Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
19 комментариевКто боится Эдварда Олби?
Даже если вы не заядлый театрал, то наверняка помните экранизацию Майка Николса его пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» с Ричардом Бартоном и Элизабет Тейлор в главных ролях. Олби часто характеризуют как яркого представителя театра абсурда. В то же время он автор некоторых вполне реалистических пьес.
Как и почему в нем уживаются эти два, казалось бы, абсолютно разнонаправленных творческих вектора?
Наследник по прямой
Если бы гунн Атилла жил сегодня, он был бы театральным критиком», – язвительно заметил драматург
Полное имя драматурга – Эдвард Франклин Олби Третий. Вторым был его приемный дед, владелец сети небольших театров, которые специализировались на водевилях.
Эдварда усыновили состоятельные родители, он время от времени учился в разных престижных учебных заведениях, но не получил систематического образования. Зато наверняка запомнил так чарующую детей атмосферу театров, принадлежащих его родителям, там он быстро стал «своим».
Он рано оставил семью и принялся строить самостоятельную жизнь. Позже Олби обмолвился: «Они не были очень хорошими родителями, а я не был очень хорошим сыном».
Тем не менее все его мытарства (работа клерком в рекламном агентстве, посыльным, официантом, продавцом в книжном и музыкальном магазинах, составление музыкальных программ на радио) были подкреплены приличным содержанием, которым обеспечила его приемная бабушка.
В течение 10 лет Олби пробовал себя как прозаик и поэт, но без особого успеха. Написанная за ночь первая пьеса «Что случилось в зоопарке» покочевала по американским продюсерам, не проявившим к ней интереса, но зато пришлась по вкусу западноевропейским режиссерам и была поставлена в 1959 году.
Постановка состоялась в Западном Берлине, программа также включала пьесу Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». В этом событии скрыто два символических момента, которые определили дальнейшую судьбу Олби. Его пьесы будут прочно ассоциироваться с абсурдистским направлением в драматургии, и именно европейские постановки будут обеспечивать ему дальнейший успех его пьес на родине, в США.
В 1960 году «Что случилось в зоопарке» ставят в Америке, в течение года в Европе, а потом в Америке идут на подмостках еще четыре пьесы Олби.
Дальше – типичная жизнь удачливого драматурга: премьеры, инсценировки, лекции, симпозиумы, стипендии и награды, среди которых надо отметить престижную для любого драматурга премию «Тони» и две Пулитцеровские премии. Популярность Олби закрепляет прогремевшая на Бродвее пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф», которая выдержала шестьсот с лишним постановок и была экранизирована.
Статус живого классика в 90-е годы был подтвержден наградой Центра Кеннеди «за плодотворно прожитую жизнь» и Национальной медалью за достижения в области искусства, которую вручил драматургу президент США Билл Клинтон.
Но это награды, так сказать, по совокупности. А конкретные пьесы отмечались в последние годы не так уж и часто, от одной премии «Тони» до другой прошло 40 лет, лишь пьеса «Коза, или Кто такая Сильвия», очередная абсурдистская трагикомедия Олби, была в 2000 году выдвинута на премию «Тони».
И, как многие литераторы, Олби недолюбливает критиков: «Если бы гунн Атилла жил сегодня, он был бы театральным критиком», – язвительно заметил драматург.
Абсурд по-американски
- Сумрак доверия
- Михаил Козаков: «На мой век публики хватит»
- Павел Руднев: Театр 2007 года
- Дмитрий Бавильский: Как сделан «Капитал»
- Павел Руднев: Тающий вкус авангарда
Олби не отрицает влияния на свое творчество Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско и Жана Жене. Недаром он организовывал «атаку на Бродвей», то и дело собирая команды для постановки пьес этих авторов на подмостках, более привычных к комедии или мелодраме.
Что касается пьес самого Олби, то вряд ли можно уверенно вешать на него ярлык абсурдиста. Персонажи его пьес, как бы в насмешку над реализмом, – типичные характеры в типичных обстоятельствах.
Но абсурдным становится именно общение между ними. Пресловутые отчуждение и некоммуникабельность в 50–60-е годы становятся главной темой многих произведений литературы и кино, вспомним хотя бы «трилогию отчуждения» Антониони.
В первой пьесе «Что случилось в зоопарке» маргинал беседует с представителем среднего класса в городском парке; в самом известном его произведении, «Кто боится Вирджинии Вулф», две пары университетских преподавателей делятся друг с другом усталой ненавистью к затянувшейся семейной жизни.
В пьесе «Всё кончено» у одра умирающего (который находится «за сценой») собрались его родные и близкие. Абсурд является в этих произведениях именно как следование норме поведения, его форме, которая вырождается иногда в совершенно противоположное ожиданиям содержание. Ожиданиям, что важно в данном случае, социальным.
Популярность Олби пришлась еще и на очень значимый для американской истории период, когда были поставлены под сомнение самые основы социального устройства. Общество потребления ощутило, что находится в кризисном состоянии, когда старые ценности не работают, а новые еще не сформированы.
Противоречиями традиционно занималась литература так называемого критического реализма, новизна же Олби была в том, что он не ратовал, скажем, только за права негров или вещал о проблемах социального расслоения, но показывал, что эти проблемы лишь усугубляются, когда люди просто не слышат друг друга.
В какой-то степени вершиной этого направления в творчестве Олби является пьеса «Цитаты из председателя Мао», когда три персонажа говорят каждый на «своем» языке, кто-то цитирует китайского диктатора, кто-то поэзию XIX века, но коммуникации в ее полном смысле не происходит.
Главный инструмент драматургии Олби – монологи. Они огромны, запутанны и демонстрируют возможность пробиться к сущности персонажа путем избавления его от множества оболочек, в первую очередь социально обусловленных.
Значение драматургии Олби несомненно, хотя многие его пьесы кажутся несколько прямолинейными и старомодными. Как говорит один из персонажей фильма Вуди Аллена, «да-да, Бергман, отчуждение, мы это проходили».
Но не будем забывать, что американская драматургия очень молода, ее не тяготит многовековое европейское наследие с его школами, традициями и различными направлениями.
А молодая драматургия может позволить себе подростковую резкость, которая на фоне много чего повидавшей драматургии европейской выглядит действительно как открытие, как свежая кровь театра.