Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
17 марта 2008, 14:57 • Культура

Со стороны виднее

Со стороны виднее
@ lazydork.com

Tекст: Олег Рогов

Фильмы этой недели предлагают нам различные варианты вечной как мир ситуации – когда человек находится в привычной среде, он становится закостеневшим и консервативным. Столкновение с неожиданным препятствием заставляет его взглянуть на себя в другой системе координат и заново оценить свои достоинства и недостатки.

Обзор фильмов недели, посвященных этой проблеме, в традиционной рубрике «ВЗГЛЯДа».

Король-рыбак (21 марта, пятница, Первый канал, 03.10) 10/10

Бомж-историк и безработный медиа-деятель ищут в современном Нью-Йорке ни много, нимало Святой Грааль

Фильм Терри Гиллиама, снятый в 1991 году. Знаменитый режиссер («Бандиты времени», «Бразилия», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Двенадцать обезьян») всегда тяготел к сказочному или фантастическому антуражу, иногда в качестве доминанты, иногда как второстепенной детали, как в фильме «Король-рыбак».

Бомж-историк, живущий в нескольких мирах одновременно, встречает модного медиа-деятеля, потерявшего работу, вес в обществе и собственное «я». Эта парочка ищет в современном Нью-Йорке ни много, ни мало – Святой Грааль.

Вот это преображение современности и наполнение ее мифологическими атрибутами и составляет главное содержание фильма, доказывая многослойность нашего бытия. В главной роли Робин Уильямс, а в одном из эпизодов мелькнет Том Уэйтс.

Африканская королева (21 марта, пятница, Культура, 20.35) 9/10

Фильм классика американского кино Джона Хьюстона («Мальтийский сокол», «Кей Ларго», «Сокровища Сьерра-Мадре», «Асфальтовые джунгли»), снятый в 1951 году.

Хьюстон выбирает традиционный для многих произведений ход – столкновение противоположных характеров, объединенных одной целью. Он – явный мизантроп, капитан катера (Хэмфри Богарт), она – одержимая моноидеей миссионерка, совершают путешествие на катере по рекам Восточной Африки во время первой мировой войны.

Но противоположности притягиваются и комедия переходит в героическую мелодраму, что для этого фильма вполне органично.

Изгнание (21 марта, пятница, Первый канал, 23.20) 9/10

Фильм Андрея Звягинцева, снятый в 2007 году. После ошеломительного успеха на Венецианском фестивале его первого фильма «Возвращение», новый фильм Звягинцева ждали с осторожной надеждой – редкий режиссер способен снимать только шедевры.

«Изгнание» не повторило триумфа «Возвращения» на мировых кинофорумах, хотя этот фильм подтверждает репутацию Звягинцева как очень серьезного режиссера.

«Изгнание» – фильм абсолютно европейский, начиная от качества операторской работы и заканчивая интернациональными именами героев, а действие происходит в некоем условном, невероятной красоты пейзаже, которым может быть и Скандинавия, и Прибалтика, в фильме слышны отголоски Тарковского, Брессона и Бергмана.

И, как это бывает в хорошем европейском кино, бытовая история перерастает в мрачную притчу о грехе и воздаянии.

Клерки-2 (17 марта, понедельник, Первый канал, 03.05) 7/10

Новая лента Кевина Смита, снятая в 2006 году. Можно уже говорить о своеобразном эпосе, представленном в связанных друг с другом лентах и стартовавшем в 1994 году: «Клерки», «Тусовщики из супермаркета», «В поисках Эмми», «Догма», «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар».

Эпоса, причудливо сочетающего истории о маргиналах, вызывающе неполиткорректные комедии, смешные мелодрамы и скандальные эзотерические притчи.

Кочующие из фильма в фильм герои появляются и в новой ленте – работают в ресторанчике, толкают наркоту, пытаются устраивать личную жизнь… Кевин Смит не стал изобретать новые формы и снял еще один вариант «Клерков», что видно из названия.

Фильм столь же смешон и свеж, как и ранние ленты Смита, но нельзя не отметить, что «Клерки-2» цепляют зрителя прежде всего эффектом узнавания и его ожидания не обманываются. Сколько раз еще сработает этот прием – бог весть, но «Клерков-12» снимать вряд ли стоит.

Холодная гора (22 марта, суббота, Первый канал, 23.40) 7/10

Фильм Энтони Мингеллы («Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли»), снятый в 2003 году. Это экранизация романа Чарлза Фрэйзера, недавно изданного у нас «Амфорой».

Эпос предполагает солидный бюджет, и во время съемок «Холодная гора» была самым дорогостоящим проектом студии «Мирамакс». Тема беспроигрышная для американского кинозрителя – гражданская война в США.

Солдат-южанин, осознавший экзистенциальную бессмыслицу этой бойни, решает встать над схваткой и дезертировать. Долгая дорога к дому – почти возвращение Одиссея, с опасностями и соблазнами, которые приходится преодолевать главному герою.

В ролях целое созвездие: Джуд Лоу, Николь Кидман, Рене Зеллвегер, Натали Портман, Дональд Сазерленд.

Знаменитые братья Бейкер (20 марта, четверг, Россия, 00.15) 6/10

Фильм Стивена Кловеса, снятый в 1990 году.

История музыкального дуэта, который, чтобы удержаться на плаву, приглашает вокалистку.

Ее играет Мишель Пфайфер, которой пришлось в этой ленте продемонстрировать свои вокальные данные, вполне успешно – сцена исполнения песни, лежа на рояле, вошла в рейтинг самых популярных музыкальных сцен Голливуда.

Как водится, новый участник музыкального коллектива провоцирует массу недоразумений и сложных ситуаций, но помогает братья Бейкер взглянуть со стороны на себя и свое творчество.

Милый, стильный и очень добрый музыкальный фильм.

..............