19 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:20  |  vz.ru
Разделы

«Красный май» как начало глобального мира

Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
В том знаменитом мае 1968 года на планете творилось невообразимое. Кажется, весь мир сошёл с ума, причём по всем поводам сразу. В этом состоянии он, собственно, до сих пор и находится. Подробности...

Почему возвращение России в ПАСЕ важно

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Европейцы начали процедуру возвращения России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ). Если процедура будет завершена, то само возвращение станет важнейшей российской дипломатической победой за все последние годы. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

Домик с кабанчиком как национальная идея

Сергей Мардан, публицист
За последние сто лет многочисленные мечтатели едва не аннигилировали русский народ полностью. Сначала они его руками и жизнями строили новый мир, потом насаждали свободный рынок и брали Грозный силами одного парашютно-десантного полка. Подробности...
Обсуждение: 166 комментариев

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

    В Нью-Йорке прошел бал Met Gala

    В Нью-Йорке прошло одно из главных светских мероприятий – Met Gala, ежегодный бал Института костюма. На нем звезды обычно появляются в очень откровенных нарядах. В этот раз бал открыла певица Леди Гага. Причем она сразу же сбросила платье, оставшись в одном белье
    Подробности...
    Обсуждение: 7 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:На Украину вернулся скрывавшийся пять лет советник Януковича

        Главная тема


        Российские гопники проникли в подсознание Запада

        Белоруссия и Грузия


        Лазарев заявил о предвзятом голосовании за Россию на «Евровидении»

        «этот кошмар закончится»


        Нил Ушаков призвал готовиться к снятию с России санкций ЕС

        «предприятия просто стоят»


        Озвучены потери Украины от сокращения торговли с Россией

        Видео

        политический кризис


        Женщина на скандальном видео с вице-канцлером Австрии оказалась не россиянкой

        викторина


        Государственный гимн или победитель «Евровидения»?

        «дорого продать»


        Посольство России предупредило британские СМИ о последствиях их публикаций

        авиационная управляемая


        В России создают новую ракету «Монолит»

        манипуляция фактами


        Посольство России раскритиковало статью британских СМИ про Крымский мост

        Урок Екатеринбурга


        Ирина Алкснис: Иммунитет против «хорового сноса заборов»

        Битва за Украину


        Глеб Простаков: Как Трамп и Коломойский Зеленского не поделили

        Ответ Познеру


        Андрей Бабицкий: «Народ-богоносец» и «Сияющий град на холме»

        на ваш взгляд


        Финляндия приглашает к себе высококвалифицированных российских рабочих. А вы бы хотели работать за границей?

        Павел Басинский: «Коллеги! Не судите строго…»

        Известный критик Павел Басинский выпускает в издательстве «Вагриус» художественное исследование «Русский роман»

        19 марта 2008, 09:28

        Текст: Полина Ханбигян

        Версия для печати

        Павел Басинский в первую очередь известен как литературный критик и пристрастный литературный обозреватель. Событием стала книга Басинского о Максиме Горьком. Менее известно оригинальное прозаическое творчество Басинского. Возможно, ситуация эта изменится после выхода новой книжки , в которой, решая не только исследовательские, но и художественные задачи, Павел Басинский решил отдать должное главному жанру отечественной словесности.

        Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Полина Ханбигян встретилась с Павлом Басинским накануне презентации «Русского романа», вышедшего в издательстве «Вагриус».

        – Почему ты написал «Русский роман»?
        – Около 10 лет назад мне пришла идея написать книгу о русском романе. Я ужасно люблю этот жанр – и роман вообще, и русский роман в особенности…

        – И в чем же его специфика?
        – Русский роман – ответвление от европейского романа, это несомненно. Это вообще не русский жанр, в отличие, скажем, от повести или классического рассказа. Тем не менее именно в романистике русская литература заняла лидирующие позиции в мире. В любой стране, хоть в Европе, хоть в США, хоть в Индии, хоть в Китае, назовите имена Толстого и Достоевского… Это как пароль.

        В то же время для меня очевидно, что русский роман хотя и пришел к нам из Европы, но обрел совершенно иной вид. Это как с ницшеанством или марксизмом. Только в отличие от философии и политики русский роман не принес нам вреда, а, наоборот, вознес на вершины мировой литературы.

        – Мне уже встречались книги с таким названием…
        – Во Франции еще в XIX веке вышла книга Мельхиора де Вогюе «Le Roman Russe». Книжка – так себе. Но все же там писалось, что русский роман отличается от европейского повышенной метафизичностью (что правда), большим психологизмом (что сомнительно) и т.д.

        И мне захотелось написать книгу о русском романе в целом. Не «Русский роман начала XIX века» или «Проблемы романистики Тургенева», а именно в целом освоить жанр. Идея была нахальной, даже невозможной, но только невозможные идеи интересно воплощать.

        Несколько лет я собирал материал. В отрыве от газетной работы, разумеется. Честно сидел в Ленинке, делал конспекты, читал теоретиков романа от Дьёрдя Лукача до Вадима Кожинова.

        Разумеется, перепахал Михаила Бахтина, гениального теоретика романа. Насколько было возможно, перечитал русскую романистику, восполнял пробелы и т.д. Наконец, сел и набрал на компьютере: «Павел Басинский. Русский роман».

        И сразу понял, что никакой филологической книжки не напишу. Писать в академическом ключе? Это не мой язык, хотя я трепетно уважаю академических филологов. Писать в эссеистском, писательском ключе? Это должны были сделать или Набоков, или Андрей Битов. А с какого перепуга писательскую книгу о романе пишет критик и журналист?

        В общем, у меня наступило тяжкое время. Я понял, что замысел не состоится. И тогда я сказал себе весело: «Если ты такой умный, если так много знаешь о русском романе, ну и напиши этот самый русский роман».

        – Как ты вышел из затруднения?
        – Решил написать некий универсальный русский роман. Объединить все жанры. Поиграть, но поиграть всерьез.

        Вот и вышло то, что вышло. Я не утверждаю, что написал хороший роман. Но я стопроцентно утверждаю, что написал: а) роман и б) русский роман.

        Между тем главный просчет современной русской романистики в том, что она, как правило, совершенно не чувствует жанра. За что давали Букера? За что угодно, но не за роман. За большие – хорошие или плохие – тексты, но не за роман, как его понимали истинные романисты от Стивенсона до Достоевского.

        Мне было интересно это делать. Я проверял свои теоретические выводы на практике. Я был исследователем слона, который стал сам слоном. Может, и плохоньким, но слоном.

        И конечно, в какой-то момент мой роман вышел из-под моего контроля. Кстати, теперь я убежден, что романист должен быть немножечко графоманом, то есть текст должен вести его помимо его воли.

        Потом уже можно сокращать, совершенствовать и прочее. В один присест, без приступов неконтролируемого «безумия» роман не напишешь. Как не напишешь его, не зная хотя бы главных законов романистики.

        Потом я смиренно понес свой опус в «Вагриус», главным образом потому, что издательство находится в том же здании, что и «Российская газета», где я сейчас работаю. «Роман» с «Вагриусом» состоялся, и я чрезвычайно благодарен за это издательству. Сегодня это одно из редких издательств, которое работает с авторами «штучно», а не «серийно». И там все еще жива старая школа редактуры.

        Конечно, я понимаю, что подставился. Критик, который сам написал роман, похож на голого монаха. До этого всех поучал, каким надо быть человеку, а как разделся – смотреть стыдно! Критик, который сам вышел на литературное поле брани, обречен на избиение.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............