Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
15 марта 2008, 11:45 • Культура

Близорукое зрение

Близорукое зрение
@ sxc.hu

Tекст: Василий Печко

Что бы ни случилось в стране, люди всегда будут покупать книги про еду. Человек так устроен, что ему почему-то до сих пор надо что-то съедать несколько раз в день. Светлое будущее, когда мы будем питаться солнечной энергией или сплошь химическими продуктами (тогда, кстати, отпадет проблема вегетарианства), близки, но пока что большинство едоков остается в традиционном кулинарном пространстве.

Немалую роль в теории и практике еды (очень не хочется говорить «питания», так и просится «элементы питания», то есть батарейки) играют кулинарные книги, которых сейчас издается великое множество.

Сделайте это красиво

Очень не хочется говорить «питание», так и просится «элементы питания», то есть батарейки

В советское время была одна Главная кулинарная книга, называлась она «Книга о вкусной и здоровой пище» и регулярно переиздавалась с 1952 года миллионными тиражами.

Вся остальная кулинарная литература меркла перед этим фолиантом. Мне приходилось видеть несколько переизданий и наблюдать, как менялось содержание книги.

Менялось настолько, что к переизданию в конце 80-х «Книга о вкусной и здоровой пище» отличалась от первого издания так радикально, что можно было говорить о двух разных книгах, которые почему-то имеют одинаковое название.

Понятно, что исчезли упоминания Сталина и его коллег по партии тех времен. Гораздо интереснее были сами рецепты.

Довольно много заковыристых блюд изобильных лет просто пропали, дабы не смущать читателя. Вернее, читателем этих рецептов, например «осетрины на вертеле», он бы и остался, так как приготовить по ним блюда было невозможно из-за отсутствия большинства ингредиентов.

Действительность вторгалась и в сохранившиеся в тексте книги рецепты. «Возьмите 500 г мяса первого сорта», – предлагалось нам в первом издании. «Возьмите 500 г мяса», – забыв об изысках, устало предлагало нам последнее издание.

Кулинарный ренессанс 90-х принес вал кулинарной печатной продукции, пользовавшейся повышенным спросом. Но недолго.

Сначала покупатель сметал всё подряд, вскоре же стал разборчив и капризен.

Рынок немедленно откликнулся на изменившуюся конъюнктуру и определил кулинарную продукцию в две ниши – подарочную и обиходную. Первая, само собой, увеличенного формата, с цветными фотоиллюстрациями и по возможности на хорошей бумаге. Вторая – рецепты сплошным текстом, без картинок, на газетной бумаге. Каждому свое.

Впрочем, вскоре подарочная ниша перестала отвечать своему прямому назначению – книги такого рода обычно дарились гостям, чтобы те рассматривали картинки.

Книги этого направления перестали быть просто иллюстрированным изданием и стали претендовать на практическую ценность, вытесняя таким образом «обиходную» кулинарную литературу из ее рыночной ниши.

Главным элементом иллюстрированных изданий стало наличие «шагов» – фиксация на фото отдельных процессов приготовления блюда.

Этим приемом убивалось сразу два зайца: во-первых, наглядность, во-вторых, практичность. «Пошаговость» пришла в наши книги, разумеется, из западных изданий, где иллюстративный ряд давно имел традицию к такой дробной подаче, что регулярно вызывало у определенной части нашей публики злословие по поводу «тупых иностранцев».

Гендерный фактор

Ксенофобское ворчание быстро сошло на нет, так как обнаружилось, что пошаговый путь подачи иллюстраций идеально подходит для особой группы потребителей книг по кулинарии – мужчин.

Рынок мгновенно отреагировал изданиями типа «Мужчина на кухне» и им подобных. За основу был взят стереотип четкости и следования плану приготовления блюда, что должно было соответствовать мужской психологии.

Второй стереотип «лучший повар – мужчина» (вариант «мясо может хорошо приготовить только мужчина») никто никогда не отменял, но, поскольку удельный вес мужской кулинарной практики невелик, то «пошаговые» книги пришлись как нельзя кстати.

Иллюстративный ряд подарочных изданий претерпел между тем значительные изменения.

Сколь бы много внимания ни уделялось пошаговости, главной картинкой, конечно, оставалось готовое блюдо. Сначала мода требовала украсить его многочисленными аксессуарами.

В ход шли фигурные бутылочки, кружевные девайсы, рассыпанные по скатерти ягоды, какие-нибудь национальные штуковины. Всё это набивалось в кадр очень плотно, и со временем издатели сообразили, что блюдо теряется среди ополовиненных фужеров, резных пробок, соломенных кукол, гжели и хохломы.

Маятник качнулся в другую сторону, украшения были сведены к минимуму, готовое блюдо резко выступало на первый план. Кто-то догадался производить съемку так, чтобы на фото были по возможности отчетливо видны все ингредиенты, и издатели немедленно стали соревноваться в отчетливости деталей в изображении.

Эта тенденция сохраняется и по сей день, но приобретает в последнее время какие-то декадентские черты.

Теперь принято оставлять на страницах много пустого места, делать их «воздушными». Фото с «шагами» приготовления не имеют одинакового размера и разбросаны где попало.

Главное блюдо подвергается чуть ли не макросъемке – фон, как правило, размыт, фокус кадра – какая-нибудь поблескивающая точка, выбранная в лежащей на тарелке пищевой массе.

Причем саму тарелку подчас и не видно – края ушли за обрез, есть только вплотную приближенная еда, фото эксплуатирует эффект близорукости зрения. Дальше в этом направлении двигаться уже некуда, и, очевидно, по закону маятника следует снова ожидать нагромождения аксессуаров.

Второе направление, по которому двигается современная кулинарная полиграфия, – книги типа «Едим с имяреком». Кроме известных поваров и рестораторов, здесь отметились телеведущие, авторы детективов и даже поэтессы.

Жанр этот, с одной стороны, удачен в смысле продаж, с другой – смотрится подчас диковато. Видеть стихи вперемешку с блюдами и семейными фотографиями – радость на любителя.

Третья тенденция – общая для всех книгоиздателей. Стоит появиться удачному бестселлеру вроде «Мангал, шашлык, барбекю», как все издательства тут же начинают клонировать эту книгу, рассчитывая на столь же успешные продажи.

Очень скоро рынок насыщается множеством однотипных изданий, которые потом оказываются в лавках, торгующих уцененными книгами. Впрочем, это общая тенденция книжного рынка научно-популярной литературы.

Остается лишь удивляться разнообразию подачи материала при довольно ограниченном количестве тем.

..............