Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
12 комментариевТропой мамонта
Пионерам всегда трудно. Когда Питер Джексон снимал «Властелина Колец», это был серьезный риск, ибо фэнтези было давно не в чести. Теперь жанр стал одним из самых востребованных. Но уж если ты идешь по проторенной дорожке, не иди след в след, иначе ничего, кроме отнюдь не лестных сравнений с оригиналом, не получишь.
Роланд Эммерих, затеяв проект «10 000 лет до нашей эры», буквально дословно повторяющий идеей и сюжетом «Апокалипсис» Мела Гибсона, судя по всему, об этом не думал. О чем он думал – вообще непонятно. Неужели он полагал, что компьютерных мамонтов и саблезубых тигров будет достаточно, чтобы все зашлись от восторга, наблюдая за похождениями наших доисторических предков с фарфоровыми зубами? Едва ли человек с таким опытом может быть настолько наивен. Или может?
«10000 лет до нашей эры»
Пока Джон Ву тихо загнивает в Голливуде, место лучшего гонконгского постановщика боевиков занял его тезка Джонни То
Фильмы, подобные творению Эммериха, заставляют думать, что технологии – это зло. Ибо многие постановщики как дети заигрываются ими, делая спецэффекты не просто самоценными, а тем единственным, что есть в их картинах. «10 000 лет до нашей эры» настолько глуп, неряшлив в исторических реалиях и шаблонен, что ругать его – как бить лежачего.
Что же до Эммериха, то после этого фильма его впору записывать в блаженные. Только блаженный может снимать кино, словно до него не было ни тысячелетий истории драмы, ни века истории кинематографа, ни системы Станиславского, ни… В общем, ничего не было. Словно его фильм не только о временах пещерных людей, но и снят тогда же.
Пересказывать сюжет даже как-то неудобно, потому что он высветит беззастенчивое воровство у Гибсона. Вроде главной номинации «Серебряной калоши», в которой прокручивают куски из песен в связке с первоисточниками.
Судите сами.
Где-то в горах живет племя, охотящееся на мамонтов. Но однажды на племя совершают набег невесть откуда взявшиеся воины и уводят всех в рабство. Уцелел лишь сын вождя Д’Лех, отправляющийся вслед за ними, чтобы вызволить свою девушку, голубоглазку Эволет.
Как видно, разница лишь в том, что у Гибсона племя жило в лесу и охотилось на тапиров, а герой, наоборот, должен был бежать из плена, чтобы спасти жену и ребенка, прячущихся в затапливаемом дождем колодце.
На лицо плагиат и идейный, и сюжетный. Но во всем остальном картины разделяет пропасть. Насколько хороша работа Гибсона, настолько бездарно творение Эммериха. Причем стратегических, концептуальных и каких угодно еще ошибок в «10 000 лет до нашей эры» столько, что перечислять их – значит вбивать гвозди в крышку гроба режиссера.
Остановиться стоит лишь на одной – на общей пафосности подачи, на которую в первую очередь работает закадровый комментарий рассказчика, озвученный в оригинале Омаром Шарифом. Слушать, как серьезно и величественно преподносится невыносимая ересь, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Грусть вызывает то, что фильм стал еще одной конфетой со вкусом козявки из носа, которая, помнится, как-то досталась Рону Уизли. Конфеты, казавшейся такой притягательной благодаря красивой обертке, а на деле оказавшейся совершенно несъедобной.
Масштаб обмана прекрасно иллюстрируют результаты первого уикенда в США, где «10 000 лет до нашей эры» собрали 36 млн долларов. Нет сомнений, что и в России сборы будут внушительными. Но и отклики, уверен, будут столь же разгромными, как и за океаном.
«Хортон»
Обладатель огромных ушей и не менее большого сердца, слон Хортон услышал однажды призыв о помощи |
Хортон взял пылинку под свою опеку, переместив ее на цветок клевера, но для всех вокруг он был сбрендившим слоном, который разговаривает сам с собой. И они не намерены терпеть его выходки – чтобы образумить Хортона, животные решили сварить клевер со всеми его обитателями, в которых они не верят.
«Хортон», созданный студиями, на счету которых оба «Ледниковых периода», имеет в своей основе сказку доктора Сьюза, самого популярного в США детского писателя. У нас его знают лишь по весьма сомнительным экранизациям «Гринч – похититель Рождества» и «Кот», хотя в 1992 году Алексей Караев снял короткометражную мультипликационную адаптацию «Хортона» под названием «Я вас слышу».
- Питер-УКВ
- Жизнь – дерьмо!
- Первый парень на деревне
- Двое дерутся – третий не мешай!
- Черное и белое
- Баллада о ненависти
Сьюз написал свою книжку после трагедии Хиросимы, и ее главной идеей было то, что каждый народ ценен, как бы мал он ни был. И надо сказать, эта простая мысль не потеряла своей актуальности и поныне и звучит весьма остро в свете ситуации вокруг Косова, Абхазии и других мало кем признанных республик.
Но не стоит думать, что мультик донельзя политизирован и детям на нем будет скучно. Тем он и хорош, что все идеи поданы в нем положены вторым слоем, а на первом – юмор, который будет понятен даже самым маленьким. Именно поэтому главных героев в оригинале у нас озвучивали Джим Керри и Стив Кэррел, а у нас – резиденты «Камеди Клаба» Тимур Батрутдинов и Александр Ревва.
Плюс это или минус, каждый решает для себя, но одно можно сказать наверняка: здесь нет пошлых шуточек, на которых специализируются Тимур и Александр, и детей на «Хортона» можно вести смело.
«Отверженные»
Сцены перестрелок тут восхитительны, и ни одно сравнение не будет для них слишком завышенной оценкой |
Но они там не одни. На выручку Во пришел Тай, когда-то бывший подельником Во в том покушении. Он прихватил с собой друга, и так уж вышло, что все пятеро крепко дружили в детстве. Именно поэтому, постреляв, они сели за один стол, чтобы перевести дух, перекусить и пообщаться. Хотя дружеские посиделки – не ко времени: навестить своего неудачливого убийцу явился и сам Фэй.
Пока Джон Ву тихо загнивает в Голливуде, место лучшего гонконгского постановщика боевиков занял его тезка Джонни То. В России его уже хорошо знают – один за другим у нас вышли его «Горячие новости», «Выборы» и «Выборы 2». И даже тем, кто не занимался вопросом специально, впору было заметить, что режиссер остается верным однажды выбранной теме: все его фильмы – о гонконгских гангстерах.
Но «Отверженные» немного отошли от привычного расклада. Поменялась диспозиция. Джонни То посвятил свой новый фильм событиям в Макао, причем, по его собственным словам, изначально вообще была мысль снимать на Кубе, но не хватило денег. Между тем это мало что меняет. Тема дружбы и воровской чести по-прежнему занимает в его работе центральное место.
И, конечно, нельзя не сказать, что в фильмах гонконгского режиссера важно не только что, но и как. Сцены перестрелок тут восхитительны, и ни одно сравнение не будет для них слишком завышенной оценкой. Ну и, конечно, финал в «Отверженных» снят в традиции, уходящей корнями в классику вестерна, что делает бессмысленным извечный спор Востока и Запада.
«10 000 лет до нашей эры» (10,000 B.C.)
Звезды – Камилла Белль, Омар Шариф
Жанр – приключенческий
Про что – про доисторического охотника на мамонтов, отправившегося на спасение своей возлюбленной, которую угнали в рабство.
«Хортон» (Horton Hears a Who!)
Жанр – анимационный
Про что – про слона, который, единственный во всех джунглях, мог слышать голоса маленького народца, обитавшего в пушинке на цветке клевера.
«Отверженные» (Fong juk)
Жанр – боевик
Про что – про пятерых друзей детства, оказавшихся по разные стороны баррикад в гангстерских разборках Макао.