Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
20 августа 2008, 20:18 • Культура

Центр Сахарова остался без директора

Центр Сахарова остался без директора
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Бурмистрова

Официальная версия ухода Самодурова - разногласия с учредителями по поводу концепции развития музея. Однако почти никто не сомневается, что реальная причина - скандальные выставки «Осторожно, религия» и «Запретное искусство-2006», за которые на Самодурова заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ («разжигание религиозной розни»).

История конфликта

Нет партии художников, потому что все настолько разные, что не зачем объединятся в партию

Изначально музей Сахарова задумывался как один из правозащитных центров. Однако под руководством Юрия Самодурова он снискал себе славу прежде всего скандальными антиклерикальными перформансами.

Так, в 2003 году в музее Сахарова была проведена выставка «Осторожно, религия», на которой в качестве объектов для художественных инсталяций использовались изображения Иисуса Христа, Девы Марии и других христианских святых. Вскоре после открытия возмущенные верующие разгромили выставку и подали на Самодурова в суд за разжигание религиозной розни (статья 282 УК РФ ). Суд признал директора музея виновным и приговорил его к штрафу в 100 тысяч рублей.

Однако в начале марта 2007 года в Музее имени Сахарова открылась еще одна скандальная выставка - «Запретное искусство-2006», собранная из работ, снятых с выставки в Третьяковской галерее в 2006 году. Ее куратором выступил Андрей Ерофеев.

На этой выставке нужно было смотреть в маленькую дырочку, проделанную в фальшстенах, чтобы разглядеть экспонаты. Таким образом, обыгрывались невидимые стены, «отгораживающие искусство от народа».

С «Запретным искусством-2006» поступили почти так же, как и с «Осторожно, религия». Организации «Народный собор», «Народная защита», «Союз православных граждан» и «Движение против нелегальной эмиграции» обратились в прокуратуру, обвинив организаторов выставки в оскорблении и провокации русского народа и разжигании религиозной распри.

В настоящее время идет судебное разбирательство против Самодурова и Ерофеева по все той же статье 282 УК РФ пункт «б» части 2, и официально обвинение звучит так: «возбуждение ненависти и вражды, а также в унижение человеческого достоинства с использованием своего служебного положения»

Развитие истории

Как и в деле о выставке 2003 года, была проведена экспертиза, где экспертом по современному искусству выступил научный сотрудник Центра изучения истории религии Н.Т. Энеева. Ее вердикт гласил, что «выставка направлена на дискредитацию традиционных культурных и духовных ценностей основного населения именно Российской Федерации».

А привлеченный к исследованию выставки специалист по психологии детей дошкольного возраста В.И. Слободчиков, пришел к выводу, что посетители после просмотра визуального искусства подверглись «сильнейшему, экстремальному воздействию на психику, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у нее картины мира», и «осмысление увиденного с угрозой потери жизненных ориентиров [...] причинило им невыносимые нравственные страдания и вызвало стресс».

На основании этих экспертиз 15 мая 2008 года таганской прокуратурой было возбуждено дело против Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева.

Совсем не финал

В конце июня из Третьяковской галерее «за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей» был уволен Андрей Ерофеев. Он заведовал отделом новейших течений. А вчера по собственному желанию из музея Сахарова уволился Юрий Самодуров.

«Всем коллегам и партнерам Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова и Фонда Сахарова сообщаю, что я закончил работать в Музее и центре имени Андрея Сахарова и Фонде Сахарова и ухожу из них по собственному желанию». Так написал Самодуров в своем заявлении.

В последующем после увольнения интервью Радио Свобода* он дал более развернутый комментарий - желание уйти возникло по нескольким причинам: и из-за разногласий с учредителями и членами попечительского совета по поводу концепции развития музея, и из-за недостаточного финансирования.

«Я сделал все, что от меня зависит, чтобы обеспечить развитие. Но мы не сошлись ни в деталях, ни в принципах» - заявил Самодуров.

Комментарий художника

Мы обратились за комментарием о происходящем к художнику Дмитрию Врубелю.

- Честно говоря, я обескуражен новостью, - сказал Дмитрий Врубель, - Потому что, то, чем занимался Самодуров на протяжении многих лет, подразумевало стоять до конца. Сдача позиций возможно только тогда, когда настолько уже подвесили за яйца и тебя, и семью, настолько нет физических сил, что говоришь: «Да, вы меня раздавили, до свиданья».

У фонда Сахарова есть правление и, скорее всего, это коллегиальное решение. Хотя никто из сахаровского центра так и не прокомментировал ситуацию, а ведь полемика по этому поводу была и есть большой.

Любое демократично общество расколото, потому что демократия подразумевает тотальный индивидуализм, когда каждый сам за себя. В абсолютной демократии - сколько людей столько и мнений. А мнения бывают антагонистичные. Я могу кого-то ненавидеть, но и меня могут ненавидеть. Так везде.

Когда возникают неразрешимые противоречия, когда антагонизм между идеями и людьми достигает такой степени, что хочется применить физическое воздействия, необходима очень четкая позиция государства. Оно для этого и существует. Один шведский дипломат еще лет двадцать тому назад сказал мне, что у них правительство существует для того, чтобы шведы не перебили друг друга. И это говорилось про сверх толерантное государство, сверх миролюбивую страну.

Любое правительство существует для того, чтобы мы не поубивали друг друга. И позиции государства в споре между одной и другой идеей не должно существовать. А когда на меня воздействует не только абонент, но и правоохранительные органы, это уже не спор идей, а четкое уничтожение одной стороной другую. И ни к чему хорошему такое не приводит. Когда государство занимает одну из сторон в личном споре между людьми, это и является базой для разного рода социальных взрывов, революции.

По поводу выставки раскол происходит и в художественном сообществе. Часть художников считает, что нельзя было делать выставку, часть считает, что надо и даже более объемно. Кто-то считает, что нужно было делать в другом месте, а не в центре Сахарова и так далее. И это замечательно, потому что это мнения, множество мнений, дискуссия. Никому из художников не придет в голову брать топор или идти в суд подавать на своих коллег, пытаться использовать государство в своих спорах.

- Напугают ли эти суды над искусством художников? Станут ли они осторожничать?
- Нет партии художников, потому что все настолько разные, что им незачем объединятся в партию. Собственно поэтому они и художники. Часть, безусловно, будет фильтровать контент и бояться выставлять на показ. Другая часть, у которой драйв от борьбы, будет лезть на рожон. Обычная художественная жизнь, эта ситуация не должна повлиять. Единственное, на что может повлиять ситуация, это на то, что может повлиять, чем больше будут запрещать, тем дороже мы будем стоить. Каждая такая акция повышает на 10% минимум капитализацию современного русского искусства.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............