Взгляд
25 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 01:38  |  vz.ru
Разделы

Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Даже частичная утрата суверенитета всегда в нашей истории заканчивалась падением страны в пропасть и страшными жертвами, которые приходилось приносить, чтобы выкарабкаться из кризиса. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Запад лишается иллюзий относительно СВО

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Выступление Владимира Путина поставило Америку и Европу перед новой реальностью в украинском вопросе. Пока что Запад эту реальность принимать не хочет – но придется. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Причиной смены стратегии спецоперации стало то ли стремление сделать цену этого конфликта для Запада максимальной, то ли понимание того, что сохранять Украину даже в качестве обезоруженного и нейтрализованного «буфера» недопустимо. Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...

В Лондоне прошли похороны Елизаветы II

В Лондоне прошли похороны королевы Соединенного Королевства Елизаветы II, умершей 8 сентября в возрасте 96 лет. После государственной панихиды в Вестминстерском аббатстве катафалк направился через центр британской столицы в Виндзорский замок.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ВСУ обстреляли Донецк снарядами «натовского» калибра

    Главная тема


    Ход России в конфликте с Украиной застал США врасплох

    пункт дислокации


    ВС России уничтожили 300 иностранных наемников в Николаевской области

    «Золотая неделя»


    В Пекине оценили ситуацию после слухов о госперевороте

    «захватнические войны»


    Российские блогеры отреагировали на интервью Алена Делона с Владимиром Зеленским

    Видео

    депутат-доброволец


    Милонов: «Под Попасной я воевал досыльником на гаубице»

    Бомба замедленного действия


    Как Сталин спасал от распада Советский Союз

    советский потенциал


    Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников

    протесты оппозиции


    Ослабевший Иран проходит испытание на прочность

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    Борис Орлов: «Я – суверенная часть империи…»

    Работа авангардиста Бориса Орлова -
       27 февраля 2008, 09:19
    Фото: Борис Орлов
    Текст: Константин Рылев

    Авангардист Борис Орлов оказался удивительно «музейным» художником, поскольку классик соц-арта всю жизнь создавал что-то вроде антиимперских реликвий. Четыре этажа его ретроспективной экспозиции (с конца шестидесятых по сегодняшний день) в ММСИ дают целостное и пространственно-насыщенное впечатление (куратор Селина, координатор Лопухова) о его творческом пути.

    В отличие от своего друга юности и соученика по Московскому высшему художественно-промышленному училищу, поэта и классика концептуализма Дмитрия Пригова (отделение скульптуры), Орлов остался верен пластическому искусству. Строгановку закончили и основатели соц-арта Комар и Меламид. Вероятно, в МВХПУ государство так рьяно компостировало мозги художникам, что у них выработался иммунитет к официальной, тотально правой идеологии. Результатом этого стало обретение ими своего творческого стиля в области андеграунда.

    Время и власть

    Я, конечно, пародирую имперский героизм. Но с позиций собственного героизма. Я – суверенная часть империи

    Орлов на борьбу с советской империей призвал Время. Судя по ранним орловским работам, время его всегда интересовало как категория «проверяющая на прочность». Из произведений изобразительного искусства Древнего Рима до нас дошла, в основном, скульптура. И то в несколько потрепанном виде: многие статуи и бюсты повреждены.

    Ключевая работа раннего Орлова «Хронос» (1974) – монументальная инсталляция в духе Дюшана, где слеплены в единую композицию шестерни, шкалы, машинные цепи. Хронос – все перемалывающий Механизм. Даже «каменная плоть» статуй подвержена его разрушающему действию.

    Что касается власти, то терракотовые головы «Короля», «Королевы» (1969) и «Императора»(1971) – «разъедены» веками, вплоть до корон и лаврового венка. Их разваливающиеся физиономии автор «укрепил» металлическими кругами и заплатами. Метафизика Орлова не в преодолении времени, а во взгляде через призму земной бренности.

    Пропагандой доблести и непобедимости Империя пытается утверждать идею бессмертия: для вас, герои, нет смерти, идите и совершайте подвиги, а мы уж вас увековечим. По Орлову, это – сомнительная награда. Механизм Хроноса покруче любой Имперской машины. Но мастера все-таки поражает схожесть (и живучесть!) империй как таковых. Он выстраивает ряд: римская-византийская-российская-советская.

    Орлов начинает пародийно высмеивать советскую геральдику, скрещивая ее с римской и византийской. Империя – это всегдашняя битва с врагом, за урожай, за спортивный рекорд, за БАМ. Бюст Цезаря, как символа всех империй, Орлов облачает в фуфайку, тельняшку, гимнастерку («Аллея героев», 1975–1989).

    Комично наделяет женской грудью – Цезарь в образе героини-монтажницы («прицепная» женская грудь диктаторам и воинам – как противопоставление агрессивным патриархальным обществам мирного, матриархального).

    Нападкам подвергается советская идеологическая иерархия («Генералитет», «Национальный тотем», 1982): все «герои» – от академика Павлова до Пушкина – в медалях и орденах. Подобные пародийные иерархии создавал в 70-х Пригов с литераторами: Пушкин – генералиссимус, Горький – маршал и так далее.

    Имперская машина все больше дает сбоев: ломаются зубчики ее орденов-шестеренок. Название выставки «Воинство земное и воинство небесное» дала одноименная работа, представляющая собой иконостас перевернутых медалей, где вместо барельефов выдающихся деятелей – условный человеческий профиль(1991).

    В год крушения СССР Орлов делает и инсталляцию «Гибель богов»: самолет-тотем, корпусом которого служит медальная планка, трагически лежит, завернув назад сломанные крылья. Борис Орлов (вместе с Хроносом!) добрался до остова, до скелета, до хребта империи. И даже показал момент слома.

    Другой, менее талантливый художник, остановился бы в своем развитии, если бы ограничился идеологическим полем. Однако Орлов, проследив за корнями авангарда XX столетия, сделал любопытный вывод: «В 70-е мы остро ощутили уникальность своего опыта, но как римская империя имела восточную часть и западную, так и европейская культура XX века имеет свою западную и восточную линию: Дюшан и Малевич». (Интервью из каталога выставки).

    Точное замечание. Оба творца – левого направления. Однако Малевич, как «восточник», метафизически достиг своего «Черного квадрата» – символа Конца Света, Затмения, «Победы над Солнцем» (по названию спектакля Крученых, где «ЧК» был частью декорации). «Черному квадрату» подходит в качестве эпиграфа строчка из «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основания…» «Черный квадрат» – и есть «основание». Вскоре после его появления грянула Первая мировая…

    Прокрутив все это, Орлов в 2001 году создает одну из самых ярких и зрелищных инсталляций «Победа над солнцем» (фрагменты самолетных крыльев) в сочетании с серией картин «Прибавочный элемент», где реальные самолеты сражаются с супрематическми. У первых на крыльях звезды и свастика, у других – супрематические элементы. Фон – космически-черный.

    В «Прибавочном элементе» Орлов не только увидел следствие (похожесть имперских государств), но ощутил и причину: существует метафизическая матрица, вновь и вновь вызывающая империи из небытия. Всякий раз на новом техническом и историческом витке. Поэтому имперская машина (и разные ее воплощения) стала «супрематической», принадлежащей категории Вечности.

    Что касается «повторения пройденных уроков», Орлов заметил: «Я скорее опираюсь на восточно-европейско-византийскую традицию. Я всегда был византийцем. А сейчас у нас опять Византия начинается».

    Вероятно, поэтому бюст Цезаря «Голова императора» (серия «Ретроспекция») 2004 года – гораздо целее своего аналога 1971-го. Опять найдется работенка как империалистам, так и антиимпериалистам.

    Однако уточним личную позицию автора у него самого.

    – Вы империю изображаете как машину. Что-то близкое этому в романе «Мы» Замятина: только там идеализированная машинерия, у Вас – милитаризированная.
    – В Вашем высказывании – очередная интерпретация. Художественное произведение должно обладать мощной интерпретационной емкостью. Если она отсутствует, художник проиграл. Ваша интерпретация мне нравится. Но их должно быть много.

    Работа авангардиста Бориса Орлова -
    Работа авангардиста Бориса Орлова - "Прибавочный элемент" 2001 год

    – Есть плоские интерпретации, есть глубокие…
    – Да и у художника еще есть своя, но ему не стоит ее навязывать. Она зачастую не самая интересная. Он тоже сегодня интерпретирует так, завтра – по-другому. Часто бывает интерпретация случайной, навеянной очередным увлечением автора в оценке собственного произведения. Поэтому когда приходят разные люди и высказываются – это всегда страшно интересно.

    – Как Вы относитесь к феномену империи?
    – Я считаю, что существует матрица в подсознании, которая несет в себе архетипические образы. Империя через нее возобновляется: Рим, Византия, СССР. Сейчас Четвертый Рим воскрес в США.

    – Вы теперь будете бороться с американским империализмом?
    – У них найдутся свои американские художники-борцы. Кстати, мой друг художник Косолапов пытался проявиться на этом поле еще 10 лет назад, когда увидел невероятное сходство американского и русского империализма. Это его дело, поскольку он живет в США. У меня – свои проблемы. Я смотрю, как мы выкручиваемся в этой ситуации – крушения империи. Как тяжело из этого выходить.

    – Разве мы уже не занимаемся реставрацией имперских притязаний?
    – Мне кажется, что промежуток пока слишком маленький. Но потом все возникнет опять, если хватит сил. Бердяев говорил, что это место обречено на империю.

    – В Вашем понимании, имперский настоящий и псевдогероизм – зря потраченное время?
    – Говорят, что все на свете зря. В конце концов, все разрушается и обращается в прах.

    – Опять Экклезиаст! А как же небесная и адская иерархии? Каждый строит что-то свое.

    – Это Вы верно определили: все кончается, но есть метафизическая матрица. Она внутри нас.

    – Вам нравится имперская матрица или нет?
    – Мне интересно. Я сталкиваю метафизическую реальность с подлинной, как два самолета: супрематический и реальный. Я разыгрываю этот сюжет.

    – У супрематического самолета больше шансов выйти из боя невредимым… Но это ладно, есть романтический имперский период, к примеру, юлианский, есть загнивающий, вроде правления Нерона...
    – Романтических периодов у империй нет. Они появляются постфактум. Когда империя исчезает, возникает рефлексия на нее.

    – Но Вы же пародируете героизм?
    – Героизм – это всегда хорошо. Я, конечно, его немножко пародирую. Но с позиций собственного героизма. Если воспевать империю, ее героиизировать – значит, надо становится ее частичкой. Значит, нужно перестать быть самим собой, личностью.

    – Но Вы же все равно – часть империи?
    – Да, но – суверенная! С которой империя всю жизнь боролась, а я ей всячески противостоял.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •