Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда транс-перехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
21 февраля 2008, 21:23 • Культура

Борис Андрианов: «Ростроповича знают все…»

Борис Андрианов: «Ростроповича знают все…»

Борис Андрианов: «Ростроповича знают все…»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Илья Овчинников

В Большом зале консерватории открылся Московский международный виолончельный фестиваль "Посвящается Мстиславу Ростроповичу". В последние полвека Ростропович дал исключительный импульс продвижению своего инструмента: по замечанию Александра Рудина, теперь даже далекие от музыки люди знают слово "виолончель". Благодаря Ростроповичу совершилась настоящая виолончельная революция, и заданное им ускорение продолжается до сих пор.

Арт-директор фестиваля - Борис Андрианов, один из лучших российских виолончелистов нового поколения, лауреат конкурса имени Чайковского, постоянный участник фестиваля "Возвращение".

Ростроповича знают все, а Григория Пятигорского или Даниила Шафрана уже начинают забывать…

Андрианову доводилось неоднократно встречаться с маэстро. Теперь молодой артист возглавил крупный музыкальный форум, который продлится до 28 февраля.

В первом концерте фестиваля принимает участие итальянец Джованни Соллима. Он активно экспериментирует с музыкой самых направлений: джаз, рок, электронная музыка, минимализм. Сегодня в рамках фестиваля у Соллима - сольный концерт в Малом зале консерватории.

24 февраля в БЗК - всемирно известный коллектив «Двенадцать виолончелистов Берлинской филармонии». Ансамбль существует с 1972 года; ему посвящали сочинения Янис Ксенакис, Жан Франсе, Вольфганг Рим и другие известные композиторы. На концерте прозвучат сочинения Пьяццоллы, Форе, Дебюсси, Верди, Шостаковича, Гершвина.

Еще одна площадка фестиваля - недавно открывшийся Камерный зал Московской филармонии, куда 26 февраля приглашает слушателей виолончелист Александр Князев. Вместе с ним на сцену выйдут скрипачи Елена Ревич, Никита Борисоглебский и Сергей Догадин, виолончелист Борис Андрианов и пианист Петр Дмитриев. В программе - ансамбли Моцарта и Шуберта.

Кульминация фестиваля - грандиозный концерт 28 февраля в БЗК. Прозвучит «Гамлет-баллада» Родиона Щедрина для ансамбля виолончелистов и написанная к 70-летию Ростроповича пьеса Slava, Slava для оркестра. Будет исполнена также "Бразильская бахиана" Вила-Лобоса #1 для восьми виолончелей и суперхит Чайковского - Andante cantabile. Гвоздь программы - Concerto grosso для трех виолончелей Кшиштофа Пендерецкого, который исполнят Давид Герингас, Татьяна Васильева и Борис Андрианов под управлением автора.

О программе, участниках и перспективах фестиваля Борис Андрианов рассказал музыкальному обозревателю газеты ВЗГЛЯД Илье Овчинникову.

- Борис, как складывались программа и круг участников фестиваля?
- Программа составлялась еще при жизни Ростроповича. Я мечтал об участии всей нашей большой виолончельной тройки - Наталия Гутман, Александр Рудин и Александр Князев. Но Гутман и Рудин, к сожалению, не смогли участвовать, а Князев дает концерт в Камерном зале филармонии.

Смерть Ростроповича внесла свои коррективы; обойти его имя, делая такой фестиваль, невозможно. Но это не фестиваль его имени - иначе следовало бы строить программу вокруг посвященных Ростроповичу произведений, приглашать в первую очередь его учеников...

Наш фестиваль - приношение ему: говорим "виолончель", подразумеваем "Ростропович", и наоборот. Виолончелист Джованни Соллима далек от традиций Ростроповича, но он уникальный музыкант и композитор.

Соллима называют "Джими Хендриксом виолончели", а я его сравниваю с ансамблем Apocalyptica, потому что он один с легкостью делает то, что там делают четверо.

- Как бы ты объяснил читателям, почему выступления Соллима нельзя пропустить?
- Хотя бы потому, что для виолончели подобной музыки еще никто не писал, - но Соллима сочиняет не только для этого инструмента. То, что он пишет, немного напоминает минимализм - Алексея Айги, Павла Карманова, может быть, Майкла Наймана.

В своих выступлениях Соллима использует различные шумовые эффекты, заранее записанные фонограммы... В его сольном концерте сегодня принимает участие Моника Лесковар - замечательная виолончелистка из Хорватии, с которой мы вместе учились в классе у Давида Герингаса, лучшая у себя в стране.

- Подобного фестиваля в России прежде не было; думаешь ли ты о том, чтобы сделать его регулярным?
- Если первый пройдет хорошо, на что я очень надеюсь, хотелось бы повторить год или два спустя.

Конкретных планов пока нет, но я думаю, что каждый следующий фестиваль следовало бы посвящать разным выдающимся музыкантам прошлого - Ростроповича знают все, а Григория Пятигорского или Даниила Шафрана уже начинают забывать.

В нашей стране, увы, виолончель не так популярна, и собрать публику на несколько концертов виолончельной музыки не так просто. Имя Ростроповича привлекает публику, с именем Шафрана так не получится.

Но мы идем и будем стараться идти с виолончелью по жизни, не думая о том, что модно, а что нет, с благодарностью вспоминая мастеров прошлого и открывая новые имена. Во время мастер-класса пройдут также мастер-классы Давида Герингаса и Натальи Шаховской.

- Виолончелист Иван Монигетти полагает, что развитие виолончельного искусства в последние годы замедлилось ввиду отсутствия нового репертуара - подобного тому, что создавался для Ростроповича и стал классическим. Ты согласен с такой точкой зрения?
- Не совсем. Во-первых, Ростроповича не стало меньше года назад, и до недавнего времени для него продолжали писать все новые и новые сочинения.

Во-вторых, другой фигуры такого масштаба, конечно, нет, но преемственность поколений, безусловно, есть. Есть и абсолютно новые фигуры, тот же Соллима!

Если сравнивать роль Ростроповича в виолончельном мире с тем, что сделал Башмет для альта, то Башмет действительно способствовал возникновению нового взгляда на альт как на сольный инструмент.

Для виолончели же было написано немало прекрасных произведений и до появления Ростроповича - вспомним хотя бы Рахманинова, у которого нет сочинений для скрипки, а для виолончели есть.

Наше искусство двигают вперед и многочисленные виолончельные конкурсы, для многих из них заказываются новые сочинения.

Да и сам Монигетти - весьма заметная фигура, для него тоже писали немало музыки. А София Губайдулина, наш великий композитор, несколько произведений посвятила Владимиру Тонхе.

Пока они оба живы и здоровы, не исключено, что она напишет для него еще что-нибудь. Есть Щедрин, есть Пендерецкий, чей Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром писался не в расчете на Ростроповича: его первыми исполнителями в 2001 году были Трулс Мёрк, Хан-На Чанг и покойный Борис Пергаменщиков.

Мы неоднократно это сочинение играли в разных странах и городах, в том числе в Петербурге. А Иван Монигетти станет одним из участников первого исполнения Concerto grosso в Армении, которая состоится в апреле. Я уже давно уговаривал автора сделать московскую премьеру и наконец уговорил - это было моей мечтой.

- Привезти в Москву Пендерецкого, Соллима, "Двенадцать виолончелистов" - как тебе это удалось?
- Разумеется, задумывая наш форум, я размышлял о том, куда обратиться за поддержкой. Среди предполагаемых участников сложнее всего было договориться с "Двенадцатью виолончелистами" - они полностью подчинены расписанию Берлинского филармонического оркестра. 24 февраля оказалось единственно возможной для них датой.

Затем выяснилось, что этот период подходит также и для Пендерецкого, и для Соллима. Я обратился в Московскую филармонию и, хотя на тот момент не все было ясно с финансовой стороной фестиваля, там поверили в этот проект. Я очень им благодарен - в том, что все это состоялось, велик вклад и их, и мой.

..............