Взгляд
2 апреля, воскресенье  |  Последнее обновление — 01:59  |  vz.ru
Разделы

Почему нужно бить Запад по губам

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Все дети рождаются принцами и принцессами, но окружение делает из них лягушек. Наверное, то же самое происходит и с народами. У каждого народа собственное высокое предназначение. Но исторически Запад утверждал свое единоличное право на корону, всех остальных заставляя принимать роль лягушек. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Победить русофобию в себе

Марина Хакимова-Гатцемайер
Марина Хакимова-Гатцемайер, журналист
Ненависть к русским началась с нашего многолетнего одобрения русофобии внутри России, с неуважения к самим себе. Ведь если ты не уважаешь свой народ, свою страну, кто будет уважать тебя? Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Европа пытается сохранить Китай как альтернативу США

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Замена доллара и евро на юань внутри российской финансовой системы – процесс неминуемый, но имеющий свои пределы. Таким образом бизнес и население просто уходят от рисков, связанных с валютами недружественных стран. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Шойгу наградил девушек-военных за отражение атаки на Севастополь

Глава Минобороны Сергей Шойгу в Национальном центре управления обороной наградил служащих базы Черноморского флота орденами Мужества за отражение атаки беспилотников на Севастополь
Подробности...

Во Франции усилились протесты против пенсионной реформы

Президент Франции Эммануэль Макрон осудил протесты против повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет без голосования в парламенте. По его словам, «толпа не имеет легитимности» перед «представителями народа» в лице депутатов. При этом на улицах французских городов усиливаются столкновения протестующих с полицией
Подробности...

Владимир Путин и Си Цзиньпин провели переговоры в Москве

В Большом Кремлевском дворце прошли переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Лидеры общались более трех часов. Сначала беседа проходила в узком составе с участием членов делегаций, а затем переговоры продолжились в расширенном формате
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Наместника Киево-Печерской лавры отправили под домашний арест на два месяца

    Главная тема


    Защита Русского мира стала концептуальной обязанностью России

    «день дурака»


    МИД России поздравил Зеленского с «профессиональным праздником»

    «изменить жизнь»


    Американский боксер после боя попросил Путина о российском гражданстве

    «худшие последствия»


    Европе предрекли катастрофу из-за запрета на выращивание мака в Афганистане

    Видео

    генетическая модификация


    США подозревают в военном использовании комаров-мутантов

    шпионская сеть


    Арест Гершковича ставит под удар всех журналистов-шпионов США

    «миротворческий контингент»


    ЕС готовит силовой план на случай провала контрнаступления ВСУ

    точный и мощный удар


    Поумневшие советские авиабомбы меняют ход СВО

    карикатура


    Западу надоедают Зеленский и Украина

    идти своим путем


    Игорь Караулов: Какую модель мира способен предложить Китай

    уважать свой народ


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Победить русофобию в себе

    замена доллара


    Глеб Простаков: Европа пытается сохранить Китай как альтернативу США

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к планам Москвы разместить тактическое ядерное оружие в Белоруссии?

    Чего же ты хочешь?

    Кадр из фильма «Лавка чудес»
      
    19 февраля 2008, 09:19
    Фото: film.ru
    Текст: Лев Гурский

    Почти одновременно на российские экраны вышли три фильма со сказочно-фантастическим сюжетом. Вопрос, вынесенный в заглавие нашего обзора, рано или поздно задают себе (или другим) герои всех трех лент. Но ответы, разумеется, оказываются разными. Итак...

    Талант или успех?

    «Дьявол и Дэниел Уэбстер» (The Devil End Daniel Webster/Shorthut To Happiness) Алека Болдуина

    Он убеждает зрителя, что романтические мультяшки могут прижиться в реальном мире, поскольку этот мир сохранил-таки черты утопии

    В идеале писателю хотелось бы иметь и талант, и успех одновременно, но если уж надо выбирать одно из двух, то что?

    Первые десять минут фильма писатель-дебютант Джабез Стоун (Алек Болдуин), не издавший пока ничего из написанного, склонен выбрать талант и безвестность.

    Однако после встречи со своим другом-писателем Джулиусом Дженсеном (Дэн Экройд), который заключил выгодный контракт, Стоун начинает сомневаться: а прав ли он сам?

    Коллега Стоуна из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», почти дойдя до заветной комнаты, исполняющей желания, не переступал порога: а вдруг, мол, выяснится, что ему хочется только тиражей и дур-поклонниц, которые вешаются на шею любой знаменитости?

    А вот Стоун не побоялся заглянуть в бездну подсознания. «Машины желаний» рядом не оказалось, зато кстати подвернулся сам дьявол, имеющий облик сексапильной Дженнифер Лав Хьюитт.

    Был заключен контракт на 10 лет – душа в обмен на успех, и отсчет времени пошел. Книги Стоуна тут же стали издаваться, продаваться, экранизироваться, и с поклонницами вышло все ожидаемо, и с деньгами. Правда, критики злобно писали, что и книги его фигня, и фильмы...

    Но когда есть успех, кому какое дело до этих завистников?

    Через пять лет, когда Стоун стал закоренелой VIP-сволочью (взял и по сути выгнал умирающего друга!), его одолевает приступ раскаяния. И он соображает, что хотел он не того, что ему дали. А значит, сделку можно оспорить в суде. Очень по-американски!

    По неведомой причине герою помогает заглавный издатель Дэниел Уэбстер (сэр Энтони Хопкинс), которому однажды уже удалось победить Дьявола и отрезать у него (в смысле у нее) хвост.

    Последние четверть часа фильма отданы судебному процессу.

    Уэбстер берет на себя роль адвоката истца, а в качестве присяжных выступают покойные мэтры американской литературы – Хемингуэй, Трумэн Капоте, Марио Пьюзо и др. Удачно подобранный состав присяжных и прочувственная речь героя Хопкинса (в духе хрестоматийного «Цель творчества – самоотдача...») позволяют расторгнуть контракт.

    Стоун возвращается к безвестности, зато душа с ним...

    Историями о сделках с дьяволом полна мировая литература (наиболее известный текст – «Фауст» Гете), да и кинематограф обращался к этому сюжету сотни раз.

    Впрочем, актер Алек Болдуин, решивший выступить в качестве режиссера, не стал тревожить тень Гете и выбрал для ремейка фильм 1941 года режиссера Вильгельма Дитерле. Дьявол там был, понятно, мужчиной (за роль адского мистера Скрэтча актер Уолтер Хьюстон номинировался на «Оскар»).

    Картина Болдуина была снята еще в 2001 году, но из-за финансовых заморочек положена на полку, а в 2007 году перемонтирована (да так, что Болдуин отказался называться режиссером того, что получилось, и прикрылся псевдонимом Гарри Киркпатрик).

    Трудно сказать, что за фильм смонтировал бы сам режиссер, но готовая лента не слишком впечатляет. Сюжет выглядит полуторачасовой банальностью, а уж говорильня в финале не способна усыпить только мертвых присяжных. Авторы фильма ломятся в открытую дверь: духовность и бессребреничество – хорошо, стяжательство и бездуховность – плохо, дважды два – четыре, а не 666.

    Строго говоря, если бы процесс был честным, силы добра должны были проиграть, поскольку дьявол обещал герою не талант (он от Бога), а популярность (которую творят на земле). Потому-то фильм если и подвигает к обобщению, то вот к какому: имея хорошего адвоката, в США можно выиграть самое проигрышное дело (оправдание О.Дж. Симпсона тому подтверждение). Радует, что сам Алек Болдуин уж точно не заключал сделки с дьяволом. Никакого успеха его фильм не имел. В Штатах он даже не вышел на большой экран, сразу отправившись в кабельные сети...

    Музыка или чудеса?

    «Лавка чудес» (Mr. Magorium's Wonder Emporium) Зака Хелма

    Итак, что мы знаем о своих желаниях?

    23-летняя Молли Махони (Натали Портман, «Леон») служит менеджером в игрушечной лавке эксцентричного мистера Эдварда Магориума (Дастин Хоффман, «Человек дождя») и тяготится своей профессией: когда-то она была музыкальным вундеркиндом, потом выросла, но все еще уверена, будто в ней скрыт великий музыкант – надо лишь побольше заниматься гаммами и расстаться с ежедневной менеджерской рутиной.

    Фильм начинается с того, что героиня решает сказать хозяину магазина о своем уходе. Но у мистера Магориума свои планы: за 243 года жизни он очень устал и хочет наконец умереть, а свою лавку завещать именно Махони. А предварительно подвести финансовый баланс (для этой цели нанят новый бухгалтер – трезвый и не верящий ни в какие чудеса мистер Генри Вестон, которого играет Джейсон Бэйтман) и составить опись наличных чудес.

    Да-да, мы забыли сообщить самое главное: яркий, шумный, переливающийся всеми цветами радуги игрушечный магазинчик – нечто волшебное. Здесь игрушки возникают из ниоткуда, дракончики летают, шарики катятся (самый большой пузырь может и слегка придавить юного раззяву), машинки бибикают, рыбки плавают под потолком.

    Кстати говоря, магазинчик этот – сам по себе существо одушевленное и подверженное депрессии. Поняв, что хозяин намеревается покинуть этот мир, лавка начинает хандрить, стены – темнеть, а чудеса – рассыпаться.

    И рассказчик всей этой истории, юный ушастый Эрик (Зак Миллз), пытается приобщить к чудесам трезвого и скучного бухгалтера: может, хоть им вдвоем удастся уговорить Молли не уходить и спасти магазинчик?..

    Место действия этого фильма сценарист Зак Хелм, ставший еще и режиссером, строго говоря, придумал не сам. Еще 105 лет назад фантаст Герберт Уэллс в рассказе «Волшебная лавка» описал нечто подобное.

    Там нашлось место и невероятному хозяину, и радостному малышу, и скептическому взрослому, да и само устройство лавки – примерно такое же, как и в фильме: «Продавец показал Джипу волшебные поезда, которые двигались без пара и пружины, а также драгоценные коробки с оловянными солдатиками, которые оживали, как только вы открывали коробку... Видя мое изумление, продавец засмеялся: «У нас настоящее волшебство. Подделок не держим...»

    Голливудские мастера спецэффектов поработали отлично, но никакой их магии не хватило, чтобы превратить эту ленту в хорошее кино. Несмотря на безусловно добрые намерения постановщика.

    Пятистраничная новелла Уэллса вся держалась на удивлении рассказчика, внезапно прикоснувшегося к чуду. Для полуторачасового фильма этого слишком мало. Действие провисает, злодеев нет (это ведь все-таки не «Маленький магазинчик ужасов» Роджера Кормана!).

    Заранее ясно, что скепсис бухгалтера рано или поздно развеется, а героиня Натали Портман в финале поймет, чего она хотела на самом деле.

    Ради того, чтобы доказать пару аксиом, мистеру Магориуму не обязательно было умирать – вполне мог бы пожить еще пару сотен лет. В рассказе Уэллса, кстати, обошлось без человеческих жертв. Правда, сам магазинчик вовремя пропал.

    В сказке или в Нью-Йорке?

    «Зачарованная» (Enchanted) Кевина Лимы

    Действие фильма начинается в анимированном диснеевском королевстве Андалазия, и примерно на шестой минуте злая королева-мачеха Нариса (Сьюзен Сарандон, сперва нарисованная, а под конец живая) спрашивает у юной Жизель (ее сперва только озвучивает, а потом и играет Эми Адамс): «Чего же ты хочешь?»

    Романтическая девушка из мультиков, ожидающая свадьбы с пасынком Нарисы принцем Эдвардом (который очень скоро обретет вид актера Джеймса Марсдена), простодушно отвечает: «Жить долго и счастливо!» Чтобы желания Жизель не сбылись, злодейка выталкивает девушку из сказочной реальности – прямиком в современный Нью-Йорк.

    Любопытно, что именно там, в абсолютно антисказочном месте, нашу героиню в финале и ожидает исполнение высказанных ей желаний. Другое дело, девушка не предполагает, что они исполнятся ТАКИМ образом: в ином мире ей встретится печальный адвокат по бракоразводным делам по имени Роберт (Патрик Демпси), в одиночку воспитывающий дочку Морган.

    И этот грустный циник, уверенный, что мир предсказуем и скучен и все строится на точном расчете, после встречи с Жизель начнет сомневаться в правильности мировоззрения, в которое он сам себя добровольно загнал...

    Многие критики назвали «Зачарованную» диснеевским ответом «Шреку» – не в смысле качества анимации и уровня пародийных гэгов (хотя есть неплохие, например: принц Эдвард, отправляющийся вслед за Жизель в Нью-Йорк, первым дело поражает мечом автобус, приняв его за чудовище), а по части иронического переосмысления мультнаследия Фабрики грез.

    Мол, там, где создатели зеленого огра издеваются над чужим, Кевин Лима тактично, в меру иронизирует над своим.

    Однако при желании можно увидеть в «Зачарованной» развитие иного кинематографического мотива, не связанного с творческой конкуренцией «Дримворкс» с «Уолт Дисней Пикчерз» .

    Вспомним, что в 1993 году сходная история произошла с голливудским – то есть из фильма – копом Джеком Слейтером, который попал из киношного Нью-Йорка в реальный и обнаружил, что жизнь отличается от киносказки. И в финале фильма Джона Мактирнана «Last action Hero» беднягу Шварценеггера, победившего кинозлодея, пришлось транспортировать обратно в страну Заэкранье – единственное место, где его смертельная рана могла оказаться пустяковой царапиной.

    Режиссер Кевин Лима, правда, несколько более оптимистичен, чем Джон Мактирнан: он убеждает зрителя, что романтические мультяшки могут прижиться в реальном мире, поскольку этот мир сохранил-таки черты утопии. И здесь могут найтись благородные герои, и сильные чувства, и чистые помыслы, и самопожертвование, и порядочные адвокаты... и даже подручный Нарисы, мелкий злодейчик Натаниэл (его играет Тимоти Сполл – помните грызуна Петтигрю из «Гарри Поттера»?), именно здесь может раскаяться и начать новую жизнь. Хотя и в качестве детского писателя, чей талант проблематичен... Впрочем, эта тема уже отыграна в самом первом фильме из нашего сегодняшнего обзора.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •