Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
21 октября 2008, 20:36 • Культура

После «Завтра»

После «Завтра»
@ ioncinema.com

Tекст: Денис Шлянцев

Второй международный фестиваль современного кино «Завтра» завершил четырехдневную работу раздачей призов и показом нашумевшего альманаха «Токио». Конкурсная программа фестиваля была составлена на редкость грамотно: последние картины Гая Мэддина, Петра Зеленки, Билла Плимптона и Бента Хамера, режиссерский дебют известного итальянского писателя Алессандро Баррико «Лекция 21», провокационная картина Валерии Гай Германики, наделавшая шороху в Каннах. Россия одержала победу в актерской номинации с лентой «Все умрут, а я останусь».

На конкурсе был представлен первый фильм Жана-Стефана Совера, бывшего оператора Гаспара Ноэ и Сирила Коллара, буквально берущий за горло своей бешеной энергетикой и потрясающей отточенной работой с непрофессиональными актерами, – «Джонни Бешеный пес».

Совер пообещал использовать призовые деньги для того, чтобы построить для местных трудных подростков школу и кинотеатр

Именно последней ленте жюри во главе с режиссером Абелем Феррарой и присудило Гран-при за лучший фильм и денежный приз в размере 50 тыс. долларов. Надо сказать, было за что, – помимо пугающей своей аутентичностью игры детей-актеров (сам режиссер перед показом поведал, что все задействованные в картине подростки непосредственно принимали участие в боях) и энергии редкой отфильтрованности, напрямую, без посредников прущей в зал, фильм проникнут гуманистическим пафосом, искренним состраданием и любовью к этим людям, которые пытаются выжить, сохранив остатки человечности.

Настоящие дети, лишенные детства, с младых ногтей познавшие вкус ненависти, воодушевляющие себя боевым кличем «Не хочешь умирать? Не рождайся!» вместо актеров, реальная разрушенная Либерия – вместо съемочного павильона. Что и говорить, работа проделана колоссальная, режиссер, к примеру, чтобы проникнуться духом и окунуться в атмосферу африканской бойни, сам два года прожил в Либерии. Неудивительно, что Совер пообещал использовать призовые деньги для того, чтобы построить для местных трудных подростков школу и кинотеатр.

Целых два приза – в категории «История» и от жюри блогеров – заслужила картина норвежского режиссера Бента Хамера «О’Хортен». По-норвежски неспешная, задумчивая и трогательная, выполненная в традициях Аки Каурисмяки, Джима Джармуша и чуть ли не Георгия Данелии история о 67-летнем машинисте, выходящем на заслуженный отдых, с рефреном «Начинать никогда не поздно».

Лучшим фильмом в категории «Звук» была признана анимационная лента «Идиоты и ангелы» известного американского инди-режиссера Билла Плимптона. Мрачноватая философская притча о негодяе, у которого на спине выросли ангельские крылья, снабженная оперным пением и православными хоралами, не совсем типична для создателя развеселых трэш-мультиков вроде «Мутантов-пришельцев» и «Я вышла замуж за странного человека», однако и в «Идиотах и ангелах» имеется необходимая доза низкопробного юмора.

Македонская лента «Я из Титова Велеса» Теоны Стругар Митевска была отмечена призом в категории «Изображение», который вручил молодому режиссеру культовый фотограф, клипмейкер и режиссер Антон Корбайн. Местами сюрреалистичная, местами гипертрофированно «чернушная» картина рассказывает о трех сестрах, которые хотят вырваться из своего «персонального ада» – Титова Велеса, но не в Москву, как у Чехова, а хоть куда-нибудь, подальше от грязи и коммунистической разрухи.

Приз «За лучшую актерскую игру» достался российскому фильму «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, серьезному и ответственному высказыванию на вечную тему отцов и детей, зачем-то прикидывающемуся «легальным детским порно» (фраза из анонса картины в ЖЖ). С актерами, играющими, по большому счету, самих себя, лучше Германики поработал, пожалуй, только Жан-Стефан Совер – абсолютно аутентичные девятиклассницы живут мечтой о «дискаче» и мальчиках, пытаются купить алкоголь, курят на переменках сигареты и конфликтуют с родителями и учителями. Первый секс, первый выкуренный косяк, первая бутылка вина – Германика ничего не скрывает и, что самое ценное, ничего не преувеличивает.

Редкий режиссер, снимая фильмы о подростковых проблемах, может удержаться от того, чтобы не скатиться в морализаторство или в откровенную пошлость. Германике же удалось, балансируя на грани фола, снять самый настоящий манифест сегодняшних 14-летних.

К сожалению, среди номинантов фестиваля не нашлось места для Гая Мэддина. Его признание в любви родному городу – «Мой Виннипег» – снятое в типичной для канадского режиссера манере стилизации под картины столетней давности, сочетает в себе и документальные кадры из реальной жизни виннипегцев, и воспоминания из детства самого Мэддина, и его сюрреалистичные гипнотизирующие размышления о природе вещей, канадских хоккеистах, детских переживаниях и разрушенных стадионах.

Достойным завершением фестиваля стал киноальманах «Токио» от режиссеров Мишеля Гондри, Леоса Каракса и Чуна Хобона – весьма своеобразные признания в любви столице Японии.

..............