Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

62 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
27 августа 2008, 17:36 • Культура

Наш Континент

Наш Континент
@ belaya.livejournal.com

Tекст: Сергей Беляков

Журнал «Континент» в последние годы становится все менее художественным и все более политизированным и публицистичным. Литература вытеснена в «литературную гостиную» (так называется рубрика в «Континенте»), зато авторы вовсю обсуждают настоящее, прошлое и будущее России. Далекие «Урал» и «Сибирские огни» мода на политику еще не захватила, а потому они хорошо оттеняют парижско-московскую историософию и публицистику.

1. Сливки

Ирина Василькова. Купол экспедиции. Заметки на полях (Послесловие Александра Иличевского) // Урал. 2008. № 6.

Рассуждения Андрея Илларионова о власти, о демократии в России, о судьбе империи и т. п. не слишком интересны

Повесть о человеке и ландшафте, влюбленности в ландшафт и сотворчестве с ним. Здесь же послесловие Александра Иличевского, который выступает не столько комментатором, сколько единомышленником.

Ирина Василькова:

«Партитура должна быть озвучена, но музыка без слушателя ничейна и сиротлива, вот и рельеф не проявлен без путешественника. Наплывы масс и линий, кулисообразное смещение задника, внезапно вздыбившиеся вертикали, плавные кривые… позволяют думать о руке мастера… мастер был здесь совсем недавно… Мне всегда хотелось попасть внутрь музыки, внутрь книги, но раз это невозможно – есть еще горный ландшафт. Внутрь ландшафта».

Александр Иличевский:

«Почему ландшафт важнее, таинственнее государства? Почему одушевленному взгляду свойственно необъяснимое наслаждение пейзажем?.. Не кроется ли разгадка в способности пейзажа отразить лицо ли, душу… тайна – в способности если не взглянуть в себя сквозь ландшафт, то хотя бы осознать свою надмирность».

2. Nota Bene

Андрей Илларионов. Слово и дело. Беседа в редакции (окончание) // Континент. 2008. № 136.

Вторая часть интервью известного экономиста, бывшего советника Президента России.

Начало см.: Континент. 2007. № 134.

Рассуждения Андрея Илларионова о власти, о демократии в России, о судьбе империи и т. п. не слишком интересны, так как не выходят за рамки общераспространенных представлений, которые господствуют в «Новой газете», на радиостанции «Эхо Москвы», в либеральных толстых журналах.

Гораздо интереснее оценки Илларионовым экономической политики девяностых, интеллектуального потенциала реформаторов, содержания и последствий их деятельности. Здесь Илларионов интересен, небанален, квалифицирован:

«Если спад производства в России в 1992-м, 1993-м, в первой половине 1994 года, очевидно, был неизбежным, то для экономического кризиса длительностью в семь лет не было ни объективных оснований, ни оправдания. За дополнительные четыре года искусственно организованного экономического спада в 1995–1998 годах страна может «поблагодарить» политику «валютного коридора», наращивания государственного долга и сохранения неподъемного налогового бремени, проводившуюся в эти годы Анатолием Чубайсом и его коллегами. <…> Трудно найти другой пример более последовательной и эффективной политики по нанесению максимального ущерба собственной стране… с настойчивостью, достойной лучшего применения, в течение четырех лет в стране искусственно поддерживался экономический кризис <…> август 1998 года был фактически предопределен в ноябре 1991 года тем решением Ельцина, которым Егор Гайдар назначался «экономическим царем».

3. Страсти по Византии

Владимир Можегов. Все спокойно в наших византиях, или

История одного урока // Континент. 2008. № 136.

Юрий Каграманов. Безответная Византия // Континент. 2008. № 136.

Ольга Седакова. Совсем про другое // Континент. 2008. № 136.

Полгода назад вышел фильм о. Тихона Шевкунова «Гибель империи. Византийский урок». Несколько недель подряд его обсуждали в газетах, на Интернет-сайтах и радиостанциях. И только сейчас к дискуссии подключился медлительный (выходит раз в три месяца) «Континент».

Разговор шел не столько о Византии, сколько о современной России. Взгляды Владимира Можегова, Ольги Седаковой и Юрия Каграманова не так уж отличаются друг от друга. Все они, западники и нонконформисты, не одобряют союз церкви и государства, осуждают авторитарную власть, все расценивают фильм как пропагандистский, а не просветительский.

Впрочем, даже Бобчинский и Добчинский несколько отличались друг от друга.

Владимир Можегов оценивает Византийскую империю не высоко: «неестественное, тоталитарное общество», «громоздкий, лживый и бесчеловечный мир», зато крестоносцев, в 1204 году разграбивших Константинополь, называет «честными рубаками».

Юрий Каграманов с уважением пишет о византийской «симфонии» светского и духовного:

«Одни византийцы строили красивые дома и писали стихи, изучали математику и римское право… а другие смотрели на мир сей как на «юдоль скорби» и в идеале предпочитали империи пустыню… но общество удерживало в своем лоне и тех, и других и само колебалось между теми и другими. Вот этот «симфонизм» византийской жизни каждое поколение принимало от предыдущего как дар и старалось, «не расплескав», пронести его дальше».

Ольга Седакова утверждает, что спорить, собственно, о Византии не стоит, ведь к истории Византии фильм никакого отношения не имеет.

4. Критическая масса

Евгений Ермолин. Ирина премудрая // Континент. 2008. № 136.

Это не рецензия на фундаментальный двухтомный сборник статей «Движение литературы», а творческий портрет Ирины Бенционовны Роднянской, одного из наиболее одаренных современных литературных критиков:

«Ее критика – это опыт христианского взгляда на литературу. Ее основной предмет – литература в контексте вечности, sub specie aeternitatis. Кто-то даже поставил бы здесь точку. Но я ставлю запятую…».

После запятой читайте в журнале.

Игорь Савельев. Триптих. Взгляд на литературу двадцатилетних // Урал. 2008. № 6.

Для писателя и критика Игоря Савельева литература двадцатилетних не миф, созданный предприимчивыми молодыми авторами, и не мираж, возникший перед критиками в пустыне современной литературы. Это реальность: проза уже известных Сергея Шаргунова, Натальи Ключаревой, Василины Орловой, Олега Зоберна и пока мало знакомых читателю Андрея Кузечкина и Павла Костина.

Галина Шленская. Виктор Астафьев и Иван Бунин (к постановке проблемы) // Сибирские огни. 2008. № 6.

Филологическая статья. Обоснование проблемы. С годами книги Бунина и его личность все больше занимали мысли Виктора Астафьева. Оказалось, что выстраданное им понимание судьбы России в двадцатом веке совпало с бунинским. Да и сама категоричность, саркастичность бунинских оценок «большевизма и Советов» была близка гражданскому темпераменту Астафьева, его ярости, непримиримости.

5. Медленное чтение

Лев Манзон. Полковник пишет сам // Урал. 2008. № 6.

Без вымысла. Воспоминания полковника авиации в отставке. Можно увидеть в них только картины минувшей эпохи: московская школа тридцатых годов, лагерь допризывников ОСАВИАХИМА, мехмат МГУ, академия им. Жуковского, долгая служба на Дальнем Востоке, война с Японией. Но можно найти в этих записках секрет долгой, деятельной и счастливой жизни.

Соцпроисхождение (из семьи еврея-ювелира) не сулило в те годы ничего хорошего, тем более что от родственников он не отрекался. Однако жизнелюбие и жизнестойкость автора победили. Кстати, он сохранил их и на девятом десятке жизни.

Александр Кузнецов-Тулянин. Сезон дождей. Повесть о маленьком человеке, преодолевшем страх // Континент. 2008. № 136.

Повесть из провинциальной жизни, но не бытовая, а психологическая. О природе страха.

«Его (главного героя, учителя Юрия Чуракина) окружала страна страха, которую целую тысячу учили бояться и жить с оглядкой на барина, на начальника, на хозяина».

Однако этот авторский вывод, вполне рациональный, не получает в повести развития. Кажется, писателя не интересует социальный аспект, конкретно-исторический контекст. В повести господствует вневременная стихия иррационального.

«…его толкнуло что-то из маявшейся души, будто сказало: иди…», «…кто-то надзирающий и потусторонний» соединил их.

Это ключевые, характерные определения поступков героев.

Сюжет составляет цепь тягостных, мучительных встреч и разговоров учителя Чуракина с его темным двойником кочегаром Толиком, а также с местным участковым. Читатель найдет здесь мотивы Достоевского, правда, без его философии.

Петр Ореховский. Неосторожное обращение с огнем.

Маленькая повесть // Континент. 2008. № 136.

Любовный треугольник начала двадцать первого века: Георгий, преуспевающий молодой банкир, Сергей, удачливый и циничный журналист, Ирина, красивая женщина с риэлтерской фирмой в личной собственности.

Есть интрига. Отчасти детективная: убили журналиста конкуренты, или он стал жертвой несчастного случая? Но более детективной линии интригует другое: есть ли что-то человеческое в персонажах? Одному ли финансовому расчету подчиняется их жизнь? Следишь за сюжетом, будто развертываешь конфетную обертку. Увы, под оберткой конфетки не оказалось.

Юрий Манов. Они топтали мари БАМа. Повесть // Сибирские огни. 2008. № 6.

Конец восьмидесятых. Железнодорожные войска на БАМе. Дедовщина в Советской армии. «Гусь» (солдат первого года службы), не выдержав издевательств, убил злого «фазана» (старослужащего). Преобладают диалоги. Солдатский сленг. Приложен небольшой словарик. Натурализма нет. Относительно мягкий вариант современной армейской повести.

6. Из архива

Наталья Зыкова. «Постановили с ними рассчитаться». Новые документы об алапаевской трагедии // Континент. 2008. № 136.

Важная информация об убийстве представителей дома Романовых в городе Алапаевске в июле 1918 года: великого князя Сергея Михайловича (двоюродного брата Александра III), великой княгини Елизаветы Федоровны, сыновей великого князя Константина Константиновича (известного поэта К. Р.).

Найдены материалы под общим названием «Стенограммы воспоминаний партактива Алапаевского района 1917–1918», а по сути – откровенные признания убийц. Эти признания документально подтверждают, что жертвы были сброшены в шахту живыми, а попытка освобождения князей сторонниками Романовых была инсценирована убийцами.

7. Отстой

Дмитрий Узланер. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136.

Образцово дурная статья. Напоминает фрагмент из курсовой или дипломной работы, или, в лучшем случае, материал для заурядного сборника научных трудов. Вещь для массового читателя не адаптирована, но это еще полбеды. Тема-то интересная, но автору не хватает собственных оригинальных мыслей, идей. Ссылки на Макса Вебера и Юргена Хабермаса, рассуждения о «проекте модерна», о деконструкции понятий «религия» и «общество». Вторично. Впрочем, можно рекомендовать страдающим бессонницей.

..............