Взгляд
28 сентября, среда  |  Последнее обновление — 10:16  |  vz.ru
Разделы

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Боррель заявил о преднамеренности повреждений на «Северных потоках»

    Главная тема


    Диверсия против «Северного потока» указывает на американцев

    после референдумов


    США допустили применение Украиной оружия Запада по новым регионам России

    «забрали с собой земли»


    Небензя напомнил СБ ООН совет Зеленского русским «убираться в Россию»

    «акт саботажа»


    Премьер-министр Польши обвинил в аварии на «Северных потоках» Россию

    Видео

    работа контрразведки


    На чем ФСБ поймала неопытного японского консула

    новые союзники


    Россия перетягивает Глобальный Юг на свою сторону

    правая коалиция


    Новую власть Италии правильнее считать фашистской

    энергетический кризис


    Европейские беды сулят США огромные выгоды

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Главный туалет Советского Союза

    Илья и Эмилия Кабаковы
       7 августа 2008, 10:17
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Дмитрий Бавильский

    Впервые в России в таком объеме представят творчество главного концептуалиста Ильи Кабакова – шесть самодостаточных инсталляций, объединенных общим названием «Ретроспектива». Можно сказать, целый фестиваль, посвященный 75-летию самого известного и важного русского художника из ныне живущих.

    Место Ильи Кабакова в истории искусства и то, что он сделал для развития пластических жанров, можно легко уравнять со значением Солженицына и Бродского в литературе или же Рихтера и Ростроповича в области исполнительских искусств – тот же уровень заоблачного мастерства, становящийся символом важнейших достижений современной цивилизации.

    Триумфальное возвращение Кабакова, который работает вместе со своей женой Эмилией, готовили долго и тщательно. Куратором «Ретроспективы» выступил Иосиф Бакштейн, куратором-консультантом Роберт Сторр, координатором проекта – Марат Гельман.

    Заслуженный деятель искусств

    За привычным фасадом с буквами «М» и «Ж» находится обыкновенная советская квартира. Сортирные дыры соседствуют с нехитрой мещанской утварью

    Если бы творческая биография Ильи Кабакова начиналась в русле официального советского искусства, то сейчас, к своему 75-летию, Илья Иосифович наверняка был бы народным художником СССР и, например, заслуженным какой-нибудь Кабардино-Балкарии, лауреатом нескольких государственных и одной Ленинской премии, членом президиума Верховного Совета и членом (минимум кандидатом в члены) ЦК КПСС, орденоносцем, причем сначала ему бы дали орден «Знак Почета», а затем и орден Дружбы народов.

    Но судьба распорядилась иначе. До своей эмиграции из Советского Союза в 1987 году (Эмилия выезжает на Израиль в 1973-м, переезжает в Нью-Йорк в 1975-м, где семь лет занимается кураторскими проектами) Илья Кабаков, закончив Суриковское училище (1957), становится одним из неформальных лидеров советского художественного подполья. Важнейшим явлением и течением внутри которого становится концептуализм, сгруппировавшийся вокруг мастерской Кабакова на Сретенском бульваре.

    Отныне и на многие десятилетия именно концептуализм, из которого вышли многие классики мирового искусства и отечественной литературы, определяет лицо и глубину отечественного (а с началом перестройки и мирового) искусства.

    Не вступая в прямую конфронтацию с официальной властью, Кабаков работает над оформлением детских книг, иллюстрировав около сотни «книжек-малышек» и став признанным лидером книжного оформления в СССР. Параллельно создаются камерные «альбомы», где разрабатываются темы «масочности» и «персонажности», проводятся перформансы, проектируются первые инсталляции.

    Оказавшись на Западе, Илья Кабаков становится всемирно известным художником, легко входит в элиту арт-мира как универсальный мастер классического типа, использующий в своем творчестве достижения современной цивилизации. Здесь в 1988 году он выставляет свой первый энвайромент (жанр «тотальной инсталляции», им и изобретенный). Здесь с 1989 года он начинает работать со своей будущей женой Эмилией.

    Достижения Ильи и Эмилии Кабаковых фиксируются многочисленными выставками в самых важных музеях мира, а также наградами, среди которых почетный приз Венецианской биеннале (1993), приз Йозефа Бойса в Базеле, присвоение звания кавалера французского Ордена изящных искусств и литературы, звание почетного доктора университета в Берне (2000) и многие другие. Что, конечно же, не орден «Знак Почета» и даже не Трудового Красного Знамени, но тоже ведь кое-что существенное…

    Шесть инсталляций в поисках автора

    Если поставить перед собой задачу в течение одного дня посмотреть все шесть инсталляций «Ретроспективы», представленных главной арт-четой мирового искусства в сентябрьской Москве, то начинать нужно, конечно, с «Винзавода», где реконструированы три наиболее знаменитые «тотальные инсталляции» (жанр, изобретенный Кабаковым в 1988 году).

    Сначала нужно будет найти в зале белого вина выполненную в духе экспозиции этнографического музея «Жизнь мух» и погрузиться в продуманную до последних мелочей цивилизацию мух, оказавшую на нынешнее человечество судьбоносное влияние. Инсталляция рассказывает и, главное, показывает достижения мушиного народного хозяйства. О мушиной экономике, финансах и, разумеется, культуре.

    Далее нужно будет найти на территории «Винзавода» авторское повторение «Туалета», знаменитого по кассельской «Документе» 1992 года. Здесь за привычным фасадом с буквами «М» и «Ж» находится обыкновенная советская квартира. Сортирные дыры соседствуют с нехитрой мещанской утварью.

    Закончить посещение «Ретроспективы» следует в галерее Марата и Юлии Гельман, где «Игра в теннис» между Ильей Кабаковым и его главным толкователем Борисом Гройсом транслируется с видеомониторов. И тогда, насытившись непосредственными впечатлениями от столкновения с мушиной реальностью и советским бытом, разыгранным в сортирных декорациях, вы закрепите урок с помощью теоретических выкладок, запечатленных не только на пленке, но и с помощью таблиц, мелом расписанных на черных школьных досках.

    После окраин Курского вокзала следует проследовать на задворки Новослободской. Здесь в недавно отреставрированном гараже разместился Центр современной культуры «Гараж», принявший в своих стенах две самые монументальные тотальные инсталляции «Ретроспективы». Во-первых, точную копию «Красного вагона», украшенного музыкой, флагами и транспарантами, устремленного в будущее, но лишенного колес. И во-вторых, «Альтернативную историю искусств», построенную в виде экспозиции трех вымышленных персонажей – однофамильца художника, авангардиста начала ХХ века Шарля Розенталя и Игоря Спивака родом с Украины.

    Получив представление об утопических пространствах «Гаража», финалировать нужно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где поставят «Ворота». Через дверь, наскоро сбитую из черных досок, здесь можно попасть в иное, параллельное пространство, в котором 16 рисунков и 12 картин с пейзажем, меняющимся в зависимости от времени суток. Последняя пристань арт-объектов и обиталище вечности, именно музей в жанре «последняя работа художника» подводит результаты всей предыдущей истории искусства, итогами которой и оказываются «тотальные инсталляции» Ильи и Эмилии Кабаковых.

    «Ретроспектива» будет работать с 15 сентября по 15 октября, параллельно открытию 17–18 сентября в Центре современной культуры «Гараж» состоится большой международный симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика». Среди его участников заявлены мировые арт-величины, известные кураторы, искусствоведы и музейные звезды: Роберт Сторр, Борис Гройс, Мэтью Джесси Джексон, Джонатан Файнберг, Гарри Тинтероу, Екатерина Деготь, Маргарита Тупицина, Сергей Гордеев, Ланс Фунг, Ибрагим Меламед, Амей Уолох.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •