Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
28 апреля 2008, 09:24 • Культура

Первомай для гурманов

Первомай для гурманов
@ easterfestival.ru

Tекст: Илья Овчинников

Начало мая, как и января, знаменуется в нашей жизни затишьем, когда люди разъезжаются в отпуска, а телефонные номера замолкают до середины месяца. Однако если в начале января замирает также и концертная жизнь, то теперь она, напротив, оживляется. Трудно поверить, но в течение нескольких дней в Москве выступают Валерий Гергиев, Гидон Кремер, Анна Нетребко, Вадим Репин, оркестр Берлинской филармонии с Саймоном Рэттлом за пультом и многие другие знаменитые музыканты.

Об их концертах - в нашем хит-параде, где мы представляем самые важные события ближайших дней.

1. Памяти Римского-Корсакова, Малера и Ростроповича

В цикле малеровских симфоний цикле Седьмая наиболее недооценена; принято считать ее неудобной для исполнения и восприятия

Седьмой Московский Пасхальный фестиваль открывается в Большом зале консерватории 27 апреля и продолжается до 9 мая. Форум, за семь лет существования превратившийся из столичного в общероссийский, впервые не гонится за рекордами.

Если в прошлые годы его география становилась все шире, а число концертов и спектаклей ежегодно росло, то масштабы нынешнего фестиваля сравнительно скромны. Зато за пару недель наберется с десяток событий, которые наверняка останутся в памяти навсегда.

На первый взгляд, программа фестиваля выглядит несколько сумбурно - чего стоит концерт-закрытие в Доме музыки, где наряду с хитами Глинки и Римского-Корсакова обещаны сочинения Шопена и нашего современника Бориса Тищенко!

В то же время, Валерию Гергиеву нельзя отказать ни в щедрости, ни в умении держать слово. Год назад маэстро говорил о необходимости отдать дань уважения нашим живым классикам - и теперь предлагает публике фрагменты балета Тищенко "Ярославна" и ранние сочинения Родиона Щедрина, которые прозвучат на открытии фестиваля наряду с музыкой Римского-Корсакова.

Творчество композитора - один из лейтмотивов форума: летом исполняется сто лет со дня его смерти. Кульминацией приношения Римскому-Корсакову станет исполнение оперы "Псковитянка" 7 мая на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Днем позже там сыграют также "Хованщину" Мусоргского.

Еще один лейтмотив фестиваля - музыка Густава Малера: в прошлом году Валерий Гергиев представил на фестивале "Звезды белых ночей" все малеровские симфонии, теперь три из них прозвучат в Москве.

Девятую можно услышать 3 мая; в этот же вечер восходящая звезда Мари-Элизабет Хекер сыграет виолончельный концерт Дворжака в память о Мстиславе Ростроповиче. В отличие от Девятой симфонии Малера, которая исполняется у нас сравнительно часто, Седьмую не играли здесь много лет, и пропустить ее нельзя.

Во всем малеровском цикле Седьмая наиболее недооценена; принято считать ее неудобной для исполнения и восприятия. Между тем, Седьмая - настоящий праздник музыки: убедиться в этом можно 28 апреля в БЗК.

О Восьмой симфонии Малера, известной также как "Симфония тысячи участников", ходят легенды. Она требует огромного оркестра, нескольких хоров, команды из восьми солистов, и мало кому из дирижеров подобный проект под силу; 8 мая Гергиев представит Восьмую в рамках дневного благотворительного концерта.

Среди репертуарных неожиданностей - "Мистерия момента" современного французского композитора Анри Дютийе, но это скорее для гурманов. Как и баховская программа бельгийского коллектива "Collegium Vocale Gent" со знаменитым дирижером-аутентистом Филиппом Херрвегом за пультом.

А меломанам, которых не смущает формат "нарезки", адресован гала-концерт 2 мая в БЗК, где фрагменты популярных классических произведений представят Анна Нетребко, Владимир Галузин, Ольга Бородина, Вадим Репин и Юрий Башмет.

2. Помолодевшие питомцы Караяна

В прошлом году, представляя московской публике легендарных "венских филармоников", ведущий концерта Святослав Бэлза сказал, что европейские оркестры будто бы делятся на две части: Венский филармонический - и все остальные.

Интересно, как бы выкрутился мастер художественного слова на этот раз, когда в Москву приезжает не менее исключительный коллектив - оркестр Берлинской филармонии. Наиболее значительные моменты в его истории связаны с именами Вильгельма Фуртвенглера, Клаудио Аббадо и, конечно, Герберта фон Караяна, руководившего "берлинскими филармониками" в течение более чем сорока лет.

Сейчас легендарный коллектив возглавляет англичанин Саймон Рэттл, известный широтой своих репертуарных взглядов; в свое время он превратил провинциальный симфонический оркестр Бирмингема в ансамбль европейского класса.

При новом руководителе Берлинский филармонический словно помолодел. При таком же феноменальном качестве звучания, как и у "венских филармоников", их берлинские коллеги более гибки и готовы к экспериментам - будь то в области аутентичного исполнительства, освоения ультрасовременного репертуара или нового, свежего взгляда на классические, не один десяток раз игранные шедевры.

Московское выступление "берлинских филармоников" состоится 1 мая в 13.00 в БЗК; масштаб события без преувеличения можно назвать континентальным. Всеевропейскую прямую трансляцию концерта будет вести авторитетный телеканал Euro Art, ежегодно проводящий "Европа-концерт" в одном из лучших мировых залов.

В программе - Седьмая симфония Бетховена, Первый скрипичный концерт Бруха (солист Вадим Репин) и Симфония в трех частях Стравинского. Для тех, кому не достанется билета, щедрые гости из Берлина исполняют программу еще раз - в рамках открытой репетиции 30 апреля.

3. Большое танго инородного артиста

"Чем успешнее карьера солиста, тем уже круг исполняемых им сочинений: крупные исполнители, как правило, нечасто меняют репертуар. Играть только то, что хочется, сейчас мало кому позволено", - утверждает знаменитый виолончелист и дирижер Александр Рудин. Если это правило и справедливо, то есть и исключения из него; один из примеров - скрипач Гидон Кремер, чьи программы никогда не бывают стандартными.

В книге воспоминаний "Инородный артист" Кремер подробно рассказывает о том, как трудно музыканту завоевать право на то, чтобы играть "только то, что хочется". И все же это возможно, в чем можно убедиться вечером 1 мая в БЗК.

На сцену вместе с Кремером выйдут Джеральдас Бидва (скрипка), Гиедре Дирванаускайте (виолончель), Андрюс Жлабис (фортепиано) и Андрей Пушкарёв (вибрафон). Особо следует отметить великолепного альтиста Максима Рысанова, недавно сыгравшего в Москве блестящую сольную программу, и знаменитого музыканта Мишеля Порталя, который сыграет на бандонеоне в сочинениях Астора Пьяццоллы.

Пьяццолле будет отдана вторая часть программы, которую завершит его знаменитое "Большое танго". Откроется же вечер юношеским Фортепианным квартетом Густава Малера - единственным сочинением композитора для камерного ансамбля.

Сохранилась лишь первая часть Квартета и несколько тактов Второй, на основе которых свою версию части написал Альфред Шнитке - именно эти две части и прозвучат в начале концерта.

Продолжит программу не менее изысканный номер - знаменитая симфония Сезара Франка в переложении для скрипки и фортепиано. Не всегда легко заставить себя пойти на концерт в выходные, и тем не менее все названные концерты этого стоят.

..............