Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
3 апреля 2008, 13:55 • Культура

Самый французский шансонье

Самый французский шансонье
@ nikohk.com

Tекст: Олег Рогов

У нас почему-то нет артистов, успешно сочетающих высокий уровень творчества и столь же высокий градус скандальности. Причем скандал здесь трактуется не как самоцель или способ привлечения внимания к своей персоне – это само собой разумеется.

Речь идет об искусстве скандала такого уровня, когда его предмет бьет в болевые точки общества. Художественная среда освоила это умение, а вот эстрада – увы. Либо попса со своими разборками, либо высокий творческий полет. А ведь у некоторых получалось. И как получалось!

Найти свое имя

Вместо привычного лирического мурлыканья – циничная исповедь прожженного жизнелюба

Люсьен Гинсбург, - наш человек, его родители были еврейскими выходцами из Одессы, бежавшими оттуда после октября 1917 года. Он появился на свет в 1928 году в Париже.

Судьба сначала немного поиграла с певцом, позволив ему поэкспериментировать в сфере живописи – он закончил художественное училище, среди преподавателей которого был сам Фернан Леже.

Но живописцем ему было стать не суждено, Генсбур даже уничтожил все свои полотна, как бы закрывая эту страницу своей жизни.

Как многие творцы, он сам выбрал себе новое имя – Серж, очевидно, памятуя о происхождении (у французов это имя считается русским) и переделал фамилию на французский лад.

Какое-то время Генсбур зарабатывал деньги игрой на рояле в барах, сочинял песни для Ива Монтана и Эдит Пиаф. Его первый альбом, проникнутый творческим влиянием знаменитого французского писателя Бориса Виана, лирика-абсурдиста, появился в 1958 году и сразу стал популярным, даже завоевал академическую премию.

Обычно певцы начинают свою карьеру гораздо раньше, но в случае Генсбура это было идеальное время – он вышел к публике вполне сформировавшимся шансонье.

Тридцатилетний возраст также был вполне адекватен имиджу, в котором Генсбур предстал перед публикой – циника-эпикурейца, мужчины, который любит жизнь и знает, что ему от нее нужно.

Генсбур изменил лицо классического французского шансона. Его песни казались эпатажными, вместо привычного лирического мурлыканья – циничная исповедь прожженного жизнелюба, не гнушающегося самых запретных тем.

Вместо набора шлягеров – концептуальные альбомы, посвященные одному сюжету в его развитии, как это было принято у английских рок-музыкантов.

Вместо экстрагированной «французскости» -- безудержное эксплуатирование англицизмов, приспособленных к французской грамматике, до такой степени, что критики говорили о создании своего рода нового языка.

Вместо привычного рояля или аккордеона, мелодизма, ассоциирующегося с шансоном – использование самых разных музыкальных направлений: джаз, поп-музыка, обращение к классической музыке, рок, регги, в последние годы – фанк и рэп.

Коммерческое искусство? Да, если это искусство!

Жанр, который обновляется, всегда вызывает противоположную реакцию – от отторжения у консервативной публике, до обожания. Таким же было отношение и к самому певцу, который не уставал шокировать публику. Кажется, он не прилагал для этого особых усилий. Поставив знак равенства между творчеством и жизнью, сделав ее элементом искусства, Генсбур просто был самим собой.

Что запомнилось, кроме, собственно творчества? Неизменная сигарета в зубах, эпатажные выступления на телевидении пьяным и небритым, сжигание крупной купюры на телешоу в знак протеста против высоких налогов, «Марсельеза», исполненная в стиле регги, предельная откровенность в общении с прессой, какая-то абсолютная открытость. Ну и, разумеется, личная жизнь.

Постоянные романы со знаменитостями (Бриджит Бардо, Катрин Денев и многие другие) брак с кинозвездой Джейн Биркин – встретились на съемочной площадке.

Генсбура пристрастила к кино Бардо, и он отдался этому искусству столь же страстно, как и всему, что увлекало его в этой жизни. Он снимался в десятках низкопробных картин в роли злодеев, благо внешность давала к этому основания, сам снимал замечательные – и столь же скандальные фильмы.

Например, «Шарлота навсегда» - о столь близких отношениях запойного сценариста и его дочери подростка, что им не нужен даже инцест. В фильме действительно снялась его дочь Шарлота, что усугубило его скандальность, хотя картина, в общем-то, вполне невинна, несмотря на полный расколбас, который длится все экранное время.

Снимал Генсбур и рекламные ролики в огромном количестве, выступая и как режиссер, и как композитор. Он не чурался коммерческого искусства – как в музыке, так и в этом роде кинематографа, признавая за ним право на существование не только в качестве источника финансов.

Он прекрасно отдавал себе отчет о количестве аудитории, которая потребляет такую продукцию и относился к этому роду деятельности крайне серьезно, пытаясь создавать прекрасное в жестких рамках рекламы. Ведь чем жестче были эти рамки, тем ярче проявляется индивидуальность художника, который работает в строго заданном «каноне».

Генсубр умер 2 марта 1991 года от сердечного приступа в возрасте 63 лет. Жан-Люк Годар сказал о нем: «Он знал, как войти в историю и как остаться в Вечности».

..............