Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
6 июля 2007, 09:22 • Культура

Труп как неотъемлемая часть

Труп как неотъемлемая часть
@ images.google.ru

Tекст: Юлия Бурмистрова

В литературе две главные темы – любовь и смерть. Будь то дешевый детективчик или сложная классика. Различия в нюансах, деталях и в том «как». Правда, любовь в современных книгах зачастую какая-то болезненная, без страсти, романтизма, сильных поступков. Зато смерти полно, и большей частью неестественной. Даже хороший роман не обходится без трупов.

Автор неизвестен
«Если буду жив…» Татьяны Гармаш-Роффе (издательство «Эксмо»)

Книга смахивает на сериал, где по правилам нельзя менять характер персонажа, чтобы ни случилось

Первый тираж романа был обставлен тайной – имя автора хранили чуть ли не под страхом смертной казни. Я наивный человек и, ладно, готова поверить, что призыв читать текст, а не автора продиктован благородными поисками настоящей русской литературы (как объясняют в сопроводительной речи) и не является пиар-ходом.

Сейчас имя известно – Татьяна Гармаш-Роффе. Сказать, что от этого знания появилось больше радости или огорчений, не скажу.

«Если буду жив…» – детектив, стреляющий сразу по всем направлениям. Для мужчин (а все же они считаются основными читателями этого жанра) – «конкурентная разведка», бандиты и трупы, для женщин – пикантная любовная история со счастливым финалом.

Виктория, пятнадцать лет прожила с богатым мужем. Трогательная, наивная в свои тридцать пять, она оказалась совершенно не готова к разводу. Муж, правда, ее не обидел: квартира, деньги, фирма – все осталось при ней. Но как жить, чем заниматься – ей совершенно невдомек.

Решив освоить бизнес, Виктория начинает вникать в дела фирмы. Фирма не простая, а занимающаяся «конкурентной разведкой». Шпионаж, одним словом. Боясь, что бывшие гэбэшники не примут ее как начальника, решает подкрепить свой авторитет наличием мужчины рядом. Только таковых в ее окружении нет. Разве что знакомый бомж, живущий около ее дома.

Как истинная русская женщина, Виктория забирает бомжа к себе домой. Отмывает, одевает, кормит, воспитывает и, конечно же, влюбляется. Бомж оказывается не простой, а честный и благородный и после хорошей ванны так вообще красавец.

Это любовная история. Детективная – на шпионской фирме не так все просто. Кто-то из сотрудников действует незаконными методами, а угрозы получает новоиспеченный директор. Виктории подкидывают сначала убитую кошку, потом труп проститутки, а вскоре и вовсе похищают.

Все закончится хорошо. Всех спасут, настоящих злодеев накажут, бомж окажется писателем, вживающимся в образ для своей новой книги.

Книга неплохо написана, хорошая редактура. Но понять ход с тайной имени не могу. Слишком все гладко и сладко, для «настоящей русской литературы» не хватает терзаний, сложности характеров, попаданий в потаенные мысли, противоречий. Скорее смахивает на сериал, где по правилам нельзя менять характер персонажа, чтобы ни случилось, а грань между добром и злом настолько явная, что у симпатий и антипатий нет ни малейшего шанса посомневаться.

Убийцами не рождаются?
«Юго-западный ветер» Луиса Альфредо Гарсиа-Розы (издательство «Эксмо»)

Книга Луиса Альфредо Гарсиа-Розы «Юго-западный ветер»
Книга Луиса Альфредо Гарсиа-Розы «Юго-западный ветер»

Все-таки я зануда, что касается фразочек на обложках. «Если бы Маркес писал детективы, то это были бы детективы Гарсиа-Розы». И хотя в этом есть зерно истины – текст медово тягуч, противоречив, местами болезнен в восприятии, первые страницы приходилось перебарывать рекламный негатив. Наверное, надо перестать читать обложки, сосредоточиваясь на самой книге. Потому что любое навязанное сравнение или мнение не оставляет шансов на собственное.

Обыкновенному, неприметному молодому человеку по имени Габриэл на вечеринке в кафе случайный посетитель предсказывает, что к следующему дню рождения он убьет человека. Посмеявшись нелепой шутке, все забыли инцидент уже на следующий день, кроме Габриэла.

Весь год он живет в агонии, представляя себя то убийцей, то жертвой. Чем ближе обозначенная дата, тем сильней страх. Не выдержав, Габриэл идет к комиссару полиции с просьбой раскрыть убийство, которое еще не совершено, а жертва неизвестна.

Прав был предсказатель или это глупая шутка, мучения Габриэла превращают случайные слова в реальность. Его личную реальность, размывая границы между сном и явью. Сначала гибнет его подруга, потом убивают предсказателя. Кто убийца? Я не могу сказать кто. Не потому, что оставляю читателю самое лакомое, а потому что не знаю.

Да и не главное это в книге. Детектив здесь как фон. Изменение характера героя гораздо интересней. Может ли случайный человек, обронив нелепую фразу, превратить скромного человека в убийцу? Или все-таки Габриэл был расположен к убийству и именно он убил своего отца, будучи девятилетним мальчиком?

Семейные круги
«Трения» Филиппа Джиана (издательство «Иностранка»)

Книга Филиппа Джиана «Трения»
Книга Филиппа Джиана «Трения»

Любовь и смерть. В романе «Трения» все настолько тонко переплетено, что начинаешь путаться, где причина, а где следствие. Смерть от любви или любовь от смерти. А где-то посередине жизнь, такая, какая удалась, и нет другой.

Книга – кинороман в пяти эпизодах, между которыми проходят десятилетия, но в центре всегда взаимоотношения матери и сына. Борьба за свое личное пространство и одновременно за власть над жизнью родного человека.

Одиннадцатилетний мальчик, любящий отца и мать, не живущих вместе, наблюдая за их отношениями, формирует собственный взгляд на семью. Он прекрасно все понимает и научился гасить истерики матери после каждого появления отца. Но мать не оставляет ему выбора, принимая решения, как и с кем общаться ребенку.

Будучи двадцатилетним, уйдя из дома, он словно отыгрывается за детство.

Порицая мать за любую попытку устроить свою жизнь, жестоко вмешивается в каждый новый роман, ломая и круша все на своем пути. Теперь уже он сам может не оставлять выбора.

Но вот ему уже тридцать. Он женат, жена на восьмом месяце беременности. Неуверенный в правильности выбора, не в состоянии ничего изменить – ведь скоро родится ребенок, он хватается за любую соломинку.

За плохие отношения между матерью и женой, не понимая, что дело совсем не в жене, что это снова игры влияния. Внезапная смерть жены не решает ситуацию, а лишь отодвигает ее в тень.

Сорок лет. Он живет с маленькой дочерью, которую смогли спасти. Его жизнь пуста. Мать добилась своего – в жизни сына есть только одна женщина – она, ну и пускай еще внучка, ребенок не конкурент.

И тут мать влюбляется. По-настоящему, без оглядок, на старости лет, как молодая. Узнав про тяжелое здоровье избранника, сын невольно делает все, чтобы приблизить его смерть, чтобы счастье вновь прошло мимо их семьи.

И вот ему за пятьдесят. Дочь выросла и хочет самостоятельности, хочет замуж. Впервые сын и мать объединяются, чтобы не допустить даже намека на счастливый финал.

Специально или просто так получилось, но и на сей раз смерть приходит в их дом. Мать жениха, соблазненная героем, не может перенести позор и кончает жизнь самоубийством. Имя соблазнителя рано или поздно всплывает, разрушая едва начавшуюся счастливую семейную жизнь дочери.

Вся книга – лишь тонкие штрихи сюжета. Намеки и тени. Автор оставляет читателю самому решать и достраивать пропущенные годы. Да и в освещенных событиях все условно, характеры намечены, слова не договорены, отношения недовыяснены. И только в последнем абзаце появляется то самое настоящее, что замыкает спирали сюжетов в крепкий семейный круг.

..............