Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 мая 2008, 08:58 • Культура

Куда впадает Волга?

Куда впадает Волга?
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Олег Рогов

Анну Сафронову, на плечах которой держался возрожденный литературный журнал «Волга – XXI век», отстранили от должности. Эта процедура была многоступенчатой. Сначала, после выхода 1–2-го номера за 2008 год, ее вызывали на ковер в Министерство печати и информации области и отчитывали за публикацию произведений с нецензурной лексикой.

Такое неожиданно пристальное внимание министерства к современной литературе было вызвано письмом из Ассоциации саратовских писателей, попечительский совет которой возглавляет супруга губернатора.

Здравствуй, цензура!

Какой смысл для областного руководства иметь карманный журнал, в котором будут печататься удобные, но безликие тексты?

Последней каплей стал общественный резонанс после открытого письма общественного совета журнала, в котором говорилось о недопустимости предварительной цензуры литературных материалов.

Речь шла о 3–4-м номере, который был подготовлен к печати и из которого издатели потребовали снять «непатриотичное» стихотворение и роман Валерия Володина – из-за «нежелательных ассоциаций».

Вот текст этого открытого письма:

Директору ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа»
Гришину С.Е.
Главному редактору ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа»
Костенко А.В.

Открытое письмо

В настоящее время, как вам известно, в ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа» находится подготовленный нами к печати номер 3–4 литературно-художественного журнала «Волга – ХХI век». Со всеми авторами достигнута договоренность о публикации, авторы были ознакомлены с корректурой, редактурой и версткой и дали свое одобрение. Мы считаем, что номер подготовлен на высоком профессиональном уровне и нет причин не допускать его к печати. Мы не можем согласиться с цензурными требованиями, которые являются незаконными. Необоснованная редактура, сокращения, изменение контекста номера без согласия авторов является прямым нарушением закона об авторских правах. Мы не можем согласиться, в частности, с требованием снять из номера роман Валерия Володина и другие тексты только на том основании, что эти публикации могут вызвать нежелательные ассоциации. Мы не можем согласиться с любым непрофессиональным вмешательством в работу редакции журнала и уверены в том, что номер должен быть выпущен в свет именно в таком виде, в каком он был подготовлен к печати. Бесцеремонное обращение с авторами, которых уважают и читатели, и профессиональные литературные круги, и с редакцией, которая с 2007 года вывела журнал на всероссийский уровень и включила его в контекст мировой культуры, считаем недопустимым.

Анна Сафронова,
редактор журнала «Волга – ХХI век»

Алексей Александров,
редактор журнала «Волга – ХХI век»

Сергей Боровиков,
редактор журнала «Волга – ХХI век»

Роман Арбитман,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»

Алексей Голицын,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»

Алексей Слаповский,
член Общественного совета журнала «Волга – ХХI век»

Что это за «нежелательные ассоциации», до сих пор неясно. Володин много лет печатал свои произведения в «толстых» журналах, они были благожелательно приняты критикой и выдвигались на различные премии.

Чем смутил новый роман Володина «Повесть временных лет» владельцев журнала – ума не приложу. Единственное, что приходит на ум, – совпадение фамилии писателя с фамилией известного политика, напрямую связанного с Саратовом.

Какая сложная схема в связи с этим складывается в сознании властей предержащих – бог весть.

Напомню предысторию многострадальной «Волги». С определенного времени журнал существует (или не существует) в сложном противовесе действий двух групп – саратовских писателей, группирующихся в местном отделении союза, к которому традиционно благоволит администрация, и независимых литераторов.

Когда в «Волгу» пришел главным редактором Сергей Боровиков и наступила вторая, перестроечная оттепель, журнал стал резко меняться в лучшую сторону.

Это движение к читателю было отмечено Букеровской премией, которую «Волга» получила как лучший нестоличный журнал. К сожалению, к концу 90-х у «Волги» настали тяжелые времена, связанные с прекращением финансирования издания «Открытым обществом». Поддержки от властей не поступало, и журнал прекратил существование.

Через несколько лет возникло издание под названием «Волга – XXI век», учредителями которого стали Министерство печати и информации Саратовской области и Саратовское отделение СП России.

Журнал был откровенно скучным, и через некоторое время был объявлен тендер, который выиграл издатель Сергей Гришин, пригласивший в «Волгу – XXI век» Анну Сафронову из команды боровиковской «Волги». Из людей, делавших в свое время «лучший нестоличный журнал», ей и был сформирован общественный совет издания – те, кто помогал ей в работе.

Регламент и «понятия»

Вторую сторону – писателей, группирующихся вокруг СП России и Ассоциации саратовских писателей, – такая ситуация не могла устроить. Посыпались обращения к властям и газетные статьи, из которых следовало, что журнал разрушает общественную нравственность на деньги из областного бюджета. Вот несколько цитат:

«Стихотворений без точек, без запятых в разных номерах настолько много, что у неискушенного читателя может создаться впечатление, что вот это и есть показатель качества поэзии»; «Как можно в год, объявленный президентом Годом русского языка, печатать в «Волге» стихи без знаков препинания?»; «Новое в литературе – это не бравирование Герострата»; «Анна Сафронова допустила вопиющую бестактность, унижающую человеческое достоинство известнейшего в России поэта Николая Палькина, поместив его детские стихи в последнем разделе альманаха»; «Презрев все литературные и нравственные нормы, бесы тешатся во всю силу».

Теперь, кажется, додавили. Единственное, чего удалось добиться, – номер, задержанный издателями, отправлен в типографию (и вывешен в «Журнальном зале»). Дальнейшая судьба журнала неизвестна.

Следует отметить, что журнал держался исключительно на энтузиазме делавшей его команды. Никаких нормативных документов, насколько мне известно, не было подписано, права и обязанности редакторов и учредителей не были определены. Хотелось сначала сделать хороший журнал, реально заявить о возрождении «Волги», а вот уже потом…

Да, эта задача была выполнена, а вот никакого «потом», очевидно, уже не будет. Объявлен конкурс на замещение должности главного редактора, причем фамилии людей, которые имеют право решать эти вопросы, были оглашены только в связи с создавшейся ситуацией – те же старые знакомые из местного Союза писателей.

На мой взгляд, проблема заключается в том, что пока никто внятно не объяснил губернатору, что «Волга– XXI век» в том виде, в каком она существует сейчас, – это уникальный шанс для Саратова представительствовать на федеральном уровне, невозможный до появления в редакции Анны Сафроновой. Старая «Волга – XXI век» удивительным образом напоминала «Волгу» до Боровикова – сельскохозяйственный журнал от литературы.

Похоже, «там, наверху» просто не понимают, какие тексты могут быть актуальны на общероссийском пространстве, вне сугубо регионального самоудовлетворения.

Какой смысл для областного руководства иметь карманный журнал, в котором будут печататься удобные, но безликие тексты? Тем более что такой журнал уже есть, но название его я даже не упомню. А вот выгоду – для них же, для власть имущих, – от существования издания, которое на равных входит в семью «толстых» журналов, похоже, не понимают.

Иначе не было бы такого резонанса от диких по форме и содержанию наездов на журнал.

..............