажут перенесенную на профессиональную сцену дипломную работу курса Владимира Иванова «Белая акация» (в труппу театра взято четырнадцать человек с этого курса).

А в ноябре Римас Туминас предполагает завершить весьма экстравагантную версию «Троила и Крессиды». Он же начнет работу над «Дядей Ваней» Чехова и «Маскарадом» Лермонтова. Юрий Бутусов приглашен ставить «Генриха Четвертого» Пиранделло. А Владимир Иванов трудится над «Касаткой» Алексея Толстого.

Начало октября отметит двумя премьерами «Школа драматического искусства». Дмитрий Крымов покажет работу с загадочным названием «Опус 7. Опус 8», а Игорь Яцко – «Каменного ангела» по Марине Цветаевой.

Яцко также трудится над спектаклем по «Саломее» Оскара Уайльда – как режиссер, и репетирует роль Фауста в новой постановке Бориса Юхананова.

Все неугомоннее становится Российский Молодежный театр. Видимо, выпустив «Берег утопии», коллектив сообразил, что нет ничего невозможного. Уже в октябре здесь покажут четыре премьеры.

Одну большую – «Красное и черное» в постановке Юрия Еремина, к которой вскоре выйдет «Приложение» для камерного пространства. Две маленькие. И одну музыкальную – артисты Алексей Веселкин, Александр Устюгов и Андрей Сипин продемонстрируют «Rock-n-roll Live».

К концу года Алексей Бородин планирует, наконец, выпустить мюзикл «Алые паруса» (музыка Максима Дунаевского, либретто Михаила Бартенева). Ожидаются два моноспектакля – Ульяны Урванцевой («Идеалистка» Александра Володина) и Евгения Редько («Портрет» Гоголя). Леонид Хейфец поставит пьесу Брайана Фрила «Отцы и сыновья» (по мотивам тургеневских «Отцов и детей»). А для детей сделают версию пушкинских «Руслана и Людмилы».

Хорошо должны обстоять дела с постановками новой драматургии – за нее взялись сразу несколько крупных театров. В «Школе современной пьесы», где, как говорится, сам бог велел двигаться в этом направлении, поработают Иван Вырыпаев и Евгений Гришковец.

Вырыпаев сочиняет работу о пустоте и пространстве, слове и молчании. Пьеса Гришковца называется «Долг», и автор хочет сыграть в ней одну из ролей. Кроме того, в «ШСП» появится новый мюзикл по мотивам классики – «Горе от ума», и российско-французский спектакль «Ромео и Джульетта», где герои одного клана будут говорить по-русски, другого – по-французски.

Современная пьеса станет первым спектаклем Драматического театра им. Станиславского при новом худруке Александре Галибине. Молодой режиссер Григорий Катаев поставит сочинение Николая Халезина «Я пришел». Сам Галибин работает над «Аварией» Дюрренматта и затевает еще один спектакль, название которого держит в тайне.

А еще одну пьесу Дюрренматта «Визит дамы» репетирует в Ленкоме Александр Морфов, с Александром Лазаревым и Марией Мироновой в главных ролях.

Над темной водой

Театры Петербурга в новом сезоне сохранят свою самобытность. Неспроста среди столичной публики считается хорошим тоном ездить на питерские премьеры, не дожидаясь гастролей.

Первая премьера Александринского театра состоялась на днях: «Человек=Человек» по пьесе Бертольта Брехта «Что тот солдат, что этот» в постановке Юрия Бутусова. В главной роли – Дмитрий Лысенков.

Этим же спектаклем открылся Третий международный фестиваль «Александринский», в рамках которого – спектакли берлинского Дойчес-театра «Фауст. Часть первая» и «Крысы», и польского театра Народовы «Иванов» и «Федра».

На Большой сцене театра ожидаются две премьеры по современным пьесам. Текст Вадима Леванова «Ксения. История любви» поставил Валерий Фокин, а «Заповедник» Михаила Дурненкова – Андрей Могучий.

Малая сцена отдана работам молодых режиссеров: Олег Еремин работает над спектаклем «Вампилов. Трилогия», а Искандэр Сакаев – над версией повести Андрея Платонова «Джан».

В конце октября увидит свет совместная работа Александринки и Формального театра: «Садоводы» Максима Исаева в постановке Андрея Могучего. Так же театр отметит сорокалетие творческой деятельности своего худрука Валерия Фокина.

Не придется долго ждать премьер и в Малом Драматическом театре – Театре Европы. На конец сентября намечен показ «Снежной королевы» в постановке Григория Дитятковского.

В октябре увидит свет новая работа Льва Додина – «Долгое путешествие в ночь» по пьесе Юджина О’Нила, где сыграют ведущие артисты труппы Татьяна Шестакова, Игорь Иванов, Петр Семак и Сергей Курышев.

А с 29-го октября по 21-е ноября МДТ гастролирует в Москве. В афише гастролей легендарные спектакли: «Бесы», «Братья и сестры», восстановленная «Молли Суини», а также все свежие премьеры.

Как всегда активной жизнью живет театр «Приют комедианта». Ожидается пять премьер – как по современному, так и по классическому материалу.

В репертуаре появятся «Месяц в деревне» Тургенева и «Долгое путешествие в ночь», уже второе в городе. Раннюю пьесу Юрия Клавдиева «Лето, которое мы не видели вовсе» поставит Андрей Корионов, а известный текст Марка Равенхилла «Шоппинг & Fucking» - ученик Льва Додина Сергей Щипицин.

Будет в «Приюте» и музыкальный спектакль – «Восемь Ж» в постановке Джафара Рацулова. В октябре пройдет четвертый по счету фестиваль «Ученики Мастера». На этот раз в нем примут участие режиссеры – выпускники Григория Козлова.

Двери открой

График фестивалей в наступающем сезоне обещает быть плотным. Новые смотры аккуратно вписались в незанятые временные участки. А «старые» не сдают позиций.

В конце сентября ожидается «Новая драма», часть зрителей у которой буквально перехватит «Территория»: начнется через два дня по завершении. Затем – «Сезон Станиславского» с «Макбетом» Эймунтаса Някрошюса и новым спектаклем Томаса Остермайера «Замужество Марии Браун».

В начале ноября случится второй по счету фестиваль спектаклей для детей «Большая перемена», организованный театром «Практика». Встык с ним – «Открытая сцена».

А с 11-го ноября и до начала декабря – десятый, юбилейный NET, где будут спектакли из Франции, Польши, Финляндии, Чехии, Италии. А на закрытие припасены «Три сестры» театра «Каммершпиле» из Мюнхена.

Зима по части фестивалей обещает быть спокойной. Весной, как всегда, «Золотая Маска». Лето отдано Чеховскому фестивалю и студенческому смотру «Твой шанс». Где тоже ожидается немало вкусностей.

..............