24 января, пятница  |  Последнее обновление — 11:49  |  vz.ru
Разделы

И заспорили славяне, кто из них антисемит

Дмитрий Бабич, политолог, журналист
После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

На Украине объявили войну книгам и школам

Андрей Манчук, политолог
Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Россия ведет Первую смысловую войну

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Да, Польша стала жертвой пакта Молотова – Риббентропа, первой жертвой Второй мировой – но в этом ее вина. Так всегда бывает с теми, кто оказывается одержим собственной жадностью и глупостью. Подробности...
Обсуждение: 78 комментариев

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Евросоюз подписал соглашение о Brexit

        Главная тема


        Поляки намерены вытеснить Россию из Балтийского моря

        «позор и страдания»


        Рассекреченные документы ЦРУ о Бандере оказались переводом «Социалистического вестника» меньшевиков

        «историческое беспамятство»


        Соловьев назвал премьера Украины вурдалаком за бандеровский лозунг

        известный телеведущий


        Отец Урганта напомнил о призывах убить его сына

        Видео

        вековые обиды


        Почему поляки и русские стали кровными врагами

        черное золото


        Москве выгоден отказ Белоруссии от российской нефти

        возможность диверсии


        Казахский нефтепровод и «Дружбу» вывели из строя одним приемом

        поправки в Конституцию


        Завоеванная стабильность дает России шанс на развитие

        Резкая реакция


        Сергей Худиев: Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

        Позорно обмишурились


        Максим Соколов: Трактористы и телеграмисты

        Последняя битва


        Павел Волков: Население Земли устало от капитализма

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Какая форма правления является наиболее подходящей для России?

        «Грэмми» против клонов

        Юрий Башмет в седьмой раз номинирован на премию Американской академии звукозаписи

        4 декабря 2008, 22:08

        Текст: Василий Геросин

        Версия для печати

        Объявлены номинанты на премию «Грэмми», в этом году от России их четверо: дирижеры Валерий Гергиев и Роман Балашов, певец Дмитрий Хворостовский и альтист Юрий Башмет. Гергиев и Хворостовский претендуют на премию в номинации «Лучшая оперная запись». Балашов и Башмет заявлены в категории «Лучшее выступление в составе малого ансамбля». Сегодня можно констатировать: русская академическая музыка и оперное пение остаются единственным конкурентоспособным товаром на мировом рынке музыки.

        Семь лет назад в России был проведен соцопрос – тогда он мало кем было замечен, а сейчас уже и вовсе забыт за давностью лет. Выяснялись предпочтения россиян в области музыки и вообще культуры: лидировали культовые на тот момент поп-звезды, включая, конечно же, небезызвестную Пугачеву; нет смысла их всех перечислять, потому что большинство уже канули в лету. Но было в этом опросе и кое-что поинтереснее: в номинации «Русская народная музыка» наибольшее количество баллов тогда набрал Петр Ильич Чайковский.

        Он лидировал с большим отрывом – за ним следовали Шаляпин и Лемешев. Опрос не ставил целью разоблачить неразбериху, царящую в умах наших граждан: Чайковский был композитор, Шаляпин и Лемешев – оперные певцы, но это все было дело десятое. Опрос выявил кое-что поважнее: в сознании россиян понятия «народная музыка» и «классическая» слились в одно, одно заместило другое, что дало повод психологам говорить о том, что для России как для мультинациональной страны народным – то есть базовым искусством – становится классическое, а не псевдонародное, в духе передачи «Играй, гармонь».

        Такие результаты опроса были, конечно же, следствием еще советской пропаганды «культурного образа жизни» с ее трансляциями концертов «по заявкам радиослушателей» и непременным досугом в местной филармонии, которая в провинции часто оставалась единственным очагом культуры. В постперестроечные годы был взят курс на освобождение от принудительного окультуривания, и рубрика «Культура» в печатных СМИ стала называться не иначе как «Культура и шоу-бизнес», а вскоре разницы между этими понятиями не стало. На место культуры пришла система производства поп-звезд: аналогичная западной, она набирала обороты – уже в середине 90-х годов каждый второй поп-музыкант считал своим долгом заявить, что его карьера Россией не оканчивается и что на днях он выезжает с концертами в Нью-Йорк и Лос-Анджелес (никто тогда еще не знал, что имелись в виду местные кабаки, где собирались русскоговорящие бандиты).

        В эту индустрию было вбухано огромное количество сил и денег: итог печален и всем известен. Ни один представитель российского шоу-бизнеса за 20 прошедших лет не сделал хотя бы мало-мальски заметной карьеры в Америке или Европе. Некоторый локальный успех имели рок-группы, но и они не продвинулись дальше клубов. Это печальный итог паясничества, отсутствия индивидуальности, музыкальных данных и попросту неталантливости нашей поп-индустрии, которая овладела только одним приемом: клонированием ранее успешного.

        Серьезная, симфоническая музыка все 90-е годы находилась в кризисе, откуда постепенно начала выходить в 2000-е годы. Ею особенно никто не занимался – и она выжила сама: благодаря мощной симфонической и оперной советской школе, в первую очередь, и благодаря способности к самоорганизации и самоконтролю – во вторую. Всякий сложноустроенный механизм хрупок, но живуч, как оказалось, как живуч человек с крепкими моральными принципами и развитым интеллектом. Справедливости ради заметим, что президентские денежные гранты, выделенные в середине 2000-х годов десяти крупнейшим симфоническим институциям – оркестрам и музыкальным театрам – тоже были не лишними.

        Итог – торжество, и тоже общеизвестное: Башмет, номинированный в этом году на премию «Грэмми» в седьмой раз (!), назвал это «смешным и невероятным событием». Конечно, ему смешно: всего лишь год назад Американская академия звукозаписи наградила Башмета совместно с камерным оркестром «Солисты Москвы» за лучшее исполнение классического произведения в составе малого ансамбля.

        Гергиев номинирован как выдающийся музыкант и дирижер симфонического оркестра, а Хворостовский – как выдающийся певец. В прежние годы на «Грэмми» номинировались и другие русские музыканты и оркестры – конечно же, исключительно представители серьезных жанров.

        О чем это говорит?

        По сути, это признание того, что русская школа оперного пения и симфонического исполнительства по-прежнему не потеряла своего международного авторитета и диктует правила игры в мире. Еще это говорит об абсолютной некомпетентности русских продюсеров, которые вот уже который год топчутся на одной маленькой местной делянке, называемой «пение бедрами», вместо того, чтобы вкладывать деньги именно в перспективное и высокодоходное классическое искусство, которое может стать таковым и в России, если им заниматься грамотно и иметь хоть какой-то вкус и мозги.

        Пока русские продюсеры вкладывают деньги в пустое и бессмысленное блеянье поп-звезд, серьезная музыка из России остается единственным сегментом мировой музыки, где нас по-прежнему оценивают по высшей шкале. Нам рассказывают сказки о том, что народ не хочет слушать «симфонии», между тем на концертах московских симфонических оркестров в провинции люди чуть ли не на люстрах висят. «Мы хотим настоящего искусства, – чуть ли не плачут они, – Мы устали от телевизионных бездарностей – что вы там в своей Москве совсем, что ли, с ума посходили?».

        Наконец, символично, что пока продюсеры ссылаются на «американский» опыт и врут, что народу нужно только «простое», сама Америка из года в год награждает серьезных русских музыкантов, которые в родной стране считаются «скучным жанром».

        Объяснение тут очень простое. Искусство, каким бы оно ни было, должно быть самобытным. Поскольку наибольшей самобытности мы добились в исполнении мировых оперных шедевров и симфоний, стало быть, стоило бы (в соответствии с законами самой что ни на есть банальной экономики) развивать эту нишу, а не надеяться на то, что успех будет приносить все, что только внешне напоминает «заграницу».

        Торжество серьезного русского искусства на фоне финансового кризиса еще более красноречиво: оно демонстрирует нам как нельзя лучше, что в протрезвевшем от потребления мире остается подлинной ценностью, а что является большим и мутным пузырем; победа России на «Грэмми» только ускорит эту переоценку ценностей – уже в прямом смысле.

        Церемония вручения премии «Грэмми» пройдет в Лос-Анджелесе 8 февраля 2009 года.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............