Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
7 августа 2008, 10:17 • Культура

Главный туалет Советского Союза

Главный туалет Советского Союза
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Бавильский

Впервые в России в таком объеме представят творчество главного концептуалиста Ильи Кабакова – шесть самодостаточных инсталляций, объединенных общим названием «Ретроспектива». Можно сказать, целый фестиваль, посвященный 75-летию самого известного и важного русского художника из ныне живущих.

Место Ильи Кабакова в истории искусства и то, что он сделал для развития пластических жанров, можно легко уравнять со значением Солженицына и Бродского в литературе или же Рихтера и Ростроповича в области исполнительских искусств – тот же уровень заоблачного мастерства, становящийся символом важнейших достижений современной цивилизации.

Триумфальное возвращение Кабакова, который работает вместе со своей женой Эмилией, готовили долго и тщательно. Куратором «Ретроспективы» выступил Иосиф Бакштейн, куратором-консультантом Роберт Сторр, координатором проекта – Марат Гельман.

Заслуженный деятель искусств

За привычным фасадом с буквами «М» и «Ж» находится обыкновенная советская квартира. Сортирные дыры соседствуют с нехитрой мещанской утварью

Если бы творческая биография Ильи Кабакова начиналась в русле официального советского искусства, то сейчас, к своему 75-летию, Илья Иосифович наверняка был бы народным художником СССР и, например, заслуженным какой-нибудь Кабардино-Балкарии, лауреатом нескольких государственных и одной Ленинской премии, членом президиума Верховного Совета и членом (минимум кандидатом в члены) ЦК КПСС, орденоносцем, причем сначала ему бы дали орден «Знак Почета», а затем и орден Дружбы народов.

Но судьба распорядилась иначе. До своей эмиграции из Советского Союза в 1987 году (Эмилия выезжает на Израиль в 1973-м, переезжает в Нью-Йорк в 1975-м, где семь лет занимается кураторскими проектами) Илья Кабаков, закончив Суриковское училище (1957), становится одним из неформальных лидеров советского художественного подполья. Важнейшим явлением и течением внутри которого становится концептуализм, сгруппировавшийся вокруг мастерской Кабакова на Сретенском бульваре.

Отныне и на многие десятилетия именно концептуализм, из которого вышли многие классики мирового искусства и отечественной литературы, определяет лицо и глубину отечественного (а с началом перестройки и мирового) искусства.

Не вступая в прямую конфронтацию с официальной властью, Кабаков работает над оформлением детских книг, иллюстрировав около сотни «книжек-малышек» и став признанным лидером книжного оформления в СССР. Параллельно создаются камерные «альбомы», где разрабатываются темы «масочности» и «персонажности», проводятся перформансы, проектируются первые инсталляции.

Оказавшись на Западе, Илья Кабаков становится всемирно известным художником, легко входит в элиту арт-мира как универсальный мастер классического типа, использующий в своем творчестве достижения современной цивилизации. Здесь в 1988 году он выставляет свой первый энвайромент (жанр «тотальной инсталляции», им и изобретенный). Здесь с 1989 года он начинает работать со своей будущей женой Эмилией.

Достижения Ильи и Эмилии Кабаковых фиксируются многочисленными выставками в самых важных музеях мира, а также наградами, среди которых почетный приз Венецианской биеннале (1993), приз Йозефа Бойса в Базеле, присвоение звания кавалера французского Ордена изящных искусств и литературы, звание почетного доктора университета в Берне (2000) и многие другие. Что, конечно же, не орден «Знак Почета» и даже не Трудового Красного Знамени, но тоже ведь кое-что существенное…

Шесть инсталляций в поисках автора

Если поставить перед собой задачу в течение одного дня посмотреть все шесть инсталляций «Ретроспективы», представленных главной арт-четой мирового искусства в сентябрьской Москве, то начинать нужно, конечно, с «Винзавода», где реконструированы три наиболее знаменитые «тотальные инсталляции» (жанр, изобретенный Кабаковым в 1988 году).

Сначала нужно будет найти в зале белого вина выполненную в духе экспозиции этнографического музея «Жизнь мух» и погрузиться в продуманную до последних мелочей цивилизацию мух, оказавшую на нынешнее человечество судьбоносное влияние. Инсталляция рассказывает и, главное, показывает достижения мушиного народного хозяйства. О мушиной экономике, финансах и, разумеется, культуре.

Далее нужно будет найти на территории «Винзавода» авторское повторение «Туалета», знаменитого по кассельской «Документе» 1992 года. Здесь за привычным фасадом с буквами «М» и «Ж» находится обыкновенная советская квартира. Сортирные дыры соседствуют с нехитрой мещанской утварью.

Закончить посещение «Ретроспективы» следует в галерее Марата и Юлии Гельман, где «Игра в теннис» между Ильей Кабаковым и его главным толкователем Борисом Гройсом транслируется с видеомониторов. И тогда, насытившись непосредственными впечатлениями от столкновения с мушиной реальностью и советским бытом, разыгранным в сортирных декорациях, вы закрепите урок с помощью теоретических выкладок, запечатленных не только на пленке, но и с помощью таблиц, мелом расписанных на черных школьных досках.

После окраин Курского вокзала следует проследовать на задворки Новослободской. Здесь в недавно отреставрированном гараже разместился Центр современной культуры «Гараж», принявший в своих стенах две самые монументальные тотальные инсталляции «Ретроспективы». Во-первых, точную копию «Красного вагона», украшенного музыкой, флагами и транспарантами, устремленного в будущее, но лишенного колес. И во-вторых, «Альтернативную историю искусств», построенную в виде экспозиции трех вымышленных персонажей – однофамильца художника, авангардиста начала ХХ века Шарля Розенталя и Игоря Спивака родом с Украины.

Получив представление об утопических пространствах «Гаража», финалировать нужно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где поставят «Ворота». Через дверь, наскоро сбитую из черных досок, здесь можно попасть в иное, параллельное пространство, в котором 16 рисунков и 12 картин с пейзажем, меняющимся в зависимости от времени суток. Последняя пристань арт-объектов и обиталище вечности, именно музей в жанре «последняя работа художника» подводит результаты всей предыдущей истории искусства, итогами которой и оказываются «тотальные инсталляции» Ильи и Эмилии Кабаковых.

«Ретроспектива» будет работать с 15 сентября по 15 октября, параллельно открытию 17–18 сентября в Центре современной культуры «Гараж» состоится большой международный симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика». Среди его участников заявлены мировые арт-величины, известные кураторы, искусствоведы и музейные звезды: Роберт Сторр, Борис Гройс, Мэтью Джесси Джексон, Джонатан Файнберг, Гарри Тинтероу, Екатерина Деготь, Маргарита Тупицина, Сергей Гордеев, Ланс Фунг, Ибрагим Меламед, Амей Уолох.

..............