25 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 05:39  |  vz.ru
Разделы

День рождения русской души

Владимир Можегов, публицист
24 мая – особый для России день. Это не просто отмечаемый Церковью день памяти просветителей славян Кирилла и Мефодия, и не просто единственный в России церковно-государственный праздник: День славянской письменности и культуры. Это гораздо больше. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Как выжить «понаехавшим» в русской деревне

Дмитрий Грунюшкин, писатель
В связи с карантином много горожан задумалось о переезде в деревню. А те, кто переехал, уже начали осознавать, что напрасно путали туризм и эмиграцию. И что постоянная жизнь на земле – вещь весьма хлопотная и далеко не всегда комфортная. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

В Донбассе – новая фаза военного конфликта

Андрей Бабицкий, журналист
О причинах ухудшения обстановки на фронтах много говорят в Москве, в Киеве и в Луганске с Донецком. Эксперты и политики уверены в том, что Владимир Зеленский не имеет контроля над вооруженными силами, в составе которых продолжают воевать националистические батальоны. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

    В Россию прибыла первая партия аппаратов ИВЛ из США

    Вечером 21 мая в московский аэропорт Внуково из США прибыла первая партия аппаратов искусственной вентиляции легких. Груз в аэропорту встречали посол США в России Джон Салливан и заместитель гендиректора Центра им. Пирогова Дмитрий Никитенко, сопровождал его помощник главы USAID Брок Бирман
    Подробности...

    Куклы и манекены заменили людей на стадионах и в ресторанах

    Пока люди сидят по домам, во многих странах мира места на стадионах и столики в кафе «оккупируют» манекены, куклы и плюшевые игрушки. Впрочем, где-то – например, в Южной Корее – замена людей на кукол многим пришлась не по вкусу
    Подробности...

    Москвичи массово вышли на работу

    В российской столице с 12 мая начинают постепенно ослаблять режим жестких ограничений. Первыми к работе на местах могут вернуться сотрудники промышленных и строительных предприятий. По данным московских властей, в общей сложности — это около двухсот тысяч человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Предсказано влияние пандемии коронавируса на добычу сланцевой нефти в США

        Главная тема


        Зачем США направили «калининградский кинжал» к сердцу Европы

        главред RT


        Симоньян нашла объяснение проблемам с коронавирусом в Дагестане

        американская дипломатия


        Эксперт: «Посла-наместника» США в Берлине бросят на Восток

        летающие цели


        В России усомнились в эффективности лазерного оружия США

        Видео

        шестой срок


        Лукашенко станет президентом в новой реальности

        легальная разведка


        Выход США из «Открытого неба» ставит Россию перед сложнейшим выбором

        основа взаимоотношений


        Судьба ядерных бомб подтверждает версию о тайном сговоре США и Германии

        Андрей Ермак и Леонид Кучма


        Мир в Донбассе возможен только при государственной измене на Украине

        Знаем, как надо


        Алексей Алешковский: Россия не одурела

        Россия, вперед!


        Борис Межуев: Что значит быть цивилизацией

        Ухудшение ситуации


        Андрей Бабицкий: В Донбассе – новая фаза военного конфликта

        викторина


        Какие эпидемии страшнее коронавируса?

        на ваш взгляд


        Должна ли Россия вслед за США выйти из договора по открытому небу?

        Главный туалет Советского Союза

        Стала известна программа сентябрьской «Ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых – главного художественного события года

        7 августа 2008, 10:17

        Текст: Дмитрий Бавильский

        Версия для печати

        Впервые в России в таком объеме представят творчество главного концептуалиста Ильи Кабакова – шесть самодостаточных инсталляций, объединенных общим названием «Ретроспектива». Можно сказать, целый фестиваль, посвященный 75-летию самого известного и важного русского художника из ныне живущих.

        Место Ильи Кабакова в истории искусства и то, что он сделал для развития пластических жанров, можно легко уравнять со значением Солженицына и Бродского в литературе или же Рихтера и Ростроповича в области исполнительских искусств – тот же уровень заоблачного мастерства, становящийся символом важнейших достижений современной цивилизации.

        Триумфальное возвращение Кабакова, который работает вместе со своей женой Эмилией, готовили долго и тщательно. Куратором «Ретроспективы» выступил Иосиф Бакштейн, куратором-консультантом Роберт Сторр, координатором проекта – Марат Гельман.

        Заслуженный деятель искусств

        Если бы творческая биография Ильи Кабакова начиналась в русле официального советского искусства, то сейчас, к своему 75-летию, Илья Иосифович наверняка был бы народным художником СССР и, например, заслуженным какой-нибудь Кабардино-Балкарии, лауреатом нескольких государственных и одной Ленинской премии, членом президиума Верховного Совета и членом (минимум кандидатом в члены) ЦК КПСС, орденоносцем, причем сначала ему бы дали орден «Знак Почета», а затем и орден Дружбы народов.

        Но судьба распорядилась иначе. До своей эмиграции из Советского Союза в 1987 году (Эмилия выезжает на Израиль в 1973-м, переезжает в Нью-Йорк в 1975-м, где семь лет занимается кураторскими проектами) Илья Кабаков, закончив Суриковское училище (1957), становится одним из неформальных лидеров советского художественного подполья. Важнейшим явлением и течением внутри которого становится концептуализм, сгруппировавшийся вокруг мастерской Кабакова на Сретенском бульваре.

        Отныне и на многие десятилетия именно концептуализм, из которого вышли многие классики мирового искусства и отечественной литературы, определяет лицо и глубину отечественного (а с началом перестройки и мирового) искусства.

        Не вступая в прямую конфронтацию с официальной властью, Кабаков работает над оформлением детских книг, иллюстрировав около сотни «книжек-малышек» и став признанным лидером книжного оформления в СССР. Параллельно создаются камерные «альбомы», где разрабатываются темы «масочности» и «персонажности», проводятся перформансы, проектируются первые инсталляции.

        Оказавшись на Западе, Илья Кабаков становится всемирно известным художником, легко входит в элиту арт-мира как универсальный мастер классического типа, использующий в своем творчестве достижения современной цивилизации. Здесь в 1988 году он выставляет свой первый энвайромент (жанр «тотальной инсталляции», им и изобретенный). Здесь с 1989 года он начинает работать со своей будущей женой Эмилией.

        Достижения Ильи и Эмилии Кабаковых фиксируются многочисленными выставками в самых важных музеях мира, а также наградами, среди которых почетный приз Венецианской биеннале (1993), приз Йозефа Бойса в Базеле, присвоение звания кавалера французского Ордена изящных искусств и литературы, звание почетного доктора университета в Берне (2000) и многие другие. Что, конечно же, не орден «Знак Почета» и даже не Трудового Красного Знамени, но тоже ведь кое-что существенное…

        Шесть инсталляций в поисках автора

        Если поставить перед собой задачу в течение одного дня посмотреть все шесть инсталляций «Ретроспективы», представленных главной арт-четой мирового искусства в сентябрьской Москве, то начинать нужно, конечно, с «Винзавода», где реконструированы три наиболее знаменитые «тотальные инсталляции» (жанр, изобретенный Кабаковым в 1988 году).

        Сначала нужно будет найти в зале белого вина выполненную в духе экспозиции этнографического музея «Жизнь мух» и погрузиться в продуманную до последних мелочей цивилизацию мух, оказавшую на нынешнее человечество судьбоносное влияние. Инсталляция рассказывает и, главное, показывает достижения мушиного народного хозяйства. О мушиной экономике, финансах и, разумеется, культуре.

        Далее нужно будет найти на территории «Винзавода» авторское повторение «Туалета», знаменитого по кассельской «Документе» 1992 года. Здесь за привычным фасадом с буквами «М» и «Ж» находится обыкновенная советская квартира. Сортирные дыры соседствуют с нехитрой мещанской утварью.

        Закончить посещение «Ретроспективы» следует в галерее Марата и Юлии Гельман, где «Игра в теннис» между Ильей Кабаковым и его главным толкователем Борисом Гройсом транслируется с видеомониторов. И тогда, насытившись непосредственными впечатлениями от столкновения с мушиной реальностью и советским бытом, разыгранным в сортирных декорациях, вы закрепите урок с помощью теоретических выкладок, запечатленных не только на пленке, но и с помощью таблиц, мелом расписанных на черных школьных досках.

        После окраин Курского вокзала следует проследовать на задворки Новослободской. Здесь в недавно отреставрированном гараже разместился Центр современной культуры «Гараж», принявший в своих стенах две самые монументальные тотальные инсталляции «Ретроспективы». Во-первых, точную копию «Красного вагона», украшенного музыкой, флагами и транспарантами, устремленного в будущее, но лишенного колес. И во-вторых, «Альтернативную историю искусств», построенную в виде экспозиции трех вымышленных персонажей – однофамильца художника, авангардиста начала ХХ века Шарля Розенталя и Игоря Спивака родом с Украины.

        Получив представление об утопических пространствах «Гаража», финалировать нужно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где поставят «Ворота». Через дверь, наскоро сбитую из черных досок, здесь можно попасть в иное, параллельное пространство, в котором 16 рисунков и 12 картин с пейзажем, меняющимся в зависимости от времени суток. Последняя пристань арт-объектов и обиталище вечности, именно музей в жанре «последняя работа художника» подводит результаты всей предыдущей истории искусства, итогами которой и оказываются «тотальные инсталляции» Ильи и Эмилии Кабаковых.

        «Ретроспектива» будет работать с 15 сентября по 15 октября, параллельно открытию 17–18 сентября в Центре современной культуры «Гараж» состоится большой международный симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика». Среди его участников заявлены мировые арт-величины, известные кураторы, искусствоведы и музейные звезды: Роберт Сторр, Борис Гройс, Мэтью Джесси Джексон, Джонатан Файнберг, Гарри Тинтероу, Екатерина Деготь, Маргарита Тупицина, Сергей Гордеев, Ланс Фунг, Ибрагим Меламед, Амей Уолох.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............