Взгляд
19 мая, четверг  |  Последнее обновление — 23:46  |  vz.ru
Разделы

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Почему для России важно поддерживать осколки СССР

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
В ситуации обострения вокруг Приднестровья неизбежно встает вопрос: что представляет этот анклав для России – осколок былого влияния или форпост национальной внешней политики? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Шольц обвинил Россию в глобальном продовольственном кризисе

    Главная тема


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    «возможны перебои»


    Глава «Газпром нефти» описал масштабные последствия нефтяного эмбарго

    «времена меняются»


    Джордж Буш подтвердил, что США нарушили обещание не расширять НАТО

    освобождение донбасса


    Посол ЛНР рассказал о панических настроениях в рядах ВСУ в Северодонецке

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    «Грэмми» против клонов

    Юрий Башмет вновь номинирован на «Грэмми»
       4 декабря 2008, 22:08
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Василий Геросин

    Объявлены номинанты на премию «Грэмми», в этом году от России их четверо: дирижеры Валерий Гергиев и Роман Балашов, певец Дмитрий Хворостовский и альтист Юрий Башмет. Гергиев и Хворостовский претендуют на премию в номинации «Лучшая оперная запись». Балашов и Башмет заявлены в категории «Лучшее выступление в составе малого ансамбля». Сегодня можно констатировать: русская академическая музыка и оперное пение остаются единственным конкурентоспособным товаром на мировом рынке музыки.

    Семь лет назад в России был проведен соцопрос – тогда он мало кем было замечен, а сейчас уже и вовсе забыт за давностью лет. Выяснялись предпочтения россиян в области музыки и вообще культуры: лидировали культовые на тот момент поп-звезды, включая, конечно же, небезызвестную Пугачеву; нет смысла их всех перечислять, потому что большинство уже канули в лету. Но было в этом опросе и кое-что поинтереснее: в номинации «Русская народная музыка» наибольшее количество баллов тогда набрал Петр Ильич Чайковский.

    Ни один представитель российского шоу-бизнеса за 20 прошедших лет не сделал хотя бы мало-мальски заметной карьеры в Америке или Европе

    Он лидировал с большим отрывом – за ним следовали Шаляпин и Лемешев. Опрос не ставил целью разоблачить неразбериху, царящую в умах наших граждан: Чайковский был композитор, Шаляпин и Лемешев – оперные певцы, но это все было дело десятое. Опрос выявил кое-что поважнее: в сознании россиян понятия «народная музыка» и «классическая» слились в одно, одно заместило другое, что дало повод психологам говорить о том, что для России как для мультинациональной страны народным – то есть базовым искусством – становится классическое, а не псевдонародное, в духе передачи «Играй, гармонь».

    Такие результаты опроса были, конечно же, следствием еще советской пропаганды «культурного образа жизни» с ее трансляциями концертов «по заявкам радиослушателей» и непременным досугом в местной филармонии, которая в провинции часто оставалась единственным очагом культуры. В постперестроечные годы был взят курс на освобождение от принудительного окультуривания, и рубрика «Культура» в печатных СМИ стала называться не иначе как «Культура и шоу-бизнес», а вскоре разницы между этими понятиями не стало. На место культуры пришла система производства поп-звезд: аналогичная западной, она набирала обороты – уже в середине 90-х годов каждый второй поп-музыкант считал своим долгом заявить, что его карьера Россией не оканчивается и что на днях он выезжает с концертами в Нью-Йорк и Лос-Анджелес (никто тогда еще не знал, что имелись в виду местные кабаки, где собирались русскоговорящие бандиты).

    В эту индустрию было вбухано огромное количество сил и денег: итог печален и всем известен. Ни один представитель российского шоу-бизнеса за 20 прошедших лет не сделал хотя бы мало-мальски заметной карьеры в Америке или Европе. Некоторый локальный успех имели рок-группы, но и они не продвинулись дальше клубов. Это печальный итог паясничества, отсутствия индивидуальности, музыкальных данных и попросту неталантливости нашей поп-индустрии, которая овладела только одним приемом: клонированием ранее успешного.

    Серьезная, симфоническая музыка все 90-е годы находилась в кризисе, откуда постепенно начала выходить в 2000-е годы. Ею особенно никто не занимался – и она выжила сама: благодаря мощной симфонической и оперной советской школе, в первую очередь, и благодаря способности к самоорганизации и самоконтролю – во вторую. Всякий сложноустроенный механизм хрупок, но живуч, как оказалось, как живуч человек с крепкими моральными принципами и развитым интеллектом. Справедливости ради заметим, что президентские денежные гранты, выделенные в середине 2000-х годов десяти крупнейшим симфоническим институциям – оркестрам и музыкальным театрам – тоже были не лишними.

    Итог – торжество, и тоже общеизвестное: Башмет, номинированный в этом году на премию «Грэмми» в седьмой раз (!), назвал это «смешным и невероятным событием». Конечно, ему смешно: всего лишь год назад Американская академия звукозаписи наградила Башмета совместно с камерным оркестром «Солисты Москвы» за лучшее исполнение классического произведения в составе малого ансамбля.

    Гергиев номинирован как выдающийся музыкант и дирижер симфонического оркестра, а Хворостовский – как выдающийся певец. В прежние годы на «Грэмми» номинировались и другие русские музыканты и оркестры – конечно же, исключительно представители серьезных жанров.

    О чем это говорит?

    По сути, это признание того, что русская школа оперного пения и симфонического исполнительства по-прежнему не потеряла своего международного авторитета и диктует правила игры в мире. Еще это говорит об абсолютной некомпетентности русских продюсеров, которые вот уже который год топчутся на одной маленькой местной делянке, называемой «пение бедрами», вместо того, чтобы вкладывать деньги именно в перспективное и высокодоходное классическое искусство, которое может стать таковым и в России, если им заниматься грамотно и иметь хоть какой-то вкус и мозги.

    Пока русские продюсеры вкладывают деньги в пустое и бессмысленное блеянье поп-звезд, серьезная музыка из России остается единственным сегментом мировой музыки, где нас по-прежнему оценивают по высшей шкале. Нам рассказывают сказки о том, что народ не хочет слушать «симфонии», между тем на концертах московских симфонических оркестров в провинции люди чуть ли не на люстрах висят. «Мы хотим настоящего искусства, – чуть ли не плачут они, – Мы устали от телевизионных бездарностей – что вы там в своей Москве совсем, что ли, с ума посходили?».

    Наконец, символично, что пока продюсеры ссылаются на «американский» опыт и врут, что народу нужно только «простое», сама Америка из года в год награждает серьезных русских музыкантов, которые в родной стране считаются «скучным жанром».

    Объяснение тут очень простое. Искусство, каким бы оно ни было, должно быть самобытным. Поскольку наибольшей самобытности мы добились в исполнении мировых оперных шедевров и симфоний, стало быть, стоило бы (в соответствии с законами самой что ни на есть банальной экономики) развивать эту нишу, а не надеяться на то, что успех будет приносить все, что только внешне напоминает «заграницу».

    Торжество серьезного русского искусства на фоне финансового кризиса еще более красноречиво: оно демонстрирует нам как нельзя лучше, что в протрезвевшем от потребления мире остается подлинной ценностью, а что является большим и мутным пузырем; победа России на «Грэмми» только ускорит эту переоценку ценностей – уже в прямом смысле.

    Церемония вручения премии «Грэмми» пройдет в Лос-Анджелесе 8 февраля 2009 года.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •